Любовь к футболу? Это от папы

Назокат Холова
               
                ЛЮБОВЬ К ФУТБОЛУ?  ЭТО ОТ ПАПЫ.



     С самого раннего детства я была бабушкиной внучкой. Мои родители – знаменитые артисты балета Татьяна и Курбан Холовы почти не  бывали дома - репетиции, спектакли, выездные концерты, длительные гастроли по нашей стране и за рубежом, теле- и киносъёмки. Всё это время моим воспитанием занимались бабушка и дедушка, за что я им очень благодарна. И поэтому время,  проведённое рядом с родителями,  навсегда осталось в моей памяти. Чаще всего из детства я вспоминаю,  как  ходила с папой  на демонстрацию 7 ноября вместе с сотрудниками Театра оперы и балета им. С. Айни и гордо сидела у него на плечах. Мне тогда было лет пять. Помню, что было очень холодно, но ощущения остались очень приятные и тёплые, так как папа много шутил, как всегда, смеялся своим заразительным смехом  и создавал всем хорошее, праздничное настроение.
 
          Ещё в моей памяти всплывает эпизод со стадиона «Фрунзе» в г. Душанбе. Папа всегда был большим поклонником футбола, хотя сам в футбол не играл, так как в футболе можно получить травму. А ноги для артистов балета
– это главный "инструмент". Поэтому для активного отдыха  у папы была
другая любимая игра – настольный теннис. Всё свободное время между
репетициями он проводил у стола для пинг-понга, который стоял в помещении 
на 4 этаже театра недалеко от репетиционных залов рядом со стеной, где висел стенд с  расписанием  репетиций.
                ……………………….

     Футбол в Таджикистане  был одним из любимых видов спорта, футболистов в Душанбе знали и любили, как артистов. И у папы было много знакомых из мира футбола. В соседнем дворе жил футболист, с которым, как рассказывал папа, он был в детдоме. К сожалению, я не помню его имени, но когда речь заходила о  футболистах, то именно его образ сразу вставал у меня перед глазами.  В детстве мне казалось, что все футболисты должны быть  невысокого роста, крепенькие, как боровички и ходить «вразвалочку».  Со временем, конечно, представления о футболистах поменялись.

     Однажды папа взял меня с собой  на какой-то очень важный футбольный матч.  Я не уверена, но может быть тогда «Памир» играл со «Спартаком». Я не помню, какая команда  тогда выиграла, но эмоциональное состояние от присутствия на стадионе папа мне тогда подарил. Я полюбила футбол.
                …………………………………………………………
     В наше время можно легко воспользоваться интернетом и всё узнать. Вот  и я нашла этот матч:
                «4 сентября 1977
«Памир» Душанбе 1:1 «Спартак» Москва

Первая лига  Дивизион СССР 1977  04 сентября 1977 (вс)
              Памир (Душанбе) - Спартак (Москва) 1:1
Судья: Сергиенко Ю. (Харьков).

Памир: Карасев, Мосягин, Черевченко, Кириленко, Мурадов, Тарбаев, Родионов (Салихов, 75), Гулямхайдаров (Белялов, 80), Гесс, Макаров, Турсунов (Кузнецов, 80).

Спартак: Прохоров, Ноздрин, Сорокин, Хидиятуллин, Романцев, Ловчев, Ярцев (Гладилин, 46), Сидоров, Павленко, Гаврилов, Булгаков.

Голы: 0:1 Булгаков (53, пен.), 1:1 Тарбаев (55).

Предупреждение: Черевченко»
                ………………………………..

     Была ничья, но все вокруг так  радовались, как будто,  «Памир» победил,
это я помню.
     Как я узнала из интернета – это был единственный год  для «Спартака», когда он играл в Первой лиге.  В следующем сезоне  1978 года  «Спартак»  (Москва) уже опять играл в элите советского футбола – в Высшей Лиге и с нашим «Памиром» встретился только, когда «Памир» поднялся в Высшую лигу в 1989 году.

       Папа любил смотреть футбол по телевизору и всегда  громко, очень громко кричал «Гоооооол». Он не пропускал ни один Чемпионат Мира или Европы, даже когда наша сборная не выходила из группы, он продолжал смотреть игры сборных команд  других стран.
 
