Новый Год. Территория Праздника

Геннадий Кузнецов Петрусь
Предисловие. А есть ли праздник?
Для начала мне хотелось бы остановиться на том, что мы, собственно, празднуем? Все понятно с Днем Победы: мы празднуем победу  советского народа в Великой Отечественной войне. А вот что отмечается 31 декабря? Отчего, так сказать, душа поёт, тело просится в полёт? В Новый год, в Новый год, в Новый год? По каким причинам мы тратим на обустройство этого праздника столько средств, что за предновогодний месяц торговля перекрывает обороты 2-3 летних месяцев, а за неделю с полок магазинов исчезает все, что может играть роль подарка или угощения? Почему этот праздник называют «волшебным», «таинственным» и все гадания приходятся на его канун? Почему краткий миг перехода минутной стрелки превращается в две недели народных гуляний?

Наведение порядка
Ответы на эти и другие вопросы можно найти в традиционных архаических системах и …, как это ни парадоксально звучит, в детских новогодних спектаклях и представлениях. Словари северных народов сразу подводят нас к сути праздника: во многих языках аборигенов Северной Америки слово «Год» используется также в значении «Мир». Якуты говорят: «Мир прошел», понимая при этом, что прошел год. Юки говорят подобно якутам: «Земля прошла», когда хотят сказать, что истек год. Таким образом, год – это не просто временной отрезок в 365 дней, а нечто гораздо большее. Даже в родственном украинском языке слово «Рок» отсылает смыслово не столько ко времени, сколько к судьбе. Для традиционного сознания, корни которого никогда из нас не уйдут, весь мир рождается, развивается и умирает в последний день года, чтобы вновь возродиться на следующий день. Но если Мир, Порядок были созданы когда-то из Хаоса, зачем же надо уничтожать его и возрождать каждый год заново? В момент Первотворения мир действительно был создан священным, правильным. Но он не идеален и подвергается разрушающему действию мирского времени. Накапливаются грехи, бытие изнашивается, истирается и приходит в упадок. Как гласит очень вольная формулировка второго закона термодинамики, известная любой хозяйке: «Порядок надо наводить, а хаос приходит сам собой». Необходимо свергнуть изношенное бытие и создать мир заново чистым, сильным и священным. В Новруз – персидский Новый год – царь провозглашал: «Вот новый день нового месяца нового года: нужно обновить то, что истёрто временем». Истекшее Время ниспровергается с помощью ритуалов очищения, изгнания грехов (итальянцы буквально выбрасывают из окон домов старую, ненужную утварь). Отворяйте ворота: Новая Судьба на пороге!

Солнцестояние
Есть четыре волшебные точки в годовом солнечной круге, но я остановлюсь лишь на одной – той, или, вернее, почти той, на которую и приходится наш праздник. Это точка зимнего Солнцестояния. Солнце, источник жизни для любого человека, а архаического в особенности, в конце декабря стремительно спускается к низшей точке этого круга. День все короче, но зато все длиннее и гуще Мрак. И вот светило достигает низа и … замирает на несколько дней, не в силах сдвинуться с места. Хаос разливается в гармонично устроенный мир и грозит ему  полным уничтожением. Требуется срочное восстановление бытия в соответствии с идеальным образцом, изначальным порядком, священной нормой. Но это пересотворение мира не может пройти без человека. Довольно часто повторяется, что Новый год – семейный праздник. Конечно же, это не так. Тихий, уютный, семейный праздник – это Рождество, традиции которого не всегда адекватно пытаются перенести на праздник Нового года. Новый год же – это праздник переполненных площадей и улиц, петард и фейерверков. Все должны принять участие в столь грандиозном событии, призвать богов и первопредков, напомнить им, что нужно сделать. И вот мчится Дед Мороз, чтобы ударить своим посохом – символом силы и власти – и вместе с людьми возвестить приход нового года и нового мира. Эта сюжетная линия легко прослеживается в любом новогоднем представлении. Дед Мороз спешит, чтобы установить Новый год, но тут вмешиваются распоясавшиеся темные силы: хтонические  Баба-Яга, Кащей, Волк, Сырость, Слякоть (земля, перемешанная с водой – ничто, пожалуй, не может лучше символизировать первичный Хаос). Они хотят помешать наступлению Нового года, то есть установлению всеобщего Хаоса. Но дед Мороз при активном участии зрителей побеждает их, как когда-то, в начале всех времен, вавилонский громовержец Мардук победил морское чудовище Тиамат и создал из ее останков весь мир.  Хаос повержен. С Новым годом!

