Метаистория Урызмаг

Анатолий Байков
               
   В назначенный срок Дзерасса родила  двойню - сыновей Урызмага и Хамыца. Узнав о том, что у Дзерассы от Ахсартага родились сыновья, алдар Сайнаг снова попросил алдара Уархага, что бы кого-то из правнуков отдали ему на воспитание, и он смог бы воспитать из него будущего алдара рода Нарт. По достижению Урызмагом 5-ти лет,  алдар Уархаг отправил его прадеду - алдару Сайнагу, оставив Хамыца при себе. Уархаг,  несмотря на своё малолетство, был смышлён, очень упрям и мстителен. Он, подчинялся своему прадеду, как старшему рода, но не мог простить ему, что тот держал его, ждущую ребёнка мать, в нижнем ярусе башни, вместе со скотом и кавдасардами.
  Когда Урызмагу исполнилось 14 лет, он начал строить свою родовую башню, что бы, как можно реже видеть своего прадеда – алдара Сайнага. Но самую большую кровную ненависть Урызмаг питал к Алдару Донбеттыру, которого считал виновником гибели своего отца – Ахсартага. Потому считал алдара Донбеттыра и его потомков своими кровниками. Все разбойничьи походы Урызмаг осуществлял только во владения Донбеттыра и поощрял к этому все нартские и чинтские селения. Добраться до самого алдара Донбеттыра или кого-то из его родственников у Урызмага не было возможности, крепости алдаров всегда были очень хорошо защищены. Тем не менее, разбойничьи походы нартов и чинт   значительно ослабляли владения Донбеттыра.
  Перед родами Чинта и Нарт, в ту эпоху стояла более насущная проблема, чем разграбление и уничтожение своих родичей рода Донбеттыра. Земли рода Чинта брали под свой контроль кшатрии княжества Адыл царства Велес.

  Когда  несколько десятилетий назад произошло первое соприкосновение воинов рода Чинта с княжеством Адыл, чинты, не понимая, с какой силой они столкнулись, решили, что нашли источник очень лёгкой добычи. Ночью банды чинт беспрепятственно входили в селения вайшьи и шудр и, даже, в станы кшатриев и никто им не оказывал сопротивления. Собаки Ариев принимали любого человека за хозяина, и не предупреждали хозяев о визите чужаков, дома этих странных людей совсем не запирались, и чинты входили в них свободно, мужчин убивали, остальных уводили с собой, как законную добычу, навьючивая на них всю добычу, которая приглянулась разбойным визитёрам.
   Даже, когда чинты разграбляли станы кшатриев, профессиональный военный люд не успевал им оказать достойного сопротивления. Но так было только первые несколько визитов.
  Кшатрии княжества Адыл, поняв, откуда исходит угроза, развернули наступление на северные селения рода Чинта. Таких укреплённых домов-крепостей кшатрии никогда не видели, подойти к этим крепостям было невозможно, с крыш на них сыпались десятки стрел, и каждая стрела уносила по воину. Потому кшатрии брали эти селения в осаду, не давая жителям подойти к источникам воды. Долгой осады не требовалось, через 2-3 дня жители любого селения, которому перекрывался доступ к воде, выходили из своих крепостей. Мужчины, включая детей, и многие женщины оказывали кшатриям яростное сопротивление, но кшатриев всегда было много больше чем, воюющих с ними чинт, потому все, сопротивляющиеся ариям, чинты погибали. Их дома-крепости занимали кшатрии виноградари.
   На освободившиеся от чинт земли арии поселяли, послушных кшатриям, вайшьи виноградарей, которых обучали обращению с оружием и посвящали в кшатрии.
   Поняв, что их дома не их крепости, чинты прифронтовых селений, стали покидать свои дома и семьями обустраивать  лагеря в лесу. Мужчины рода Чинт вместе, с пришедшими им на помощь воинами родов Нарт, Гатах и Донбеттыр, понимая, что в открытом бою им оккупантов не победить, диверсионными вылазками, в которых немалую роль играли и собаки жителей Ергини, не боящиеся нападать на людей, наносили кшатриям огромный ущерб.
   Но многие уаиги перешли в союзники к ариям. Союзных уаигов брамины посвящали в кшатрии и отдавали им в подчинение большие районы, захваченные у рода Чинта, но забирали у посвящённых в кшатрии уаигов, всех сыновей, для обучения законам вед.
  Несмотря на активное сопротивление, царство Велес уверенно брало под свой контроль земли рода Чинта. И только благодаря тому, что брамин Вишну обязал царя царства Велес Адыла выделить кшатриев и вайшьи для создания нового царства Вакх, наступление Ариев на земли родов Ергини на несколько десятилетий приостановилось. И чинты перешли в контрнаступление, и даже смогли отбить у Ариев 2 из 9, захваченных ариями селений рода Чинта.  Через 5 десятилетий в царстве Велес подросли новые поколения воинов.  Брамин Вишну выделил царю Додону (сыну царя Адыла) 1000 кшатриев из, курируемых брамином Вишну царств,  и оккупация Ергини продолжилась с новой силой.
 
