О программе НЛО необъявленный визит

Виталий Демешко
Ностальгическое эссе
Знак информационной продукции: 12 +

На изображении: фрагмент заставки телепрограммы «НЛО: необъявленный визит» 1991 года.
 Ютуб-канал «Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России» [1].

1.

Впервые про аномальные явления я услышал в 1988, или в 1989 году, в поезде. Мы с мамой ехали в общем вагоне, кажется, в отпуск из Германии. Я лежал на верхней боковушке плацкартного вагона, а напротив меня, в открытом купе, собрались за разговорами несколько пассажиров – мужчин и женщин – солидных лет. Они на полном серьёзе обсуждали тему наблюдающих за нами пришельцев с иных планет. Один мужчина рассказал про некую аномальную зону, где боковым зрением можно видеть чудищ из параллельных миров, а если посмотреть в упор – ничего не увидишь.
Услышав такое, я буквально ёжился от страха, хотя за окном поезда был разгар светлого дня. И потом много месяцев воображение рисовало мне в самых мрачных красках будущее нашей цивилизации.
Помню, уже после переезда из Германии в  Исилькуль (Омская область), в один из вечеров, осенью 1989 года, на меня вновь напал страх инопланетного вторжения. Однако, я вспомнил мощь наших Вооружённых Сил - танки, пушки, «Шилки» - которую я насмотрелся за годы жизни в Группе Советских Войск в Германии, и решил, что защита от инопланетян нам обеспечена, и бояться особо нечего.
С тех пор страха больше не было, но интерес к теме НЛО и других аномальных явлений остался.
 
2.

Способствовала этому и моя любовь к научной фантастике.
Впервые об этом жанре я услышал от своего одноклассника ещё в Германии. Звали его Стас Салахов, и он частенько приносил в школу научно-фантастические книги зарубежных авторов (кажется, Станислава Лема или ещё кого). В общем, уже в четвёртом классе я твёрдо решил, что обязательно буду читать фантастику. Однако в Германии как-то у меня с этим жанром не получалось. Там меня увлекали сказки, рассказы о Шерлоке Холмсе и книги про Великую Отечественную войну.
Но по приезде в Исилькуль я взялся за этот жанр основательно. Так, уже в течение 1990-1991 года (тогда мне было 12-13 лет) я познакомился с «мирами» многих классиков научно-фантастического жанра: Ж. Верна [4], Г. Уэллса, И. Ефремова, В. Обручева, Г. Гуревича, Р. Шекли, Р. Брэдбери, К. Саймака. М. Лейнстера, Д. Болларда, Ф. Пола, Э. Гамильтона, К. Воннегута и многих других. В числе прочитанных и осмысленных мною серьёзных произведений к январю 1992 года были: трилогии «Космическая Одиссея» Артура Кларка и «Люди как боги» Сергея Снегова, романы «Конец Вечности» и «Сами боги» Айзека Азимова, «Астронавты» Станислава Лема, повесть «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. Всего в общей сложности – более 150 произведений.
Но это было только начало, так как фантастику я активно читал до 1995 года, и лишь после поступления в университет взял паузу на несколько лет.
Параллельно с фантастикой, я всерьёз увлёкся астрономией и всем, что с ней связано. И, разумеется, программа «НЛО: необъявленный визит», включавшая в себя небольшие сюжеты о космосе, не могла пройти мимо моего внимания.

3.