     В 2008 году мы (мы – это моя сестра, её две дочери, мой сын Марат, моя дочь Таня и я) приехали в село Спас  8 июня и первое, что сказал папа после приветствия: «Послезавтра наши с испанцами играют!»  «Посмотрим!» - сказала я.
И мы смотрели. Наши тогда проиграли, но я хорошо помню, когда у наших  ворот создавался какой-нибудь опасный момент, то папа очень эмоционально говорил: «Ну, давай, давай, Акинфейчик, держись!» Мне так смешно  было слышать, как ласково папа называл этого молодого вратаря.  И  разве тогда я могла предположить, что ровно через 10 лет  я пойду заказывать ко дню рождения дочери футболку с портретом  вратаря Игоря Акинфеева, что  будут висеть  его портреты в комнате дочери, как когда-то портреты Михаила Боярского в моей.
   
     Когда папа уже плохо видел, он всё равно смотрел футбол. Однажды, это было в 2016 году. Я спросила папу: «А почему ты смотришь? Наша сборная уже вылетела, зачем  смотреть-то?» Папа ответил: « Футбол -  очень красивая игра!» Тогда я не совсем поняла папу. В чем красота?  Бегают люди по полю за мячом и главное для них - это забить  в ворота сопернику мяч. Красоту футбола я увидела и поняла, когда наша дочь Таня стала настоящей, преданной болельщицей ПФК «ЦСКА» и мы с мужем стали вместе с ней смотреть все игры этой команды.
 
    А тогда в 2008 году   для меня футбол  был просто увлечением и проявлением патриотизма в «болении»  за нашу сборную и ещё общей темой для разговора с папой. К слову сказать,  я всегда  думала, что «Сборная команда СССР», а потом «Сборная команда России» - это такая же футбольная  команда, как любая другая, но туда приглашают самых лучших игроков со всей страны и они всё время тренируются вместе, а когда приходит время международных игр, то едут туда, где проходят соревнования.  Я не знала, что в сборную приглашают игроков из разных клубов  непосредственно перед Международными турнирами.
 
     Папа ждал Чемпионат Мира по футболу 2018, который проходил в России, но ушел из жизни за год до этого события.
 
     14 июня 2018 года – Открытие Чемпионата мира по футболу в России был для меня особенным днем, днем, который ждал мой папа, но ему не суждено было это увидеть. Поэтому в этот день я смотрела футбол за себя  и за папу.

      Мой муж в тот день был на работе, а мы с дочкой сидели перед телевизором и смотрели первый матч ЧМ2018: Россия – Саудовская Аравия. Если честно, то на том фоне, который был создан для нашей Сборной по футболу всеми «шутниками» и «остряками» из телевизионных программ и СМИ, я ничего хорошего не ждала. Для меня это была дань памяти моему папе.  Но наша сборная победила в том матче 5 : 0. Мы с дочкой очень радовались, а мужу писали сообщения о каждом забитом голе нашей сборной. Потом муж скажет, что мы ему сообщения присылали быстрее, чем эта информация появлялась в Яндексе.

      Дочке передалось моё эмоциональное состояние.  Она  сидела рядом со мной,  с флагом России в руках,  «болела» за наших, и так погрузилась в эту футбольную атмосферу, что по-настоящему заболела футболом.  Во время чемпионата мы с ней посмотрели все матчи с участием нашей сборной, а заодно и игры многих  сборных других стран.

     А 1 июля 2018 года стал днем, который мы, как и вся страна, не забудем никогда. Этот решающий матч мы смотрели вчетвером: мой муж Володя, мои дети Марат и Танечка и я. Почти как 10 лет назад в селе Спас, только теперь вместо папы я приговаривала: «Ну, давай, давай, Акинфейчик, держись! Ты сможешь, сможешь!» Капитан и вратарь нашей сборной Игорь Акинфеев уже был не тем мальчиком, что в 2008 году, но мне захотелось тогда сказать словами своего папы. И свершилось чудо: Игорь Акинфеев  отбил этот важный для команды  пенальти и вывел нашу сборную в четвертьфинал Чемпионата мира. Это было круто! Это было что-то невероятное! Что творилось на улицах! Почти всю ночь люди веселились, проезжающие машины сигналили и все кругом скандировали «Россия!» Такого единения наших людей давно не было! Последний раз что-то подобное было в 2008 году, когда наша сборная по футболу  завоевала бронзу на Чемпионате Европы 2008, обыграв Голландию.
                …………………………………

     У каждого времени свои герои. Когда мне было 11 лет на телевизионные экраны вышел фильм «Три мушкетера и Д*Артаньян» режиссера Г. Юнгвальд-Хилькевича и моим любимым артистом стал и остаётся до сих пор Михаил Боярский.
 