  В такой политической обстановке воспитывался и рос алдар рода Нарт Урызмаг. Но, несмотря на опасность для всего Ергини со стороны Ариев, Урызмаг главной задачей своей жизни считал, поквитаться со своим кровником алдаром Донбеттыром.
 Алдару Урызмагу перевалило за 45 лет, когда княжество Адыл с новой силой стало брать под контроль земли рода Чинта. Алдар рода Чинта Уархаг обратился к родственным родам с просьбой о помощи, и все алдары родов Нарт, Гатах, Донбеттыр и даже род Сопар прислал 150 воинов, откликнулись на беду своего родича. Только алдар Урызмаг, по-прежнему, собирался в поход во владения Донбеттыра.

  Но Сайнаг - старший алдар рода Нарт  запретил ему это делать, и приказал Урызмагу отправляться в страну рода Чинт, и проявить свою отвагу в войне против общего врага. Не выполнить волю прадеда Урызмаг не мог, потому отправился в страну рода Чинт, где геройски провоевал 3 месяца. После чего он решил, что выполнил приказ своего прадеда, и может действовать по своему усмотрению.
  Урызмаг отметил, что более тысячи воинов Донбеттыра сражаются против княжества Адыл, а значит их селения и крепость самого Добеттыра недостаточно защищены. Урызмаг попытался увести нартов в разбойный поход в страну рода Донбеттыра, соблазняя их большой и лёгкой добычей. 
  Но нарты имели приказ алдара Сайнага, защищать страну рода Чинта, и не рискнули последовать за алдаром Урызмагом. Тем не менее, Урызмаг решил отправиться в поход в страну рода Донбеттыра с малой дружиной всего 17 воинов. Такими силами можно было рассчитывать, безнаказанно угнать скот из какого-нибудь приграничного селения, но Урызмаг решил, скрытно подобраться к замку Донбеттыра,  внезапным нападением захватить его и окончательно расквитаться со своим кровником.

