Ледовые гонки

Борис Седых
Комсомольская Горка, Мурманск. Первая гонка.

У каждого своя дорога в автоспорт. Расскажу про мой путь.
Один из продуманных партнёров по бизнесу приобрёл задарма здание. Вот молодец, но незадача небольшая случилась: детская картинг-школа в этом месте располагалась. Приобретение предполагало ребятишкам помогать, технику обновить, обеспечивать выезды на соревнования. Обещания выполнял, как мог, точнее, как считал нужным, в меру своей прижимистости. Из основных средств в клубе находилась спортивная машинка ВАЗ - 2108, подготовленная для кросса. «Бабуля» — ласково нарёк старушку Олег, пилот и тренер картинга. На этом лохматом болиде гонял ещё папа, Анатолий Прокопович, лет десять-пятнадцать до того времени.

В федерации города нашлись инициативные выдумщики, продвигали и развивали автоспорт, вовлекали новых спортсменов и спонсоров, придумывали новые типы заездов. Олег участвовал в областных состязаниях по автокроссу и ледовым гонкам. Для вновь созданных заездов директоров ему потребовался второй пилот. Поэтому партнёр, лишённый духа авантюризма, может из расчёта на дальние мои перспективы, возможно сам боялся сесть за руль, взялся убеждать меня, что именно я должен участвовать в директорских заездах. Предложение нешуточное. Две минуты думал, не понимая на что, но согласился.

Стою на старте. Все машины недоброжелательно рычат. Волнение зашкаливает за девять тысяч оборотов, стрелка в красной зоне. Вспомнил, что ногу с газа надо убрать и держать не больше семи тысяч. Опыта соревнований – ноль, авантюризма – хоть отбавляй: без прав достаточно покатался. Из Мурманска в Одессу и обратно. Один раз хохлы остановили: за двадцать долларов предложили машину сопровождения выделить. Корочки потом получил, по области накатывал командировки, ставя каждый раз личные рекорды времени. Но это всё другое, для автоспорта – бесполезные успехи. Со спортивными автомобилями ранее рядом не стоял и точно не интересовался, «Формулу-1» даже не смотрел. Не слышал, что в Мурманске смелые парни «сорвиголовы» гоняют на Комсомольской Горке.

Первый инструктаж получил непосредственно перед заездом:
- Машину не разбей!
- Главное, приехать не последним.

Махнули зелёным флагом, старт. Позвольте, а где длинноногие девчонки в мини-юбочках? Где этот эротический антураж из фильма «Форсаж»? Улыбчивый дядька в спортивном комбинезоне и – всё?
Он выполнил свою миссию, дал старт, и давай рукой мне крутить подбадривать:
- Газу, газу, догоняй всех!

Мне с последнего ряда надо ой, как спешить, чтобы дышать в затылок умчавшимся монстрам. Двоих достал, одного обошёл. В повороте «обиженный» неожиданно навалился на меня. Отвратительный скрежет консервной банки, прилив адреналина, зеркало заднего вида отлетело, позицию потерял. Понятно, борьба жёсткая. К следующему повороту догнал и сам навалился на соперника, опять железяка загремела, отлетело зеркало с другого борта. Страха нет, когда сам идёшь на контакт. Соперник притормозил, остался не у дел. Второй конкурент из гарнира, закряхтел, задымил, сбросил ход перед финишем, остался позади.

Первый раз в жизни увидел чёрно-белый клетчатый флаг финиша, которым размахивали именно мне. Обогнал двух соперников, машину не убил, задачу выполнил. Мало понимал тогда, к чему приведёт адреналиновая зависимость. Сколько интересных событий ждёт впереди. Как повлияет автоспорт на мою судьбу?

Ледовые гонки, Мончегорск.

В любой сфере деятельности важно развиваться – ставь себе цели амбициозные, но выполнимые. В автоспорте оценишь результат быстро и наглядно: какое место занял – остальное вторично. Пришлось адаптироваться в новой для тебя среде, когда неожиданно попал в узкий круг ограниченных людей.

