Яма. Короткий поучительный рассказ

Евгений Черняев
Когда я упал в яму, то конечно сразу потерял сознание.

Надолго ли? Не знаю. Оступился я ближе к вечеру, а когда пришел в себя, то увидел в десяти метрах над головой круглую дырку синего неба, в обрамлении ровных бетонных стен. Свет добирался до земляного дна с трудом и не весь, но его хватило чтобы заметить скелет. Костяной сосед сидел скрестив руки на груди, вероятно смирившись со своей такой судьбой.

Я зажег спичку, поднес огонек к покрытой мхом и плесенью стенке и увидел черные полоски схем и рисунков. Этих рисунков было множество. Они, вместе с описательным текстом, покрывали круглый периметр ямы почти от самой земли до верха, насколько хватало длины моей руки держащей спичку. Отсюда я сделал два вывода, что мы с незнакомцем приблизительно одного роста, и что этот несчастный провел в этой яме не один день. Или даже не один месяц.

Я использовал двадцать две спички для того чтобы понять — автор настенных записей рассказывал как не попасть в яму. Он объяснял как заметить яму издалека, как схватится за край, если все же пришлось оступиться. В одном месте я нашел таблицу с характеристиками всевозможных ям. А под ним не очень разборчивое философское объяснение откуда вообще берутся ямы. Да. Времени у товарища было достаточно.
 
Совершал ли он попытки выбраться? Конечно! И не одну. Эти записи я тоже нашел на стене. Сто двадцать седьмая попытка была последней и похоже самой удачной. Он смог подняться выше обычного. Рядом с его телом справа, ближе к бедру, была про это запись. Она рассказала, что он добрался почти до половины ямы, но сорвался, упал и сломал обе ноги. Да, я проверил кости, и да — нашел эти самые переломы.
Изучив все это я вздохнул. А потом взял небольшую палку, чтобы развернуть правую кисть скелета, и вытащить зажатый между пальцами кусочек угля. Похоже прошлый житель этой ямы нашел способ разжечь костер, иначе откуда у него взялось столько пишущего материала? Мне, к сожалению, он дров не оставил.

Потом я расчистил от рисунков и записей большую часть стены, воспользовался для этого своим рукавом. И написал крупными ровными буквами:

Друг, никогда не падай в эту яму! Если упадешь, то больше из нее не выберешься.
Затем я устроился рядом со скелетом, закрыл глаза и улыбнулся, воображая, как кто-то свалится сюда же, лет через двадцать, когда и мой скелет будет так же объеден червями и опутан мелким мхом.

Этот неудачливый турист увидит нас двоих. А потом прочтет мое предупреждение, и улыбнется в ответ. Наверное.