  Но  войны замка Донбеттыр заметили чужих воинов ещё на подходе к замку. Высланный отряд из 30 воинов, окружил обнаглевших Нартов, и заставил их сложить оружие. Узнав, что к нему в руки попал его кровник - алдар Урызмаг, Урызмага приняли старый и больной алдар Донбеттыр и его сын алдар Сафа.
  «Я не отдавал приказа убить твоего отца, - заявил Урызмагу алдар Донбеттыр, – мои воины догнали и наказали насильников, разграбивших собственность их алдара, не зная, что насильником является алдар рода Нарт. Я не желаю твоей смерти, но твой отец и ты нанесли мне большой ущерб, и ты получишь свободу только в обмен на компенсацию мне ущерба, и только в том случае, если прекратишь считать мой род своими кровниками. Тебя я обменяю на твоего сына, который прибудет в мой замок в качестве амцега (воспитанника)». После этих слов, алдар Донбеттыр приказал отвести алдару Урызмагу лучшие гостевые покои в своём замке и обращаться с гостем, как с алдаром, но строго следить, чтобы он не смог убежать.
  Дружинников Урызмага, взятых вместе с ним в плен, по приказу алдара Сафы, отпустили, передав им «меч Ахсара», что бы они передали алдару Сайнагу требования алдара Донбеттыра: В компенсацию убытков, нанесённых алдару Домбеттыру, алдарам Сайнагу и Уархагу необходимо пригнать стадо в 500 голов овец и коз и 500 голов лошадей, и кто-то из сыновей Урызмага должен стать амцегом алдара Сафы. 
  Алдар Сайнаг, узнав о произошедшем, был возмущён поступком своего правнука, и поначалу он даже решил его не выкупать. Но, немного поостыв, передумал, негоже алдару рода Нарт быть заложником своего кровника, так эта кровная месть между алдарами никогда не закончится.
   Алдар Сайнаг, в силу своей старости (ему в то время было под 100 лет), отправил гонца к алдару Уархагу, который был на четверть века моложе его, с просьбой как можно скорее прибыть к нему. Алдар Уархаг, получив послание от своего тестя, немедленно отправился в замок алдара Сайнага. Обсудив требования алдара Донбеттыра, оба алдара пришли к выводу, что его требования достаточно мягкие, их мстительный внук нанёс  роду Донбеттыра ущерб много больший, чем требует Донбеттыр для компенсаций.
  Но и этот выкуп собрать в условиях войны не просто. В конце концов, алдары решили, собирать для Донбеттыра только мелкий рогатый скот, а лошадей Донбеттыру предоставить, из отбитых у ариев. Крупные лошади ариев, по мнению жителей Ергини хороши только на шашлыки, но бесполезны в хозяйстве. Этих лошадей из-за их величины трудно спрятать внутри башни, а оставь их на улице, их сразу же украдут, к тому же их необходимо  кормить овсом и ячменём, которого у жителей Ергини не было, тогда как их маленькие лошадки породы аласа, добудут себе корм сами, из  под любого снега. В конце концов, сам Донбеттыр не указывал каких именно лошадей ему нужно.
  Ещё необходимо было решить проблему с амцегом, у Урызмага было 2 сына: старший Сослан, ему исполнилось 14 лет, он стал мужчиной и ему уже не почину быть амцегом, а младшему Айсане, ещё не исполнился год и его рано отрывать от материнской груди. Потому решили, до исполнения Айсане 5-ти лет амцегом алдара Сафы будет Сослан, а после его заменит Айсана.
   Волю старших Сослан оспаривать не посмел и с покорностью принял их решение. Собранный выкуп и амцега Сослана, алдарам Донбеттыру и Сафе привёз алдар рода Чинта Уархаг. Донбеттыра и Сафу полностью устроил  и выкуп, и амцег, все были рады, что, наконец-то, эта кровная вражда закончилась.
  Урызмаг и Сафа принесли друг другу артхорд (клятву) и стали побратимами. Из замка Донбеттыра Урызмага провожали, как самого почётного гостя, прощаясь, алдар Сафа преподнёс побратиму богатые дары. Весь народ Ергини, за исключением уаигов, мог, не отвлекаясь на междоусобицы, сосредоточиться на войне с оккупантами. Но силы были слишком неравны, и империя медленно, но уверенно продвигалась на юг, беря под свой контроль земли, родов Чинта, Гатах и Донбеттыр. Жители Ергини отчаянно сопротивлялись, устраивая рейды в глубь, уже контролируемых ариями территорий, они не только разграбляли, селения виноградарей, но вырубали и выжигали, посаженную виноградарями лозу, всех мужчин, включая мальчиков, которые сами могли ходить, безжалостно убивали, женщин и девочек уводили в плен, и делали своими наложницами, реже законными жёнами. Цена женщины на Ергини упала до мизера. Если до войны, женщина на Ергини стоила две лошади, столько же стоил и ирад (калым) за невесту, то во время войны за козу можно было купить две женщины. Ирад за невесту больше, чем коза за девушку, никто уже не платил, и отцам с болью в сердце приходилось соглашаться на такой «грабёж». Тем не менее, царство Велес медленно, но верно распространял своё влияние на юг, завоевывая одно селение за другим, и уаиги были самыми верными и преданными союзниками кшатриев ариев в этой войне.