Потуги розъединен я и ослаблен я русского народа

Игорь Бабанов
Потуги розъединенія и ослабленія русского народа

Григорий Семенович Малец (1867-1935) - человек-легенда: ученый, агроном, журналист, политический деятель, участник Гражданской войны. Сформировал отряд карпатороссов в составе Добровольческой Армии, участвовал в боях на юге России, в 1920 г. присвоен чин капитана, эвакуировался с Армией Врангеля из Крыма. После войны вернулся во Львов, занялся журналистикой, печатал статьи по сельскому хозяйству, написал прекрасное языковое исследование.
Н. Гаттас.

Посвящаю дорогой памяти за русское имя умученных в 1914-1918гг.
Г. Малец
Львов, 31 июля 1924г.

I. Особенности живых и мертвых языков
Язык, або мова, котрым говорит якiй то народ, называемо живым языком, або живою мовою. Языки - же старых народов, котрыи вымерли, або змЪшались з другими народами и з часомъ покинули, забули свои языки, а только остались на них давнЪйше написаныи книжки, - называемо мертвыми языками. До таких мертвых языков, або мов належат: язык латинскiй, грeчecкiй, еврейскiй и друг.
Жиды, чистыи потомки евреев з часом Авраама Мойсея, хотя и живут, но они розпорошени теперь по всЬм свЪтЪ, говорят на чужих и змЪшаных мовах, а только библiю читают на старом еврейском языцЪ, котрого неученыи жиды уже не розумЪют, а в домашнем житью на нём никто теперь не говорит. И длятого то и eврейскiй (старый жидовскiй) язык называеся уже мертвым.
Мертвый языки уже не розвываются, не мЪняют своих форм, а всегда остаются такими, як ними говорили старыи народы и як оставили, написаныи ними тогды книжки.
Живая-же мова кождого народа помало, но постоянно мЪняеся. Наша русска мова яко живая мЪняеся тоже. МЪняеся в ней способ выговора отдЪльных слов, на прим. в одних мЪсцях у нас говорят теля, а в других телье, або тылье; старыи слова заменяются новыми, напр. старыи слова: днесь - нынЪ, заменяются словом сегодня, а где куда словом дзись (взятым з польского). З часом, з умственным розвытьем народа, з ростом его просвЪщенiя и знанiй, творятся новыи слова, або также число слов, для означенья якогось предмета, або ионятiя, значно побольшаеся, особенно, если взяти под увагу большу просторон (край), яку занимае якiй-то народ. Так в одних мЪсцях у нас говорят: скот, в других - худоба,а гуцулы говорят: маржена, а еще гдекуды говорят - добыток. Або другiй примЪр бульбы, картофли, брамборы, бараболи, крампли, груши; все то слова для означенья одного и того самого предмета, но уживаемыи в рожных мЪсцевостях.
На перемену мовы, выговора, на творенье новых слов, мае сильный вплыв также сосЪдство з другими народами, а также природа и климат краю, в яком живе данный народ.
Як великiй вплыв на перемЪну мовы мае соседство других народов, видимо найлучше на наших лемках, котрыи переняли от поляков не только много слов, но и весь выговор (голосоударенiе). НайчистЪйше за то заховалась русска мова у гуцулов, котрыи, живучи в неприступныхъ горах и лЪсах, где у них не було панских (чужих) дворов, отже они не чули чужой мовы, не поддавались еи вплыву и заховали чистоту своей мовы.
2. Единство русского народа. Природна и исторична необходимость того
Pyccкiй народ, за больше як тысячу лЪт своей исторiи, сильно розмножився и розширився. Вон теперь один из найбольших народов на свЪтЪ и розширився на одной шестой части земли. Колись, в далеку старину, був вон еще малый и занимав не велику просторон. Жив разом и тогда говорив вон еще одинаковою мовою. Но з часом розмножаючись, розширявся pyccкiй народ, занимав щораз то новыи земли (край), встречався там з рожними другими народами, котрыи по большой части зживалась з русским народом и принимали постепепно его мову, его звычаи и обычаи, - значит, ставались русскими. Но и pyccкiй народ принимав тоже от чужих народов много нового; принимав з чужой мовы, або творив под ей вплывом, новыи слова, а заразом перемЪнявся також и его выговор.
