79 лет назад страна стояла на краю гибели

Юрий Тарасов-Камчатский
(Статья написана в начале 2021 года)

Коммунистическая власть СССР более 40 лет всеми средствами старалась скрыть от народа этот факт. Оно и понятно, признание его означало бы, одновременно, и согласие с тем, что спасла Советский Союз зимой 1941 – 1942 гг. только помощь союзников по антифашистской коалиции. Такое признание поставило бы под сомнение постоянно внушаемую населению СССР всеми средствами агитации и пропаганды идею превосходства социалистической экономики над капиталистической, а заодно и правильность сталинских методов подготовке страны к войне, включая оправданность многомиллионных жертв 30-х годов.

Мнение советских историков по данному вопросу объяснимо, однако ту же политику замалчивания данного факта в стиле – ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу – продолжает и нынешняя российская профессиональная историческая наука. Видимо, она до сих пор остаётся у нас служанкой коммунистической идеологии. Ну что ж, постараемся раскрыть правду истории без неё. Благо, информации в интернете и научно-исторических фондах библиотек накоплено для этого вполне достаточно.

Итак, из чего же следует поставленное в заголовок статьи категорическое утверждение? На какие фактические основания оно опирается? В этой статье я приведу лишь доводы, вытекающие из состояния в то время промышленности и транспорта нашей страны.

Ситуацию, сложившуюся в промышленности СССР в конце 1941 года, иначе, как отчаянной не назовёшь. К тому времени были потеряны территории, на которых перед началом войны добывалось 63 % угля, выплавлялось 68 % чугуна, 58 % стали, 60 % алюминия. Хотя большинство крупных и средних предприятий оборонной промышленности удалось эвакуировать в восточные районы страны, для их развёртывания и включения в производство на прежнем уровне требовалось время. По-настоящему вступать в строй они начали лишь весной – летом 1942 года, а завершился этот процесс только в начале следующего, 1943 года.

Как результат, в ноябре-декабре 1941 производство чугуна, стали, металлопроката на советских заводах не превышало 23 – 32 % от уровня, достигнутого к июню 1941 года (История второй мировой войны 1939 – 1945 гг. Т. 4. – М., 1975. С. 155). В следующие два месяца промышленное производство продолжало снижаться. В январе валовая продукция промышленности страны оценивалась (в неизменных ценах 1926/1927 гг.) всего в 6 миллиардов 667 миллионов рублей (уровень примерно середины 1935 года).  В феврале оно достигло пика своего падения. За всё 1-е полугодие 1942 года, несмотря на рост производства в последние 4 месяца, чугуна было отлито только 2,3 миллиона тонн (История 2-й мировой войны 1939 – 1945 гг. Т. 4. – М., 1975. С. 157), то есть столько же, сколько за половину дореволюционного 1913 года.

Падению производства во многом способствовала крайне тяжёлая ситуация, сложившаяся на железнодорожном транспорте. Дело в том, что в 1941 году противником была захвачена большая часть лучших по качеству железных дорог страны (41 % от общей протяжённости). Восточные же железные дороги имели, в среднем, значительно меньшую пропускную способность. Они объективно не могли справиться с многократно возросшим грузопотоком и с запада, и с востока.

К тому же, после потери Донбасса и Подмосковного буроугольного бассейна, основным источником топлива и для промышленности, и для железных дорог остался Кузбасс (Воркута обеспечивала углем лишь европейский север России). Поскольку тот был «не резиновым», нормы поставки угля железным дорогам снизились почти вдвое: с 25 тысяч тонн угля в месяц до 13,5 тыс. к февралю 1942 г. (Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. М., 1985. С. 156).

Но и самой промышленности угля тоже не хватало. В начале февраля его запасов, например, на Магнитогорском комбинате оставалось всего на 5 – 6 дней. Из-за недостатка руды под угрозой прекращения работы оказался Кузнецкий металлургический комбинат. С предприятий не вывозилась готовая продукция.
В январе 1942 года среднесуточная погрузка на железнодорожном транспорте была в 2 с лишним  раза ниже довоенных показателей. Не хватало паровозов. В начале года без них стояло до 3 тысяч эшелонов, 2/3 из которых ещё везли эвакуированное оборудование (История второй мировой войны. С. 147 – 148).

