Весталка Туччия

Аида Нейтенс
Картина “Весталка, дева Туччия” написана художником Йозефом-Бенуа Сувее в 1785 году и находится в Музее Грунинге, Брюгге.


Художник родился в городе Брюгге. В Музее Груниге есть несколько портретов его кисти, есть автопортрет художника, выполненный в 1771 году.  И ещё большое полотно “Изобретение рисунка”, 1791 год. Писал картины Йозефе-Бенуа в стиле неоклассицизм. Напомню вам, что характерно этому стилю. Живопись обращается к греко-римской мифологии и литературе, идеализирует натуру, восхищается прекрасным телом. Рисунок преобладает над цветом. Строгие линии и строгая композиция, четкие линии и силуэты, благородный декор, нежная цветовая гамма, стремление к гармонии, изящность, легкость - отличительные черты неоклассицизма.

А мы с вами рассмотрим картину, на которую, как мне кажется, мало обращают внимание. Она называется “Весталка Туччия”,1785 год. На картине изображена юная дева, у нее четкий профиль, красивое лицо, особый взгляд (об этом я еще скажу), одета в длинное белое льняное тонкой работы платье, кусок белой ткани служил головным убором, на голове у них была голубая шелковая лента. Позади видим двух удивленных девочек, учениц весталки.

В начале поговорим, кто такие весталки. Когда-то я читала книгу про Древний Рим, где одна глава была посвящена весталкам. Весталки были служительницами храма Весты в Риме, что находился на Форуме. Храм Весты был одним из самых древних в Риме, который был посвящен античной богине, хранительнице домашнего очага.

Обязанностью весталок было хранить священный огонь Рима, огонь, от которого зависела судьба города и империи. Римляне верили, что если огонь погаснет, то город Рим разрушится. Весталки охраняли также священные предметы: деревянную статую Паллады, привезенную из Трои самим Энеем.  Паллада была сестрой Афины, богини мудрости, знаний, искусств и ремесел. 

Выбирали весталок, когда им еще не было 10 лет. Девочки избирались из знатного патрицианского рода, отбирались самими Римскими понтификами, то есть императорами.  Они покидали дом, их привозили в “монастырь”, где начиналась их жизнь в закрытом здании, где был просторный двор. 30 лет служения был довольно большой срок. 10 лет они обучались, 10 лет служили как жрицы, храма и 10 лет обучали девочек. Весталки имели почет и уважение, руководили церемониями, жертвоприношениями. 

Главным условием служения была девственность, после завершения служения весталка могла выйти замуж. Для римского мужчины, какого-нибудь богатого патриция, было честью жениться на весталке. Если вдруг гас священный огонь или весталка лишалась девственности, то ее ждало строгое наказание. Ее заживо погребали в подземной келии, где давали немного хлеба. Нельзя было проливать кровь весталки.  А любовника забивали плетьми на Форуме. 

Так что же изображено на картине? Мы видим весталку, которую звали Туччия. В руках у нее сито. Туччию обвинили в потере девственности. Что ее ждало? Жизнь в подземной келии. Тогда она решается обратиться к богине Весте о защите , чтобы доказать свою невиновность. Ее слова были услышаны и Туччия смогла принести воду в сите, не проронив ни капли, в храм. Вот такая красивая легенда. А теперь еще раз посмотрите на выражение лица, в ее глазах уверенность, чудо свершилось. Я не виновна, говорит она.  Этот сюжет и изобразил художник Сувее. Сюжет о весталке, был довольно популярным в искусстве и часто изображался на полотнах.


И коротко о художнике.

Жозеф-Бенуа Сувее родился в Брюгге в 1743 году. В семье было 8 детей.  Он был одним из первых художников-неоклассиков. Крестили его в церкви святого Сальватора. Учился он в Академии Искусств города Брюгге. Она была одной из сильных Академий в Европе. Надо сказать, искусство в это время развивалось довольно большими темпами. Этому способствовало два фактора: основание Академии Искусств в Брюгге и стремительная карьера Йозефа-Бенуа. В 1763 отправился в Париж, учился в Академии святого Луки. В 1766 году стал учителем в только что основанной Школе Дизайна. А в 1771 году стал лауреатом Римской премии в живописи. Он одержал победу над очень сильным соперником Жак-Луи Давидом. Два достойных художника. Последний не мог простить Сувее и делал все возможное, чтобы помешать его карьере.  Картина, которую Сувее писал для конкурса, хранится сейчас в городе Лилль, в Музее изящных искусств. Называется полотно “Борьба Марса и Минервы”. Римская премия в те времена давала возможность обучаться греческой и римской скульптуре, а также живописи, изучать полотна мастеров ренессанса и барокко. В 1772 году, во время пребывания Сувее в Брюгге, подарил Академии свой автопортрет. В 1780 году женился на дочери ювелира. В Париже он преподавал в Королевской Академии живописи и скульптуры, был ее почетным членом. В 1792 году был назначен директором Французской академии в Риме. Ученики, которые учились в Академии Искусств в Брюгге, их было 13, приезжали в Париж поучиться у Сувее. Многие из них стали известными портретистами во Франции, писали при французском дворе для Наполеона, Людовика XVIII, Карла X. Некоторые их них стали придворными художниками Виллема I, короля Нидерландов.  Умер Сувее в Риме в 1807 году.