Ловил на себе косые взгляды: «Что за перец? Откуда взялся? Кто такой?»
Первые три гонки просто вникал в суть процесса, участвуя в заездах. Причём надевал шлем и пристёгивался ремнями безопасности, испытывая чувство страха. Преодолевал себя. Принцип «степ бай степ» давал медленный результат. Учителей нормальных не было, те кто мог научить, неусыпно твердили: «Не угробь машину!».
Очень хотелось победить. Как этого добиться? Со своей стороны материально обеспечивал команду, чем мог: платил за топливо, стартовые взносы, запчасти по мелочам. К сожалению, финансовый фактор к победе приблизить никак не мог, необходимы были знания теории и практический опыт.

В команде первым пилотом был на тот момент Олег, молодой славный парень, на мой взгляд, перспективный «гоняла». Однако, на соревнованиях ему ставилась весьма скромная задача: попасть хотя бы в финальную часть из полуфинальных заездов. О призовых местах можно лишь мечтать. В финальный заезд, бывало, попадал из утешительного или не оказывался вообще.

Моя вовлечённость при уровне «чуть выше нуля» и такой подход в команде обрекали на саморазвитие. Пришлось читать тематическую литературу, журналы. Нашёл интересную статью в «Автоспорте» бывшего чемпиона СССР по автокроссу. Он писал, что при всех равных условиях приоритет имеет тот, кто стартует с первой линии и сразу уходит в лидеры заезда. От этого зависит восемьдесят процентов успеха. Всё логично, как сего добиться?

Лучшее время квалификации и позиция на стартовой решётке – обязательные условия для победы. Дело за опытом и мощным двигателем, чудес не бывает. Далее советы от мастера гласили: оказавшись в первой линии после старта, важно раньше всех скрыться за горизонтом. То есть, надо не проспать сигнал «отправления поезда» флагами или фонарями, не психовать, не слушать ревущие моторы, эти звуки преждевременно выбрасывают адреналин в безумную кровушку спортсмена. Рассчитать силу газа на столько, чтобы колесо изначальные три оборота провернулось в контакте с грунтом, льдом или жижей грязи на трассе. Категорически исключить пробуксовку ведущих колёс. Не раскручивать обороты мотора до максимальных, следует подобрать нагрузку на двигатель для эффективного ускорения.
Сколько наблюдал старты в кроссе и в ралли мастеров, которые перчат полным газом, стоят на месте и роют под собой яму, теряют доли секунд, трактористы-бульдозеристы...

Во время заезда важна тактика. В поворот заходи изнутри, контролируя соперника сзади. Захождение должно быть по чётко спланированной траектории. Правильная скорость входа в вираж позволит не бороться с машиной на дуге или овале трассы, исключив потерю времени. При выходе на прямую двигатель работает на рабочих оборотах, максимально нагруженный. Банальный принцип «позже тормози, раньше газуй» работает опять же только для трактористов. Если встречается связка поворотов, заранее выбери передачу, на которой пройдёшь всю. При переключении передач во время змейки можно потерять ход или вообще убраться с трассы.

Всю эту теорию проверил на практике. Очередная «погонюшка» происходила на Мончегорском озере. Ледовая гонка на шипах четыре с половиной миллиметра.
Перед заездами в зоне ТО попробовал стартовать с места. Первая, вторая, третья, тормоз.

На меня смотрели как на идиота, кто-то из судей сделал замечание:
— Хватит народ пугать, снежную вьюгу раздул, людей посшибаешь.

Потом, во время тренировочных заездов, проверил вход и выход из поворотов. Понял, о чём писал чемпион СССР. Тренировались за день до соревнований, если трасса была готова, и во время гонок. Другой возможности не было. Собрался. Абстрагировался от окружающего мира: «Ты знаешь, что от тебя требуется».

Квалификацию откатал идеально, результат получился третий. Всё по плану, в первом ряду три места, моё справа. Позиция не идеальная, первый поворот левый, предпочтение у левой машины. Ничего-ничего, едем к цели.

Перед заездом успокоился, бессменный судья на старте добродушный Паша махнул зелёным флагом. Тронулся, как учил чемпион в журнале «Автоспорт». На собственное удивление ушёл вперёд корпуса на три. В кроссе это целая вечность. Интересно, теория работает!