Мировое древо
А теперь посмотрим, вокруг чего вертится все новогоднее действо. Эта ось – новогодняя ель, с нее начинается и ею заканчивается праздник. В мифах творения это Мировое древо, соединяющее Верхний, Средний и Нижний миры как триединое целое. Новогодняя (рождественская) ель пришла в Россию из Германии, но изначально почитание ели как священного дерева кельтское. В культуре галлов ель была воплощением Древа Жизни благодаря своим вечнозеленым ветвям, словно бы неподвластным разрушающему действию времени. Кроме того, ель, благодаря ярусам своих ветвей, имеет ступенчатую форму и похожа на лестницу восхождения. Она далеко не сразу прижилась в России, так как в славянской традиции ель гораздо больше относилась к первой части ритуала – умиранию, а  не к возрождению. Достаточно вспомнить современные похоронные венки из еловых веток.
Теперь рассмотрим убранство елки. Практически каждый вид украшений мифологичен, хотя и неосознаваем нами. Но каждый ребенок уверенно скажет, что «правильная» елка должна быть высокой, пушистой (ступенчатой) и на вершине доложен быть шпиль, упирающийся в потолок. Обратившись к кельтской мифологии, можно увидеть в качестве Мировой Оси копье верховного бога Луга, наконечник которого – Полярная звезда, центр небосвода. Конечно, мы помним то время, когда вместо него была красная пятиконечная звезда, а до того – восьмилучевая серебряная Вифлеемская звезда. Но идеология – лишь вторичная мотивация символа. Глубинное значение шпиля (звезды) – вершина Мировой Оси, точка соприкосновения земного и небесного миров, откуда горние силы посылают в срединный мир все, что люди воспринимают как благо.
А теперь украсим елку  зеркальными шарами, заменившими собой яблоки и мандарины. Эти фрукты символизируют обильные плоды Древа Жизни, дарующие вечную молодость. Они хорошо известны нам по русским сказкам (яблоня с золотыми яблоками, молодильные яблоки), по греческому мифу о яблоках Гесперид. Идеологические изыски в виде фигурок космонавтов и моряков быстро сошли на нет, и блестящие шары – золотые яблоки являются сейчас основным украшением елки.
Наконец, ни одна елка не обходится без гирлянды лампочек, то есть множества мерцающих огоньков. Именно так в традиционных культурах представляется присутствие духов. Это могут потусторонние существа (эльфы, гномы), а могут быть и духи предков. В эти волшебные дни Нового года соединяются в одной точке как Время (прошлое, настоящее, будущее), так и Верхний, Средний и Нижний миры, и человек просто обречен на контакт со сверхъестественными силами. Так что Гоголь много написал о новогодних вечерах, а о скольком умолчал – кто знает… Нижний мир в традиционных культурах – это совершенно не то, что ад христианства или инфернальные ужасы голливудских боевиков. Это, прежде всего, мир ушедших предков, с которыми складываются определенные отношения. И именно в  дни слияния миров возможны разнообразные святочные гадания, когда эти духи отвечают на вопросы человека. Такая вот елочка…

Карнавал
Естественно, елка должна стоять в центре: квартиры, площади, города, страны. Мира, вновь сотворенного нами. И непременный хоровод вокруг нее по кругу. Такое ритуальное движение очерчивает границу освященного пространства. Движение по кругу – это возвращение к началу начал, неизбежное возвращение и вечное возвращение; оно происходит снова и снова и никогда не бывает окончательным.
А кто же кружится в хороводе? Лиц нет – одни маски. Как уже было сказано, хаос вырвался на свободу. Но это не такая вещь, которую можно оставить без контроля. А что нужно сделать с тем, что не можешь победить? Естественно, возглавить! Лучше самим организовать хаос, чтобы ввести его в определенные границы. На время отдаться стихии, чтобы потом изнутри победить ее. Большинство этих обрядов сегодня стало достоянием детей: снежинки, зайчики, лисы, Золушки, феи окружают новогодние елки. На школьных карнавалах сталкиваются разные исторические персонажи: это знак слияния Времени (прошлое–настоящее–будущее) в одну точку. Но, собственно, и взрослым это не чуждо – речь идет о ряжении. Все должно быть перевернуто – отсюда такая характерная черта русского ряжения, как изменение пола. Ярко накрашенные губы, румяна во все щеки и косички в коротких мужских волосах или, наоборот, сажей нарисованные усы на женском лице – картина, нередкая в новогодние дни даже для городского пейзажа. А уж сколько всяких чертей да медведей! Характерной чертой карнавала является то, что все участники скрывают человеческое лицо (а шире – и личность) за масками на время разгула потусторонних сил. Отсюда же берет корни и устойчивая традиция не спать в новогоднюю ночь ¬– распоясавшиеся силы могут причинить спящему неприятности.

Дед Мороз
Ну, и, наконец, немного о том, кто тоже неразрывно связан с Новым годом в России – Деде Морозе.  О происхождении его образа можно говорить долго. Его корни, как и сопровождающей его Снегурочки, скорее литературные, нежели мифологические. Но это не столь важно, важнее та роль, которую он играет в ритуале новогоднего праздника сегодня. Он прибывает к нам в критический момент борьбы Мирового Порядка с Хаосом на тройке летящих коней. Правда, в последнее время под влиянием западной культуры Дед Мороз иногда меняет тройку на оленью упряжку, но это сути дела не меняет: и лошадь, и олень – это устоявшиеся образы проводников между мирами. То есть он посланец иного мира, прибывающий, чтобы своей силой и властью помочь нам установить Новый год и щедро одарить всех подарками. И в этом большое отличие от его западного собрата Санта-Клауса. Санта-Клаус, как и его реальный исторический прототип, всего лишь констатирует приход Нового года. Его задача – всего лишь одарить всех по этому поводу подарками из своего бездонного мешка.
Итак, ядро новогоднего ритуала – воспроизведение акта Первотворения мира, с той лишь разницей, что в Начале Всех Времен это сделали боги, а из года в год это приходится делать человеку. Конечно, первичные сакральные смыслы во многом утеряны, но форма продолжает жить. Как говорит пословица, в жизни любого мужчины есть три этапа: сначала он верит в Деда Мороза, потом не верит в Деда Мороза, и, наконец, сам становится Дедом Морозом.
Геннадий Кузнецов, 2004