Сын подпоручика лейб-гвардии Преображенского полка

Михаил Ханджей
 «Я не наёмник, я русский!» -  Александр Василевич Суворов
               
  За бессмертными Героями-сынами России, шли и пойдут полки русского Народа. Того великого и многострадального Народа, который и сражался в битвах, и рубил, и строил, и гнил в болотах, и умирал. К глубочайшему сожалению, этот богатырь, - Народ, оставался в тени, в стороне. Уходят в прошлое годы, тускнеют события, исчезают детали. И самое страшное – уходят люди и блекнет память о них в бурно кипящих страстях XXI–го века, в котором рвутся нити, связующие людей, и поселяется равнодушие и забвение.

 
  Что говорить о беспамятстве по отношению настоящих Героев как отдельных личностях, если в настоящее время мало кто представляет в каких исторических эпохах  жили предки на Руси и в Российской империи?! В лучшем случае знают, что Россия была крепостная (страна рабов), а западные страны – это прославленные викинги да рыцари. А между тем, следует помнить, что в Европе XVIII века крепостное право не было исключительным явлением. В Шотландии, например, рабочие угольных  и соляных копей вплоть до конца XVIII века фактически находилось на положении крепостных. Крепостное право существовало в Чехии и Моравии до 1781 года, в Дании до 1800 года, в восточных землях Германии до первых десятилетий XIX века, в Венгрии до 1848 года. Причём подавляющее большинство крестьян в Чехии, Польше, Восточной Германии были крепостными; в Дании в 1750 году доля крепостных составляла 85% от общего числа крестьянских хозяйств. Что же касается России, то удельный вес крепостных в массе крестьянского населения Великороссии, Сибири, прибалтийских губерний и Украины составлял в 1766 году 52,9%, в 1796 году – 57%. Неодинаковым было и правовое положение крепостных. В Прибалтике ещё в XVII веке «виселицы в имениях бывших вассалов Ливонского ордена были явлением бытовым». Необычайно жестокий характер носила крепостническая эксплуатация в восточногерманских землях, и особенно в Пруссии, где ещё в начале XIX века помещик обладал правом присуждать своих крепостных к смерти. Польские помещики вплоть до 1768 года имели юридическое право казнить своих крепостных.

В России помещики никогда формально не располагали правом жизни и смерти в отношении своих крепостных крестьян.

 
Не казнил своих крепостных и Александр Васильевич Суворов, прошедший путь служения Отечеству от солдата до генералиссимуса всех российских войск.

               
Ему повезло – его имя маячит в многочисленных литературных источниках и, в какой-то степени, в сознании сегодняшнего поколения.

Поэтому я перечислю лишь его награды за заслуги перед Отечеством:

                               
1770, сентябрь – орден св. Анны

1771, август  – орден св. Георгия 3-й степени

1771, декабрь –орден св. Александра Невского

1773, июль – орден св. Георгия 2-й степени

1775, июль – награждён шпагой с алмазами потслучаю мира с Турцией

1783, июль – орден св.Владимира 1-й степени

1787, ноябрь – орден св. Андрея Первозванного

1789, сентябрь – Награждён золотой шпагой с алмазами с надпись. «Победителю визиря»

 1789, октябрь -  орден св. Георгия 1-й степени
 
1799, февраль – орден св. Иоанна Иерусалимского большого креста