     Юношеские увлечения моего сына совпали с выходом сначала книги, а потом фильма о Гарри Потере.  Большие  постеры с изображением артистов из этого фильма до сих пор висят у него над столом. И мне кажется, что и девушку он мечтает встретить, похожую на главную героиню книги и фильма Гермиону. Но и футбол сын тоже очень любит. Я жалею, что не отдала его в секцию футбола.  Но он  хорошо играл в дворовый футбол, принимал участие в районных соревнованиях по футболу,  и постоянно его команда занимала призовые места, о чем свидетельствуют медали.

     Пора юности  моей дочери совпала с Чемпионатом мира по футболу, и её героем стал вратарь Игорь Акинфеев, а может быть где-то на эмоционально-подсознательном уровне она вспомнила лето 2008 года, когда мой папа «болел» за наших и в опасные моменты повторял: «Ну, давай, давай, держись, Акинфейчик!», всё может быть. Но факт, остаётся фактом:  Чемпионат 2018 закончился, а интерес к футболу у нашей дочки не прошел.

     Игорь Акинфеев, как известно, легендарный вратарь ПФК ЦСКА. С самого детства предан только одной своей команде и 15 лет был вратарем сборной России по футболу. Когда наша дочь узнала, что Игорь Акинфеев играет за ЦСКА, то она сказала, что будет смотреть все игры этой команды. Сначала мы не придавали этому особого внимания, думали, что пройдёт эйфория от Чемпионата и к футболу она остынет. Но нет!

     Первую игру, уже в качестве болельщицы ПФК ЦСКА, наша дочь и мы вместе с ней посмотрели 27 июля 2018 года.
 
     Вот так мой пост в одной из соцсетей  выглядел спустя 2 года:

         «Два года назад 27.07.2018 года, благодаря нашей дочке Танечке, мы стали верными болельщиками ПФК ЦСКА.

27.07.18 года в битве за СУПЕРКУБОК "ОЛИМП" на стадионе в Нижнем Новгороде встречались две московские команды "Локомотив", который стал в сезоне 2017/18 Чемпионом России по футболу и "ЦСКА", который занял второе место в Чемпионате России.

В борьбе за Суперкубок "Олимп" со счетом 0:1 победил ЦСКА. И стал тогда в седьмой раз обладателем этого Кубка. Но два года назад всех этих тонкостей мы не знали, мы просто смотрели футбол и болели за ЦСКА. Из всех футбольных клубов России наша дочь выбрала именно ЦСКА.

Эта история началась с ЧМ по футболу 2018, в тот момент, когда вратарь сборной России и вратарь ПФК ЦСКА Игорь Акинфеев отбил пенальти в серии пенальти со сборной Испании и вывел нашу команду в четвертьфинал  ЧМ 2018. А ещё, потому что в ПФК ЦСКА играет самый лучший полузащитник, очень улыбчивый и обаятельный русский бразилец Марио Фернандес.

За эти два года мы не пропустили ни одной игры ПФК ЦСКА, исполнили новогоднее желание Тани и посетили прекрасный стадион ВЭБ АРЕНУ, приобрели символику клуба и теперь все кони в нашем доме гордо носят красно-синие шарфы».
                …………………………………………
     О нашей любимой команде ПФК «ЦСКА» я ещё напишу, а то, что любовь  к футболу, как красивому виду спорта передалась от папы мне, а от меня детям и продолжается связь поколений  – это факт. И ещё одно интересное совпадение: футбольная команда «Памир» теперь называется «ЦСКА Памир», так как Министерство обороны Таджикистана взяло этот прославленный клуб под своё крыло. А ведь, когда дочка стала болельщицей ПФК ЦСКА, мы этого не знали. Не перестаю повторять – ничего случайного не бывает!

…………………………………………………………………………………………….
Для коллажа я использовала фотографию «Таня-болельщица», сделанную на стадионе ВЭБ Арена 26.05.2019 года моим мужем, фото «Игорь Акинфеев отбивает пенальти 01.07.2018 года», «Герб ФК «Памир» в 1977 году, современный «Герб «ЦСКА Памир»  из открытых источников интернета, а герб ПФК ЦСКА моя дочь нарисовала сама.

                Январь 2021, Москва