И так з часами вытворились серед русского народа три головныи племена, зо своими немного рожнячимися говорами (нарЪчiями). Суть - то именно: малоруссы, (южно-руссы, або южане), до котрых причисляемось и мы червоноруссы (галичане, холмчане, волыняне, буковинцЪ, подоляне, лемки и угроруссы) и народ живущiй на УкраинЪ, Кубани и в других землях с головными местами Кiев, Полтава, Чернигов, Харьков, Екатеринодар и друг. (в теперЪйшной Закарпатской Руси, що при Чехiи). Друге и найбольше русске племя, то великоруссы (сЪвероруссы, сЪверяне). Оно розсЪлось головно на повночи з местами як: Новгород, Москва, Петроград, Архангельск и майже вся Сибирь по Владивосток. Трете и найменьше племя, то бЪлоруссы, з местами Минск, Витебск, Гродно и друг.
Вся просторон земли, яку занимае весь pyccкiй народ от Карпат и Балтiйского моря до Тихого Океана и от Чорного до Ледоватого моря, представляе майже совершенну ровнину, перерЪзану только многими великими и меньшими рЪками и озерами. Так отже межи всЪми землями, якiи от вЪков занимают pvccкiи племена, не було нияких непроходымых перешкод, як высокiи горы або моря, а противно многiи великiи рЪки, розходячися в рожныи стороны лучили тiи земли, якбы в одну цЪлость и давали возможность русским племенам, хотя-бы и з противоположных, далеких сторон, постоянно сообщатися, вести межи собою торговлю, занимати разом еще другiи земли и заселяти их, а тим самым и оборонятись разом от рожных сосЪдних ворогов, котрых всегда манили до себе широкiи и богатЪйшiи русскiи земли.
Тая ровнинность русских земель, недостаток межи ними непроходимых границ, а з другой стороны соединяющiи их рЪки, а также и общiи небезпечныи вороги, були головными причинами, що всЪ русскiи земли и заселяющiи их русскiи племена всегда стремЪли до одной цЪлости, як в государственном, так экономичном и культурном отношеню. ОтдЪльныи малыи, самостiйныи русскiи государства (княжества) николи не могли довго удержатися, а легко подпадали под чужую власть, як татаров, турков, литовцЪв и поляков. НавЪт за часов Богдана ХмЪльницкого, котрый освободив всю тогдашню Украину з под власти польской и татарской, а козаки составляли тогды велике и сильне войско, то все же, ХмЪльницкiй и весь козачiй народ видели, що Малороссiя (Украина) не зможе довго удержатися яко самостiйне государство и рЪшили всенародно, на собранiю в Переяславлю (в 1654г.), присоединитись до Московского Царства, котре тогды уже объединило около себе большу часть русских земель.
Но и теперь маемо перед очима живый и свЪжiй еще примЪр. Коли в часЪ великой русской революцiи Pocciя розпалась и начали всюды, як грибы по дощи, творитись самостiйныи республики, то - украинскiи самостiйники - под влiянием Австрiи и Германiи, выступили першiи за совершенным отдЪленьем от Pocciи и за утвореньем самоотiйной украинской республики. И казалось, що теперь уже духовныи наследники Мазепы осягнут свою цЪль. Мали - бо весь край в своей власти, мали - зукраинизоване - войско, мали сильных прiятелЪв и помошников - Германiю и Австрiю.
И що же получилось?
ПослЪ рожных проб и великих жертв кровiю и майном, Украина скоро переконалась, що яко самостiйна держава существовати не може и знову теперь, як до войны и за часов Хмельницкого, творит она з остальными русскими землями, якiи под Poccieю, одну цЪлостъ, хотя зъ широкою автономiею.