Перестроился без проблем, занял предпочтительную левую полосу, спокойно зашёл в первый поворот, с машиной не боролся, вышел в динамике на максимальных оборотах, опять оторвался. И по этому сценарию пять кругов. Финишный флаг увидел первым.
Лёгкие наполнились гордостью за себя! Не Боги горшки обжигают!

У команды большая группа поддержки, начиная с ребят, которые с яслей гоняли с Олегом в картинге и заканчивая мастодонтами, спортсменами ДОСААФ, участниками гонок Советского Союза. Партнёры, сотрудники и просто прибившиеся по интересу. На тот момент результаты наши были никакие, но группа фанатов была приличной, им, конечно, огромное спасибо, поддерживали. Меня все поздравляли от души, никто не ожидал такого высокого результата.

У Олега эта гонка не сложилась, он с кем-то закусался и убрался в повороте.
Руководители команды «Норд-Лада» расстроились. Привези первый пилот очки в своих заездах, могли заработать командный кубок, хотя бы деревянный. Истосковались гуру-старички по призам.

Мой личный результат устраивал исключительно меня, и радости моей не было предела. После первой победы иначе мир воспринимаешь. Важное событие в команде произошло, оно изменило вялотекущую житуху на ближайшие годы.
То ли ещё будет, сколько интересного ждёт впереди!

Погонюшка местного значения.

Автоспорт, как в него приходят пилоты? Откуда берутся эти отчаянные увлечённые ребята? Попасть в узкий круг ограниченных людей сложно, но нет ни одной цели, которой нельзя достичь, стремление к победе и труд всё перетрут. Не знающий покоя придёт к успеху.

Период технической подготовки к соревнованиям опустим — процесс важный, требует много денег и множество важных составляющих: инфраструктура, бокс, оборудование, сотрудничество с конструктором двигателя, знающие механики. Техническая готовность в автоспорте — это решающий и приоритетный фактор для результата. Формула примитивная: «Имеется бюджет – гоним, отсутствует бюджет – дрочим».
Поговорим о «слабом звене» - о людях в автоспорте, ведь именно они крошат дорогие игрушки.

Перед гонкой выехали обкатать технику, ну и стрельнуть в тренировочных целях. Гонять на Комсомольской горке будем завтра, в присутствии зрителей. Сегодня попытаемся взбодриться и настроиться.

Гоняем с Олегом в одной команде не первый год. Он с пелёнок нюхал выхлопные газы, много лет провёл в картинге, добился уважения у местных, выдавая неплохие результаты в местечковых соревнованиях. Про таких говорят: «Родился в шлеме». У каждого участника конфессии своя роль: он гоняет на высокий результат за первое место, я поддерживаю команду материально, обеспечиваю результат команды, зарабатываю очки. Потому как в командном зачёте учитываются баллы, привезённые двумя пилотами. За три года притёрлись друг к другу, основой взаимоотношений было взаимное уважение, каждый не переоценивал свою значимость, не тянул на себя одеяло. Процесс шёл в наслаждение, я прекрасно понимал, что за удовольствие надо платить. Азарт дополнительно подстёгивал нас, за это время мы приобрели уважение, с командой стали считаться как с достойным соперником. Олег оправдывал мои надежды как самый молодой перспективный пилот Мурманской области.

На тренировке нередко случаются курьёзы, сравнимые с интригой на самой гонке. Договорились ехать без фанатизма, досадно перед гонкой раздолбать машину. Решили пальнуть пару кругов, задача – оценить траекторию, чтобы подучится чему новому. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

Погода потрясающая, мороз утрамбовал покрытие гоночной трассы. По бортам сугробы, «держак» на трассе отличный, если вылетишь, не больно. Сугробы возьмут на себя силу удара.
Предупреждаю Олега:
- Главное – не горячиться!