Несколько месяцев назад, в 2020 году, я обнаружил в «Ютубе» множество выпусков этой передачи [1], некоторые посмотрел, совмещая просмотр с выполнением домашних дел, или поездкой в общественном транспорте. И понял, что это была вовсе не научно-популярная программа, каковой я её воспринимал в начале 1990-х, а скорее своеобразное эзотерическое телешоу.
Появление во второй половине ХХ века летательных аппаратов, искусственных спутников Земли, новых видов вооружений, вкупе с давней мечтой человечества о пришельцах и небывалых чудесах, породили на Западе гигантскую уфологическую медиа-франшизу, постепенно переползавшую через «железный занавес» в нашу страну. В период перестройки, гласности и политического кризиса 1990-х незримая стена, закрывавшая нас от подобного рода социальных явлений (неорелигий, квазинаук, неформальных объединений, сексуальной революции, и т.п.) окончательно рухнула. И в СССР, на благоприятную почву, устремился огромный поток уфологической информации. 
«НЛО: необъявленный визит» стала первой популярной телепрограммой советского телевидения, использовавшей уфологическую тематику. Её автор и ведущий Александр Мягченков, талантливый журналист и театрал, творчески подходил к каждому выпуску. Рыскающая камера, словно пришелец из «летающей тарелки», «высматривала» окна домов, и идущих по улицам советских граждан; жутковатые балетные постановки и необычные маски на лицах гостей; фрагменты самых страшных американских фантастических фильмов (помню, меня как-то напугал вставленный эпизод из «Охотников за привидениями»  (1984 г., реж. А.Райтман в русском переводе А. Горчакова)); и, конечно, музыкальная тема «Ethnicolor» Жана-Мишеля Жарра – вот далеко не полный перечень тех приёмов, которые создавали в передаче неподражаемую, таинственную и жуткую атмосферу.
Но сейчас даже это смотрится несколько архаично и неинтересно.
Во-первых, потому что большая часть эфирного времени в ней – это сеансы экстрасенсов, беседы с контактёрами или представителями многочисленных уфологических организаций. Среди гостей программы – и школьники, и военные, и учёные, и маги, и журналисты, и простые обыватели, и откровенные шарлатаны. Никакой системы или упорядочения в их рассказах не было. А слушать бесконечные высказывания в духе «сверкающий огнями объект круглой формы пролетел мимо моего дома вот оттуда вон туда» долго не получается.
Во-вторых, сейчас каждому ребёнку известно, что большая часть НЛО – это не корабли пришельцев, а вполне объяснимые явления: облака необычной формы, метеозонды, шаровые молнии, запуски ракет, солнечные гало, атмосферные трансформации звёзд и планет.
И всё-таки я отметил в этих телепередачах одну интересную особенность, которую сейчас на телевидении уже практически не встретить: комбинирование форматов. Мы привыкли к тому, что у каждой телепрограммы теперь свой определённый формат: интервью, путешествие, репортаж и т.п. Здесь же было всего понемногу, включая и ток-шоу, и трансляцию мероприятий, и общение с телезрителями посредством обсуждения их писем.
Передачу эту в детстве я смотрел вовсе не из-за разнообразия и не из-за жутковатой атмосферы. Куда важнее для меня было увидеть на экране фото какой-нибудь планеты или галактики. Фотографий космических объектов в научных книгах было немного, а цветных – и того меньше. А потому я был одним из немногих зрителей, кто искал в ней пищу для размышлений о законах Вселенной или сюжета для очередного фантастического рассказа. И именно поэтому с 1990-го года «НЛО: необъявленный визит» стала моей любимой телепрограммой.

4.

В 1994-м году программа была переименована в «Экстро-НЛО» (я до сих пор не знаю, зачем). А время эфира сместили с вечернего показа на утренний, по субботам, причём, без повторения в другие дни. И шла она уже не по часу, как раньше, а по пятнадцать-двадцать минут. Смотреть её у меня возможности не было, так как в субботу утром я уходил в школу.
Но приобщение меня к миру уфологии уже свершилось. И я черпал вдохновение из других источников: телепрограмм «Клуб путешественников», «Авиакосмический салон» и «Непознанная Вселенная»; изданий, типа «Книги тайн» [5]; газеты «Аномалия»; журналов «Вокруг света» и «Техника-молодёжи». Ведь даже столь авторитетный научный журнал, как «Земля и Вселенная» публиковал материалы про НЛО. Особенно мне понравилась статья А.А. Плаксина «Природа НЛО: научный подход к изучению феномена» [6] с наглядной классификацией наблюдаемых неопознанных летающих объектов различной природы.
Всё это я внимательно изучал, верил, обдумывал и надеялся совершить в будущем какое-нибудь открытие на этом поприще.

5.

Просмотром телепрограмм и вдохновением в детстве я не ограничился и написал письмо в Москву, по адресу телепередачи, в котором предлагал свою гипотезу происхождения НЛО. Я допускал, что «летающие тарелки» могут быть специальными капсулами наших далёких потомков, которые переместились в наше время для изучения прошлого. При этом, подобно героям рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром…» [2], они сознательно избегают любых контактов и с нами, и со всей земной биосферой, чтобы не повлиять на ход мировой истории.
Скажу честно: эта идея мне нравится и поныне. Я даже мечтаю о такой «исторической обсерватории». И если у землян в каком-нибудь 7021 году  она появится – отчего же ею не воспользоваться? Для будущих историков, географов, биологов она будет незаменима. А то, что предки их наблюдали в качестве каких-то там «летающих тарелок», уже никак на ход событий не повлияет.

