Семья Гончаровых в Москве

Светлана Саванкова
   
        Москва. Лето 1817 года. Наталья Ивановна, наслаждаясь благодатным теплом летнего вечера, идет по дорожкам тенистого сада к флигелю мужа. Она по-прежнему очень привлекательна, но сосредоточенно-грустное выражение лица ее говорит о том, что молодая женщина чем-то глубоко озабочена, взгляд красивых глаз задумчив. Внезапно она замедляет шаг: из распахнутых окон доносятся звуки скрипки.
Наталья опускается на садовую скамейку, стоящую рядом. Редко в последнее время ей удавалось услышать игру мужа — необычайно талантливого и прекрасно подготовленного музыканта.
Музыка захватывает, и мысли ее уносятся вдаль - к счастливому периоду их семейной жизни в Петербурге и Москве, гончаровских имениях Рязани и Полотняного Завода.
        Красавец Николай Гончаров блестяще образован; на всякой службе его отличают как знающего специалиста, умника, доброго товарища. Он горячо любит свою молодую жену, внимателен и заботлив, что очень важно для всякой женской души. А ее душа была
более, чем у других, ранима: она, конечно же, осознавала двойственность своего положения, воспитываясь в семье Загряжских в детстве и ранней юности.
Рождение детей (а их было шестеро: три сына — Дмитрий, Иван и Сергей и три дочери — Екатерина, Александра и Наталья) еще больше сблизило супругов. «Николай — неподражаемый скрипач»,— думает она о муже. Звучащая нежнейшая тема любви возвращает ее к мыслям о матери — удивительной красавице. Возможно именно ее, ту особую благородную красоту Ульрики генетически унаследовала ее внучка Таша — любимица всей семьи.

        И мысли, воспоминания вновь уносят ее в прошлое.
Н. А Гончаров....1812 год, Наполеон почти вплотную приблизился к Ка
лужской губернии, — рукой подать до гончаровских владений, где проживало в то время семейство молодых Гончаровых с малолетними своими детьми. И... история повторяется. Уже Наталья, как когда-то ее мать Ульрика Поссе, ожидая очередного прибавления семейства, едет к родственникам по отцовской линии Загряжским, в богатое имение Кариан, с трудом преодолевая неудобства и тяготы российских дорог. Именно здесь, в тридцати верстах от Тамбова, родилась та, редчайшей красотой
которой по сей день гордится Россия, та, которая стала женой величайшего, гениальнейшего поэта мира А. С. Пушкина и как бы продлила его физическую жизнь, родив ему четверых замечательных детей — Марию, Александра, Григория и Наталью.

        Наталья-младшая становится любимицей деда Афанасия Николаевича, с самого раннего детства она живет у него в имении в атмосфере неслыханной роскоши и баловства. Но на первом ее портрете, написанном там же, на Полотняном Заводе, пятилетняя девочка по- взрослому серьезна и грустна.

Нежное девичье личико,
Недетский, печальный взгляд,
Модно открытые плечики,
Великолепный наряд.

Но баловница, любимица
Не весела, а грустна.
Будто всю жизнь свою видела
В мгновеньях вещего сна.

      Резкий порыв ветра возвращает Наталью Ивановну к действительности. Она поднимается со скамейки, укутывая плечи теплой шалью, и направляется к мужу.
Сегодня он тих и спокоен, пребывает в добром настроении, как обычно после его общения со своей любимицей Ташей, глядя на проказы которой, он всегда улыбался. Своим мягким, добрым, открытым характером девочка очень походила на отца.
К сожалению, с момента, когда отец полностью отстранил Николая Афанасьевича от управления делами, он находился в глубокой депрессии. Попытки выйти из этого состояния, заглушить душевную боль и обиду часто сопровождавшиеся обильной выпивкой домашнего вина, порой до семи стаканов в день, и лишь усугублявшие ситуацию, были почти безрезультатны Взгляд Натальи резко меняется: от благодушного он переходит в глубоко серьезный, сосредоточенный мысли о бесконечных проблемах подавляют.
        Ей, женщине столь необычной и трудной судьбы, с двадцати девяти лет необходимо было одной вести дела столь многочисленной семьи. Единственным источником материального обеспечения был свекор, сумевший промотать совершенно сказочное богатство рода ончаровых и подолгу, по его собственным словам, «жуировавший» за границей.
Его единственному сыну Николаю, обычно занимавшемуся ведением дел в отсутствие отца, удавалось значительно увеличить доходность гончаровских пред приятий. Но распоряжаться капиталом Афанасий Николаевич не позволил никому. Ставивший деньги во главу угла и писавший это слово только с прописной буквы, он назначил сорок тысяч рублей в год на содержание семьи сына. Впоследствии же проматывал их, «Деньги», на свои прихоти и своих пассий и, пытаясь сэкономить, урезал денежное содержание семьи, по сути, отвергнутого им единственного сына.
      Вновь и вновь появившиеся ниоткуда сильные порывы ветра, быстро сгустившие тёмные тучи на небе заставляют её изменить намерения, - женщина решительно направилась
к дому.

     Наталья Ивановна поднимается к себе. Дети ждут ее, но ожидание это наполняет трепетом их души: мать была строга чрезвычайно, и наказание следовало за всякую малую провинность. Таша, лишенная строптивости от рождения, благодаря своей мягкости и покорности, гораздо легче других переносила столь требовательный, почти деспотичный характер матери. Несомненно, Наталья Ивановна, так рано потерявшая мать, всем сердцем любила своих детей, стараясь обеспечить их и дать им лучшее образование, на которое уходила огромная по тем временам сумма — пятнадцать тысяч рублей в год.
Разобравшись с детьми, отдав распоряжения прислуге, оставшись одна, она обращается к богу. Как всегда, очень долго молится перед домашним киотом. Известно, что эта, по мнению знавших ее людей, столь деспотичного характера женщина, была глубоко религиозна.
У единого бога и святой богородицы искала она себе духовную поддержку.
     Больше ей уповать было не на кого. Сестры по отцу сохраняя внешние приличия, объединились против нее — дочери Ульрики, не желая отдавать ей положенную наследственную долю. Но все же ей удалось получить значительное наследство. Ярополец, куда привез мать Натальи, Ульрику Поссе, потерявший голову от ее красоты Иван Александрович Загряжский, где прошли первые детские годы с родной матерью, имение, особо любимое Натальей Ивановной, стал ее собственностью, ее владением.

Портрет маленькой Натали.
Дом Гончаровых в Москве.
Портрет Натальи Ивановны Гончаровой (Загряжской) худ. Доменико Росси.