Погнали, помолясь. Олег поехал первый, я за ним. Моя задача: не отпустить его далеко от себя и наблюдать за траекторией входа и выхода в повороты. Первый круг проехали, прилип сзади, как банный лист. Вдруг ведущий погнал на всю дыру. Подумалось: «Так задумано, тренировка, темп наращиваем». За машиной столб белоснежной пыли. Из-под колёс с шипами вылетают вихри мелкой взвеси из раскрошенного льда и снега. На прямых ещё что-то видно, но на виражах – хоть глаз выколи. Не различить ни обочины, ни впереди летящей машины, ни силуэта, ни огней. Организм вмиг оказался в состоянии стресса, грозя непроизвольно извергнуть кишечную палочку. Несёшься в тумане снежном, мотор ревёт, нога выжимает полный газ – страшно, аж жуть. Пару поворотов прошёл на интуиции, чувствуя трассу спинным мозгом – вслепую. Мне бы угомониться, но мы походу зацепились. Мастер хочет оторваться, не получается, психует и гонит от души. Меня тоже задело – не отпущу.

Один левый поворот был сложным: на выходе подкрутка влево и незначительный вход вправо. В снежной завесе раньше времени дёрнул рулём вправо. Зацепил бровку, небольшой удар, ещё удар... Как машина крутилась и переворачивалась – не видел, всё было в белом тумане. Приземлился, пыль осела, вишу спелой грушей на ремнях безопасности. Расстегнул замок пятиточечного ремня и упал на правую дверь машина на правом боку. Открыл водительскую дверь, как люк у танка, и выкарабкался из болида. По сугробам выбрался на трассу, оглядываю машину.

Олег подтянулся:
- Нехилый полёт! Улетел от трассы метров на тридцать! Ну ты, блин, даёшь!

От злости на себя готов его прикончить на месте, сквозь зубы процедил:
- За тобой гнал, не видел нихрена, а ты куда дубасил? Договаривались без фанатизма!

- Увлёкся, трасса хорошая, «держак» изумительный, про тебя забыл.

Вызвали эвакуатор. С большими сложностями машину вызволили из снежного плена, отвезли в клуб, до утра есть время устранить поломки.

На пути домой слушал спор внутренних голосов. Один из них настаивал:
- Какой ерундой занимаешься, зачем тебе эти детские игры в машинки? Сиди лучше в офисе, зарабатывай «бабки». Это не твоё, угомонись.

Другой возражал:
- Всё нормально, получишь хороший опыт и выброс адреналина. В кроссе надо быть первым, чтобы не глотать пыль соперников. Соберись, завтра гонка!

День гонки – всегда праздник.

С утра лучше не перечить – «достанется на орехи», злой и страшный, как собака Баскервилей. Перед стартом накручиваю себя, как перед последним сражением. Прошли мандатную комиссию. Оплатил стартовые взносы. Настал черёд медкомиссии.
Тут откуда ни возьмись, две новости. Хорошая и плохая.

Хорошая – приз в личном зачёте – цельный автомобиль. Классика советского автопрома ВАЗ-2105, новенький, белого цвета. Такой щедрости от спонсоров не бывало и в помине, и не будет никогда. Факт для местной "погонюшки" исторический.
Плохая – пилот международного класса из моей команды поддался эмоциям, решил бастовать. Причина тому была. Не допустили к соревнованиям по надуманным причинам пилота из другой команды. Олег Ренькас славен не только прибалтийской фамилией, ещё он хороший пилот, долгие годы был непобедимым на «Комсомольской горке», пока не подрос Олег Гуреев.

«Гурёныш» заявил:
- Если Федерация не допустит Ренькаса, я не поеду в знак протеста.

Меня это возмутило:
- Кретины! Если вы спортсмены, вам гонять надо, а не митинги устраивать!

Прислушались ко мне, погнали. Откатали соревнования. Борьба, как всегда, была до последнего метра. Результат феноменальный: «Гурёныш» первый, я – третий. Отплясали на пьедестале каждый над своим номером. В командном зачёте стали первыми!

Олег стал обладателем новенького ВАЗ-2105. Администратор команды, он же папа Олега, впоследствии продал эту машину и использовал средства, как нам казалось, для поддержки автоспорта. На самом деле удачно слетал в Арабские Эмираты. Магнитика с поездки мне не досталось, но обидно не было. Ведь автогонщики – они до глубокой старости, как малые дети!

Угодил в мир автоспорта, жги до поставленных целей на полном газе, но отдавай себе отчёт и понимай, что ты попал в узкий круг ограниченных людей.