Против природы, против истоpiи и против экономичных требованiй ити невозможно.
Наши же заблудшiи братья, галицки самостiйники, з самого початку войны составляли добровольныи сЪчовыи отряды и помагали ворогам русского народа - нЪмцам воювати против Pocciи. И що же тут получилось?
За свое заслЪпленье, за преступныи поступки, за свои грЪхи несут они теперь тяжке, но заслужене наказанье. Но бЪда в том, що з ними и за их грЪхи страдае и терпит вся наша земля - весь народ, винный и невинный. Теперь многiи з них сами то видят и розумЪют, шо зле робили и каются. Но сдЪлане зло не так легко и не так скоро дасться поправити.
Если отже исторiя и неумолима действительность указуют русским землям и всЪм русским племенам стремитися до едности на всЪх полях народного житья, то такая едность на культурном поли, на поли школы и просвЪщения, больше всего необходима. Бо такая культурная едность дае велику силу всему народу, а тим самым и каждому его племени.
Культурне единство, т.е. школа, книжный язык, и церковь суть цементом, котрый нерозлучно связуе всЪ отдельныи племена якогось народа в одну целость, що всЪм им дае велику силу и выгоду. Если они навЪть, по неволи, не объединени в одной державЪ, то и тогда чувствуют они себе одним народом, корыстают з общои своей культурной роботы и легче дышеся и тим, котрыи найшлись в чужой, не своей нацiональной державЪ - Знаемо, що чЪм больша и богатша родня, а при том и дружна, тим больше мае она значеня и поваги в своем окрузЪ, тим легче отдельныи еи члены, попавши случайно в несчастье, могут раховати за по мочь своей родни и - получат еи. Так оно маеся и з целыми народами.
Русскiй народ, несмотрячи на свои племенныи рожницЪ, всегда був и уважав себе яко одна нацiя (народность), яко одна цЪлость.
Хотя з самого початку своей исторiи рожныи его племена, по своей мЪсцевости яку занимали, розлично назывались, як наприм. кривичи, дулибы, поляне, сЪверяне и другiи, то все-же всЪ они считали себе русскими и на внЪ, против других народов, выступали разом яко русскiй народ.
Русска державность зародилась на ДнЪпрЪ и у Карпат, а познЪйше перейшла на повночь в Суздаль и Москву. Ученыи малоруссы з Киевской, Галицкой и Угорской Руси ходили на повночь до своих братей великоруссов и ширили там науку и просвЪщенiе, а познЪйше, коли полуднева Русь була розорена ворогами и подпала в неволю, то московска (повнбчна) Русь подавала еи помочь. Великорус, уроженец Москвы
Иван Федоров, первый русскiй друкарь (печатник, типограф), прIйшовши до Львова, напечатав тут при Ставропигiйском БратствЪ перву русску книжку и провадив дальше тут печатне дЪло.
И так оно вЪками водилось по всей русской землЪ; никто не знав нiякой рожницЪ, всЪ считали себе русскими, всЪ були одной православной вЪры и уживали одного книжного языка, на яком и в школах учились.
Так отже нацiональна едность, давала русскому народу велику силу, котра выводила его з найтяжших положенiй, котра освободила его з татарской и з другой неволи и давала ему можность создати одну з найбольших держав на свЪтЪ, выобразовати прекрасный, пребогатый книжный язык и создати богатую и высоко стоящую русскую письменность (литературу). В послЪдном столЪтiю русска литература стала мiровою, т.е. нею заинтересовався весь свЪт, а русскiи ученыи добули coбЪ признанье и славу межи всЪми другими высокопросвЪщенными народами.
В выобразованю русского литературного (книжного) языка, в созданiю всей русской культуры принимали участiе всЪ русскiе племена: малоруссы, великоруссы и бЪлоруссы. Що до книжного языка, то можна сказати, що малоруссы положили для него основу, а великоруссы надали ему свой выговор. И длятого невЪрно и смЪшно, если нам кто-то говорит, що той язык не есть наш (малоруссов), що то московски, або pocciйcкiй язык. НЪт, то не вЪрно! Вон есть обще-русскiй литературный язык, так московскiй, як кiевскiй и львовскiй.
