Виновата ли?

Нина Радостная
     В деревне Сергеево девчонка жила, Надежда.  Ну просто загляденье, иначе не назвать. Весёлая, красивая, с длинной косой, посмотришь, глаз не отведёшь. Окончила школу, уехала в город учиться. Решила поступить в медицинское училище. Всё получилось.
   
     Немного времени прошло. На первом курсе встретила любовь. Чувства к Руслану были самые серьёзные. Весной, по окончании первого года обучения, он Наде признался в сильной любви, предложил ей руку и сердце. Сразу же  удивил сообщением о скорой свадьбе. Надя очень радовалась, чувствовала в сердце сильную любовь. Скрыть не пыталась. Руслан предложил жить вместе. Она легко согласилась.
   
     Летние каникулы были пропущены. Они решили подзаработать на свадьбу  денег. Устроились  работать проводниками на железной дороге. Надя сначала очень старалась скрыть от Руслана  свою  тайну, что она уже не одна. В ней растёт  ещё одна жизнь, их ребёнок. Скрывать дольше было невозможно. Признаки беременности давали о себе знать.
   
     Лето дарило новые впечатления, встречи. Руслан часто уезжал на работу один. Надя из-за состояния здоровья оставалась дома. Завершилась его работа, вернулся к Надежде 28 августа загорелый, красивый, изменившийся. Жили пока вместе, но она не видела в нём радости ожидания малыша. Его как будто бы раздражали её постоянные разговоры о не родившемся ещё ребёнке.
   
    Чем заметнее  становилась  её беременность, тем чаще Руслан уходил "по делам". Он  отстранялся от семейных проблем.
   
    Роды пришлись на февраль . Родилась девочка. Руслан уехал неделю назад, сославшись на срочные дела. Обещал вернуться скоро. Но из больницы маму с ребёнком доставили чужие люди. Отец малышки не появлялся. Молодая мама одна с трудом справлялась с печкой, со стиркой белья. Одиночество не давало покоя. Сильные чувства к Руслану не отпускали. Где же он? О себе  передал сообщение  с приятелем, который возвращался в город.
       - У меня всё хорошо. Пока не ждите. Так сложились обстоятельства.
      
       -А если ехать к маме? Поймёт, примет, тем более внучку привезу.
 Надя приняла решение ехать, была уверена, что мама простит.
   
      А  в деревне уже знали об "интересном" положении девушки. Пересуды  шли, казалось, без выходных дней. Обсуждали положение, сложившееся в их семье, очень горячо. Кто на папашу неизвестного обвинения спускал, а кто судил её, девушку, теперь молодую мать. Досталось и матери Надежды за дочку свою. Языки  острые по улице пройти не дают. И мать пересудами уже до предела доведена.
   
      Надежда приехала на последнем автобусе, в потёмках она пробиралась к дому. Дошла, в дверь родного дома постучала. Мать вышла на крыльцо с вопросом:
 - Кто там?
 Дочка ответила:
  - Мама, это я со Светой...
 Услышала в ответ то, что не ожидала. Мама крикнула:
     - Гулящая, вон ступай...Опозорила...
 
      Шок был такой силы, что молодая женщина машинально взяла в руку сумку. На левой руке лежал желанный свёрток, её цветочек, доченька. Молчала, не беспокоила дочка. Надежда уже в сумерках уходила от дома, в котором её не ждали. Ушла и больше её в деревне не видели. Пропала...
   
      Годы, как птицы, быстро летят. Много лет прошло. В автобусе едет женщина, ребятишками окружена. Я рядом оказалась.
 - Все Ваши? - ей говорю.
 - Да, дети, счастье моё.
 Какое-то время женщина помолчала, потом продолжила:
 - Познакомьтесь, моя мама Надя, секрет у неё. Везёт нас куда-то, но ничего не рассказывает.
 
   
    Мать ехала, всё молчала. Вдруг заплакала и не сдержалась, поведала нам свою историю.
    Говорила о том, как мать её в дом не пустила, прогнала. А ведь Надежда была не одна, с ребёнком на руках. Волнуясь, продолжала:
- Да, видимо, не успела я много нагрешить. А дочку свою я уж очень люблю и любила. Услышал меня Господь и спасение дал.
 Сзади за мной, услышала, снег поскрипывает. Морозный день выпал тогда. Услышала голоса, ко мне  бежали люди. А я сквозь слёзы не сдержалась, им крикнула:
  - Помогите....
   Добрые люди взяли с собой, привезли к себе домой, накормили, спать уложили.
 
    Оказывается, о судьбе моей они тоже уже знали. Счастливой для нас оказалась встреча. Никого не судили добрые люди. Говорили одно:
 - Бог - судья. А ты успокойся,Надя, пока будешь жить у нас. Поможем, нас двое и нам веселей. А малышка твоя - красавица!  Родными будем ей.
   Так мы и жили у них больше года. А потом Лидия с Петром помогли мне с жильём и с работой устроиться. Бывало трудно, и радость бывала. Дочка моя,  Светочка, выросла, замуж вышла, детишек народилось трое. Хорошая семья. Живут они дружно, в любви и заботе.
   
    Надежду не отпускают мысли о матери. Вот решила приехать, узнать, как её мать. О том, что жива, она знала.
    А постаревшая мать в слезах раскаяния дочку ждёт. Увидела, в голос заплакала, повинилась, покаялась:
   - Опоздала я, дочка. Прости ты меня...