Помимо проблем с транспортировкой грузов, промышленности остро не хватало тогда и рабочих рук. В начале 1942 года на эвакуированных предприятиях имелось в среднем 30 – 40 % численности рабочих и служащих мирного времени (История 2-й Мировой войны. Т. 4. С. 140). Если же брать все предприятия страны в целом, то к концу 1941 года на них оставалось менее 67 % довоенной численности рабочих (3 811,6 тыс. против 5 705 тыс. в 1940 году) (Чанцев А.В. Экономический фундамент Победы: параллели истории и современности. – М.: Институт экономики Российской академии наук, 2015. С. 189: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439366 ).

Решить вопрос нехватки рабочей силы можно было, в первую очередь, быстрым ростом производительности труда, а для этого требовались более производительные станки и оборудование. Всем этим и стали обеспечивать советскую промышленность союзники уже с осени 1941 года. На Московской конференции они обязались с 1 октября 1941 до 1 июля 1942 г. поставить в СССР 10,8 тысяч металлорежущих станков (Справка А.И.Микояна о выполнении Англией и США обязательств, принятых на Московской конференции / Барятинский М.Б. Танки ленд-лиза в бою. – М., 2011. С. 27, 28).

Большинство из них было поставлено в 1-м полугодии 1942 г. Даже если часть из них не смогла дойти до адресата (погибла в пути), Советский союз получил примерно столько же, сколько произвёл тогда сам (в 1-м полугодии 1942 г. было произведено 8050 станков (История 2-й мировой войны 1939 – 1945 гг. Т. 6. – М., 1976. С.341)). Кроме станков было получено значительное количество энергосилового оборудования, прессы, молоты и т. п.

Снабжали союзники СССР и недостающим сырьём и полуфабрикатами. Так, 15 сентября 1941 года британский премьер-министр Черчилль сообщил в Москву, что Великобритания уже готовит к отправке 5 тысяч тонн алюминия (из Канады), а в дальнейшем будет отправлять его по 2 тысячи тонн ежемесячно (У.Черчилль. Вторая мировая война. Т. 3, 4. – М., 2012. С. 234, 235). Для сравнения, в СССР было произведено во 2-й половине 1941 года (по расчётам Б.Соколова) 23 тысячи тонн (Соколов Б. Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне / Загадки ленд-лиза. – М., 2000. С. 317), то есть поставки английского алюминия составили тогда почти 50 % от советского производства.

Кроме того, ещё до конца 1941 года англичанами были отправлены в СССР 38 тыс. т. каучука, 8 тыс. т. олова, 13 тыс. т. джута и 8 тыс. т. свинца (Стеттиниус Э. Ленд-лиз – оружие победы / Загадки ленд-лиза. – М., 2000. С. 210: http://militera.lib.ru/memo/usa/stettinius/04.html ), не считая обуви, продовольствия и иной продукции.

Всего с 1 октября 1941 г. по 30 апреля 1944 г. СССР получил только из США 7,4 млн. тонн на 4612 млн. долларов (то есть в среднем 1 тонна стоила 623,243 доллара), причём первый миллиард долларов был потрачен американцами на советский ленд-лиз к концу января 1942 года (Стеттиниус Э. Указанный источник. С. 200).

А теперь посмотрим, на какую сумму было оказано союзниками помощи СССР в самые трудные для него месяцы – с октября 1941 по июнь 1942 г. включительно. К сожалению, помесячные цифры для данного периода есть только на американские грузы. Поставки англичан придётся рассчитать среднемесячные, разделив общую сумму поставок в 1941 (158 тыс. т.) и 1942 гг. (375 тыс. т.) (Википедия: Торговые соглашения между СССР и Великобританией в годы Великой Отечественной войны) - 332 млн. долл. (158 + 375 = 533 тыс. т. * 623,243 долл. = 332 188, 519 тыс. долл.) - на число месяцев (12). Получается около 27,7 млн. долларов (27 682 377). Надеюсь, эта сумма не очень сильно отличается от настоящих.

Расчёты по месяцам:

Октябрь 1941 г.: США – 40,83 млн. долларов (65 513 * 623,243 = 40 830 518,659), вместе с английскими – 68,53 млн. долл. (40,83 + 27,7 = 68,53), то есть 363 млн. рублей (68,53 * 5,3 = 363,209) (курс доллара в годы войны составлял 5,3 рубля за доллар);

Ноябрь: 35,9 млн. долл. (57 604 * 623,243 = 35 901 289,772), вместе с английскими – 63,6 млн. долл. (35,9 + 27,7 = 63,6), т. е. 337 млн. руб. (63,6 * 5,3 = 337,08);

Декабрь: 44,54 млн. долл. (71 462 * 623,243 = 44 538 191,266), вместе с английскими – 72,24 млн. долл. (44,54 + 27,7 = 72,24), т. е. 383 млн. руб. (72,24 * 5,3 = 382,872);

Январь 1942 г.: 55,22 млн. долл. (88 597 * 623,243 = 55 217 460,071), вместе с английскими – 82,92 млн. долл. (55,22 + 27,7 = 82,92), т. е. 439 млн. руб. (82,92 * 5,3 = 439,476);

Февраль: 55,76 млн. долл. (92 670 * 623,243 = 55 755 928,81), вместе с английскими – 83,46 млн. долл. (55,76 + 27,7 = 83,46), т. е. 442 млн. руб. (83,46 * 5,3 = 442,338);

Март: 133,37 млн. долл. (213 999 * 623,243 = 133 373 378,757), вместе с английскими – 161,07 млн. долл. (133,37 + 27,7 = 161,07), т. е. 854 млн. руб. (161,07 * 5,3 = 853,671);

Апрель: 275,45 млн. долл. (441 968 * 623,243 = 275 453 462,224), вместе с английскими – 303,15 млн. долл. (275,45 + 27,7 = 303,15); т. е. 1 607 млн. руб. (303,15 * 5,3 = 1 606,695);

Май: 121,37 млн. долл. (194 747 * 623,243 = 121 374 704,521), вместе с английскими – 149,07 млн. долл. (121,37 + 27,7 = 149,07), т. е. 790 млн. руб. (149,07 * 5,3 = 790,071);

Июнь: 120,72 млн. долл. (193 695 * 623,243 = 120 719 052,885), Вместе с английскими – 148,42 млн. долл. (120,72 + 27,7 = 148,42), т. е. 787 млн. руб. (148,42 * 5,3 = 786,626);

Результат показан на графике над статьёй (построен на основе графика из статьи на сайте "Кавказский узел). По нему видно, что помощь союзников уже в марте позволила достигнуть октябрьского (без учёта ленд-лиза) уровня обеспечения страны и армии промышленной продукцией, а в июне – почти восстановить уровень сентября, то есть фактически залечить экономические последствия падения Харькова, блокады Ленинграда  и немецкого наступления на Москву. Это и создало базу для дальнейшего быстрого подъёма военной экономики СССР и боеспособности его вооружённых сил.

А если бы ленд-лиза не было? Результат предсказать несложно. Заменить поставляемые союзниками вооружение, военную технику, одежду, боеприпасы было просто нечем, а значит, до предела уменьшились бы и возможности для пополнения действующей армии и её снабжения. Да и само снижение промышленного производства зимой без поставленных по ленд-лизу станков, промышленного оборудования и сырья, полуфабрикатов, подвижного состава и т. п., было бы значительно более глубоким и быстрым.

В таких условиях даже просто перейти в контрнаступление под Москвой было крайне проблематично, не говоря уж о способности добиться крупного успеха в нём. В лучшем случае удалось бы остановить врага на ближайших подступах к столице, не имея сил отбросить его.

А затем пришла бы весна, а вместе с ней и новое наступление немецких войск, противостоять которому с таким низким уровнем промышленного производства шансов у красной армии не было. Немцы, как и предполагалось планом Барбаросса, дошли бы до Волги на всём её протяжении, а затем разбомбили бы своими бомбардировщиками беззащитные заводы Урала (значительную часть зенитной артиллерии и львиную долю алюминия и топлива для советских истребителей поставляли в войну союзники).

(Статья была опубликована на яндекс.дзен (Канал "Ю.Тарасов. История от историка")