…Но всЪ тiе змЪны в выговорах не мают особого значеня, не змЪняют смысла слова и не утрудняют его пониманя. Сотни тысяч наших галицких бЪженцЪв и военно-плЪнных, сходивших и з'Ъздивших всю Pocciю, всюда без особенных трудностей обходились своею галицкою мовою, и их всюда понимали и они скоро все перенимали. Та и всякiй з нас, на мЪсци в краю, мав можностъ за войну стыкатись з россiйскими солдатами зо всЪх сторон Pocciи. Зо всЪми ними мы легко порозумЪвались.
Ничого впрочем и дивного, що одно, або друге слово нам було не знане, або малопонятне, що отмЪнный выговор утрудняе нам зразу поняти все, - бо нема на свЪтЪ такого народа, котрый бы на простонародной мовЪ всюда однаково говорив. Тай и у нас в нашой невеликой ГаличинЪ, не однаково люди говорят; инакше говорят лемки, инакше бойки и гуцулы, а еще инакше подоляки. Но и в одном и том же повЪтЪ, а навЪть в сосЪдних селах вже замЪчаются рожницЪ в мовЪ и мают они свои особныи слова.
А що-же доперва говорити о всей русской земли, о всЪх русских племенах, занимающих одну шесту часть свЪта?!
Видимо отже, що в литературном русском язицЪ, котрый вЪками создавали (выробляли)всЪ русскiи племена, а мы малоруссы в первую очередь, слова пишутся так, як указуе их походженье, их корень (по гречески этимологiя)и тогда тiи слова зразу зрозумЪли и зрозумЪли для всЪх русских племен, хотя бы где якiи слова у них, в простонародной мовЪ и инакше выговорювались.
Такiй этнмологичный способ писанья, дае едность литературному языку, дае ему велику культурну силу, котра и поднесла вже русскiй книжный язык и русску литературу на найвысшiй степень. Поставила его на ровнЪ з языками найпросвЪщеннЪйших народов.
Но ничого не мЪшае, а навЪть потрЪбне есть, щобы попри единый общiй литературный язык, язык школы и науки, писались тоже книжки и на мЪсцевых простонародных говорах данного народа. Народна поезiя, народыи пЪсни, вообще простонародне духове творчество, може и повино записоватися только на мЪсцевых говорах. Они бо являются живим, всегда бющим источником (жерелом) для обогащенiя и украшенiя общого им всЪм литературного языка.
Так и водилось оно у нас до послЪдного столЪтiя. ВсЪ pyccкiи племена от Карпат до Ураля и дальше, считали себе одною родиною, одным народом, a pyccкiй литературный язык считали своим общим книжным, школьным, научным языком. Но притом писалось много и на мЪсцевых русских говорах: галицком, лемковском, угро-русском, буковинском, украинском, бЪлорускомъ и на великорусских говорах.
Но в дуже тяжком положенью найшлись мы русины, остававшiися столЪтиями под Польщею и подпавше в XVIII столЪтiю, при роздЪлЪ Польщи, под Австрiю. Народ оставався дальше в панской неволЪ-паньщинЪ, совершенно темный без всяких школ, кромЪ где-негде дяковок, а также и без своей сознательной интелигенцiи, бо и большинство нашого духовенства, выхованого в польских школах и в польском дусЪ, относилось байдужно до русского темного народа.
Народ и немногочисленна его интелигенцiя оставались дальше совершенно отрЪзани от всего русского мipa, не мали русской школы, не видЪли русской книжки. Но все-же сознанie русскости в народной массЪ не завмирало, а тлЪв в нём всегда скрыто русскiй дух, сознанiе родства и единства зо всЪм великим русским народом. И коли в 1848 году, разом з другими народами Австрiи, выйшов на свободу з тяжкой панской неволи и наш галицкiй pyccкiй народ, то вон только таким именно русским себе и заявив. Начали печататись русскiи книжки и часописи; з часом постепенно начали по русски учити в школах не только в низших и но и на львовском университетЪ; в ВЪдни була открыта русск. семинаpiя для наших богословов, з котрои выйшли многiи значнЪйшiи наши священники - народныи проводники.
Но не легко було в тiи часы начинати у нас писати и учити по русски, закладати русскiи школы…бо и все, що еще училось, училось только в польских школах, дышало польским духом и признавало себе поляками, хотяй еще и русского, восточного обряда.
Не только, що нигде не було нiяких школ, шо никто не писав тут русских книжок, но все було отрЪзано от остальной восточной Руси и оттуда не могли приходити, печатавшiися там русскiи книжки, где з XVIII вЪка начала вже буйно розвиватись русска литература.
И так у нас, послЪ 1848 года, коли дана була свобода, кромЪ може колькох ученых, никто не знав тогдашняго русского книжного языка. И длятого наши предводители и начавшiи появлятись за сим молодыи писатели начали писати на мЪсцевой простонародной мовЪ, бо и сами литературного русского языка не знали докладно; та и необходимо було писати до народа зовсЪм зрозумЪло, доступно, щобы приговорити до него, будити его и загрЪвати до нового, достойного, людского житья.
Наш народъ, хотя и забитый-темный, всегда сознавав себе только русским, таив в собЪ русского духа, и знав, бо тое говорила ему его русская кровь, що там гдесь за границями на всходЪ есть велика его родня, великiй, сильный и славней pvccкiй народ. Того самого духа були и пepшiи его предводители, будители и писатели.
Пишучи до него и для него на его родной мЪсцевой мовЪ, они все-же не хотели зрывати з книжным русским языком, якiй розвинувся вже на остальной Руси; не желаючи именно затирати (затрачувати) кореня, походженя, отдЪльных слов и не отдаляти тим от себе книжный русскiй язык, но приближати и робити его легко понятным и тым открывати собЪ и своему народу доступ до богатой уже русской письменности,
- они начали писати этимологiею, т.е. историчным способом писанья. Но щобы все таки отмЪчати и способы мЪсцевого нашого выговора, а головно букв о, е, и, то з часом начали давати над ними значок ^, що означало що тiи буквы в том разЪ треба мягко вымавляти як i. Так, до 1892 года, писались у нас книжки и газеты и навЪть австрiйскiй ВЪстник державных законов; так учили всюда в школах, так издавали свой книжочки для народа наши галицкiи просветительныи общества: Галицко-русска Матиця, Общество им. М. Качковского, а также Просвета и др.
Но нацiональне и культурне единство русского народа и походяча от того его сила, не були выгодни его близким и дальшим сосЪдам и так начались старанья наших недругов и ворогов збити нас з правой дороги и ввести межи нами розлад и роздор.
3. Громадныи просторы и богатсва русских земель манят до себе чужiи народы. Их потуги розъединити и ослабити русскiй народ
З давних уже часов просторы и богатыи, малонаселенныи еще тогда рускiи земли всегда манили и притягали до себе рожныи чужiи народы. Туда устремлялись дикiи кочевыи народы, як монголы и татары, шобы грабити нагромаджене русским народом добро, набрати –ясырь- (в неволю) и на широких буйных русских степях выпасати свои стада. Скорше всего страдала от сего полуднева Русь, Кiевская, бо тут и був початок русской государственности, тут и були раньше большiи богатства и земля тут богатша.
Ослаблена нападами кочевых народов, а также роздорами своих князей, полуднева Русь подпала под власть Литвы, а за сим Польши.
Русска-же государственность перенеслась на повночь и сохранилась там в малоприступных, лЪсистых краях, укрЪпляючись постепенно около Москвы.
За часов владЪнiя Польши над полудненою Pyciю, сюда стремились польскiи паны и рожными способами захватывали громадныи пространства земель…
А все то мало на цЪли цЪлковите ополяченье краю и вЪрне закрЪпленье его за Польшею на всегда.
Русскiй народ против всего того, як мог, боронився, а познЪйше в лице свого козачества провадив частыи, довголетнiе войны против Польши.
Наконец, под проводом гетмана Богдана Хмельницкого, козаки освободили часть полудневой Руси и решили присоединись до Московской Руси, щобы, будучи разом, успЪшнЪйше обороняти взаимно свои земли и свою свободу. Но познЪйше тую единость хотЪв порвати и измЪнив русскому царю Петру Великому гетман Мазепа, родом польскiй шляхтич. Шведы (германское племя), котрыи вели довгiи войны з Петромъ за русскiе земли, щобы ослабити его и лекше побЪдити, подговорили Мазепу и обЪцяли сделати его самостiйным князем, если вон, в час их войны з Петром, изменит ему и з козаками стане по их стороне. Честолюбивый Мазепа пошов на тую приманку и действительно в решаючой битвЪ под Полтавою измЪнив Петру. Но маса козаков не пошла за ним, а осталась верна Петру, чим помогла ему розбити шведов и спасти русскiе земли от нового чужого ярма-неволи.
Коли-же в XVIII вЪкЪ Полльша розпалась и майже всЪ русскiи земли, кроме только Галицкой, Буковинской и Угорской Руси, собрались уже разом под властiю Pocciи, то поляки першiи начали роботу над розъединенiем и ослабленiем русского народа, вызываючи –украинскiй- сепаратизм.
По роздЪлЪ Польши, Pocciя прiйшла в безпосередне соседство з Германiею и Австрiею, а обширныи, богатЪйшии русскiи земли звернули на себе увагу немцев, котрым ставало чим раз тЪснЪйше у себе. Великими масами начали они колонизовати майже всю, по головно полудневу Pocciю, ген далеко за Волгу…Но германцям було мало того, що pocciйскe правительство охотно отдавало им, где сами хотЪли, лучшiи земли для колопизацiи. Германскiй имперализм (стремленiе царствовати над всЪм мiром) хитро стремився зовсЪмъ з часом завладети, если не всЪми тими землями, то хотя бы значною и богатЪйшою их частiю…И так був плян еще Бисмарка (головного германского министра), все земли по ДнЪпр, з городами Кiевом и Одессою водорвати от Pocciи и, под властiю Австрiи утворити з них особне княжество, где для нЪмцЪв, конечно, був-бы обЪтованый рай.
Германiя и Австрiя понимали, що для того прiйдеся им вести тяжкую борьбу — войну з русским народом и только победивши его, змогут добитись своей цЪли. Но они тоже добре розумЪли, що як довго межи всЪми русскими племенами буде едность и згода, як довго они будут чувствовати и признавати себе одним народом, так довго они, нЪмцЪ, не змогут ничого добитись, бо не устояти им против всей великой русской силы. И для того хитро и скрыто взялись нЪмцЪ на способы, щобы вызвати роздоры и борьбу межи русскими племенами и ослабити их власными своими руками. А тогды легче буде нЪмцямъ справитись з русским народом, где-бы вон не жив, и добитись своей цЪли.
Вся хитрость полягала в том, щобы указуючи на где-яки рожнице межи малорусским и великорусским племенем, внушити (вмовити) малоруссам, то они суть отдЪльным народом от великорусов, що им выгоднЪйше буде отдЪлитися от них и утворити особну, самостiйну державу. В той цЪли потреба було змЪнити и назву того нового народа и его будушой самостiйной державы: выкинути и затерти его природну историчну назву русскiй, русин, Русь. На мЪсце того начала вводитись для всего малорусского племени назва –украинскiй-, -Украина-.
-Украиной- начала называтись еще за часов Польши только часть русской земли, т.е. часть малоруссами занимаемой земли, котра лежала на краю (у краю, на границе) Польши и така назва може подходити, и теперь подходит, только для земель Кiевской, Полтавской, Харьковской та части Черниговской и Екатеринославской губернiй. Но словом –Украина- ни коли не назывались ни Подолье, ни Волынь, ни Холмщина, а тим меньше, Галицка, Буковинска и Угорска Русь.
Но и теперЪшна правдива Украина, т.е. Кiевщина, Полтавщина и др. в старину и всегда, назывались только русскою землею, Русью. Таже в KieвЪ володЪли первыи русскiи князьи, из Кiева пошла русска государственность и русска вЪра по всей Руси, из Kieвa ишло русске письменство, русске просвЪщенiе по всЪх русских землях, а также и повночных!
Кieв назывався матерiю русских городов.
Назва –Украина-, -украинскiй, есть отже только познЪйша и только мЪсцева назва, як наприм. сказати у нас: лемковщина, гуцульщина, або холмщина, подольщина. –Украина- же есть только частью русских земель и она нам тоже так дорога, як и другiи назвы наших земель. Она дорога нам еще и тим, що там над ДнЪпром зародилось когда-то и воювало славне козачество, выступавшое в оборонЪ свого поневоленого народа и его православной вЪры. Но слова тiи, -Украина-, -украинскiй-, не могут бути назвою для всЪхъ полудневых и заходных русских земель, для всего малорусского племени. Бо и як же называти цЪлый великiй край, цЪлый великiй народ назвою –Украина-, -украинский-, котра не означае целости, а только якусь часть, що лежит на краю, або у краю большого краю, або государства, до котрого належит. Не отповЪдна и не достойна то назва для цЪлого народа!
Для ворогов-же русского народа, то неважно. А важна им их цель, щобы розъединити русскiй народ, вызвати межи ним взаимну борьбу и ненависть, а тим его ослабити и собЪ покорыти. На жаль и несчастье они найшли серед нашого народа заслЪпленых, честолюбивых, а то и корыстолюбивых людей, котрыи пошли за их приманкою, як коли-то Мазепа, и начали отказоватись от имени Русь, русскiй, русин и пошли на завзяту борьбу прогив своих родных братьев, а тим и против интересов свого родного народа.
За той хитрый способ розбитя руского народа, первыми взялись и показали его нЪмцям поляки.
После роздЪла Польши, найбольша часть еи просторони, бо кроме Варшавского княжества, также больша часть западных русских земель, бувших под Польшею, припала Pocciи, и для того последнюю уважали поляки найбольшим своим ворогом. А понеже николи не тратили они веры в отбудованье Польши, а дорогу, ведущую их до того, видели только в будущой войнЪ з Pocciю, - то значит, потреба им було старатись всеми способами ослаблювати Россiю. Но понеже головне ядро Pocciи творив pyccкiй народ, а его головну силу давало ему его единство, - то значится, потреба було им старатись розбити тое единство, заварити роздоры, ненависть и борьбу серед самого русского народа, а тим самим ослабити его, а то еще и якую то его часть притягнути просто до помочи на свою сторону.
И так поляки всякими способами, будили и поддержовали –украинске самостiйництво- т.е. отдЪленье Малороссии от Великороссiи. Галицкiй намЪстник, граф Голуховскiй писав в одном урядовом документЪ до ВЪдня: Потреба и мусится доконче зробити рожницю межи языком и письмом галицких Малоруссов и Русских в Pocciи-. З тих слов видно отже, що рожницЪ не було, если таку рожницю треба було доперва робити...
***

Haй не буде мЪсця, серед русских племен, сынам безумiя, легкомыслiя, ложного честолюбiя, продажности и фальсификаторам нашой исторiи, - най не даются зводити з единой, но широкой: природной и исторической дороги, - а ожидае их свЪтлая будущность и не страшен им нiякiй ворог.
Григорий Семёнович Малец. Потуги розъединенія и ослабленія русского народа. Львов: Изд Ставропигийского инcтитута, 1924, 40с.