6.

Итак, если «НЛО: необъявленный визит» - это уфологическое телевизионное шоу, то что тогда сама уфология?
В самом распространённом понимании – квазинаука. Но это мнение далеко не единственное. Лично для меня это, в первую очередь, медиа-франшиза, причём, даже на современных российских телеканалах, весьма распространённая. И «Первый канал», и «Россия-1», и «ТНТ», и «ТВ-3», и многие другие периодически эксплуатируют её тематику. Даже тайна «огненных шаров» перевала Дятлова, по которой, вроде бы, уже не должно быть вопросов, продолжает обсуждаться с самых что ни на есть уфологических позиций.
Религиоведы усматривают в уфологии признаки нетрадиционной религии. Так, в книге Александра Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты» [3], уфология, наряду с астрологией, отнесена к религиозному движению «Нью-Эйдж» (в переводе – «Новая Эра»). Оно интерпретируется автором, с одной стороны, как «широко распространённое оккультное неоязыческое движение, основанное на определённой, довольно свободно сформулированной идеологической базе»; а с другой – как социокультурный феномен, представляющий собой идеологическую основу современной постхристианской цивилизации [3, с. 701-702].
Я бы сформулировал несколько иначе: как реакцию суеверий на бурный научно-технический прогресс. Просто верящие в мистику люди разделились на две группы: одни продолжили верить в заколдованные места, демонов и волшебников, а другие, под влиянием прогресса, заменили демонов пришельцами, волшебников – экстрасенсами, а заколдованные места – «аномальными зонами».
И вот ещё одно открытие, которое я сделал после просмотра нескольких программ «НЛО: необъявленный визит» в 2020 году. В детстве я для себя разделял тему НЛО и тему экстрасенсорики (то есть необычных свойств человека). А тут я неожиданно понял, что обе темы – это разные стороны одного и того же явления. И в НЛО, и в экстрасенсов верят одни и те же люди, а потому в программе и было много всяких магов и колдунов. И, что самое неприятное, к астрономии, и вообще к космической тематике, весь этот «компот» не имеет никакого отношения! Отсылки к космосу - скорее «обёртка», инструмент привлечения интересующихся людей в самую что ни на есть антинаучную эзотерическую бездну.
Но всё-таки есть в этом и нечто хорошее. Помнится, один из авторитетных преподавателей  на лекции, которую он читал нашему курсу, отметил, что интерес к «летающим тарелкам» побуждает молодых людей интересоваться естественными науками, и они впоследствии могут стать настоящими учёными.
В некотором смысле так со мной и случилось, хотя в науку я пришёл скорее из научной фантастики.
Кстати, в период с 2003 по 2013 год я изучал «аномальные зоны» Муромцевского района Омской области, но исключительно с туристско-рекреационных позиций.
В общем, в отношении уфологии я непримиримый скептик. Хотя нет-нет, да и проскользнёт исполненная романтики мысль: а вдруг инопланетяне существуют и уже находятся среди нас?
И тогда я мысленно возвращаюсь в детство, к старенькому телевизору «Витязь», из которого Александр Мягченков рассказывает про пришельцев, «аномальные зоны» и «летающие тарелки».

Источники:

1. НЛО: необъявленный визит. // Ютуб-канал «Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com
2. Брэдбери Р. И грянул гром… // Брэдбери Р. Улыбка: Рассказы. – Новосибирск: Детская литература. 1993. – С. 18-31.
3. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 816 с.
4. Демешко В. Как я читал Жюля Верна. // http://proza.ru/2020/07/24/246
5. Книга тайн. Сборник. / Составитель и редактор В. Щербаков. – М.: Общество по изучению тайн и загадок Земли, 1991. – 302 с.
6. Плаксин А.А. Природа НЛО: научный подход к изучению феномена. // Земля и Вселенная. – 1995. - №2. – С. 71 – 79.


7 января 2021 года

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits