Швырс. 2. Арнохейское крепкое

Михаил Горелик
Начало: 1. Иди, Идай.http://proza.ru/2021/01/04/1813


“Твой голос… Я слышу его постоянно, порою  кажется, что ты прячешься где-то в дальних закоулках моей головы. Ты ли говоришь со мной, или же это я заставляю собственные мысли звучать твоим голосом? Знаешь, это не важно - главное, что он звучит, а значит, я живу.
Как давно я не видел тебя!”


Ход шел вертикально вниз, спускаться нужно было по шаткой лесенке, но швыря это не испугало. Не успел Идай прикинуть расстояние, как между его ног скользнуло упитанное, но проворное тельце. Швырь прыгнул. Послышался писк, царапанье коготков о ступеньки и, наконец, что-то стукнулось о пол внизу, взвизгнуло от боли и метнулось вбок.

Так это был знак?! Боги, я ничего не понимаю. Что вы задумали?!

Идай нащупал верхнюю ступеньку и стал спускаться. Ступеньки оказались неожиданно скользкими, пришлось двигаться очень медленно. Меч, который он заткнул за пояс, вел себя беспокойно, то и дело норовил выпасть - вот звону-то было бы!

Наконец нога вместо очередной ступеньки нащупала каменный пол. Дальше ход шел ровно и не очень далеко - Идай увидел помещение, стол, человека за столом.
Увидел, похолодел и замер. Ноги стали сначала невыносимо тяжелыми, потом, наоборот,  воздушно-легкими. Идай чудом удержал равновесие.

Человек, сидевший по ту сторону огромного стола, только что выудил из глиняной миски кусок мяса, но не успел донести его до рта. С куска стекали капли жира и сока, и Идаю показалось, что он слышит, как они шлепаются обратно в миску.

- Что застыл? - наконец усмехнулся Крат. - Подвинул бы лучше соус, а то никак не дотянусь.
- Но я же…- начал Идай и осекся.
- Что “я же”? Поднес богам мою душу, это имеешь в виду? Так не моя была душа-то.
- Чья?!
- Двойника моего. Взял с собой на всякий случай. Не зря взял, похоже. Соус-то подвинешь или нет? Поем хоть перед… казнью.

Идей тряхнул головой, как будто отгоняя морок, и молча подтолкнул посудину с соусом. Крат обмакнул мясо, откусил и крякнул от удовольствия.

- Эх, хорош соус, хорош!  Такого нигде больше нигде нет. И не будет. Ты ведь и повара моего тоже убил, так?

Идай не ответил.

- Убил, конечно. - покачал головой Крат. - Зря. Хороший был повар. И человек хороший. Добрый. Прямо как ребенок. Только жрал много. Говорил ему - так разнесет, что ни в одну дверь не пролезешь. .Был бы постройней, может быть, и увернулся бы от твоего меча.
- Это вряд ли. - хрипло сказал Идай. - И ты не увернешься.
- А я и не собираюсь. - вздохнул Крат. - Хватит, набегался. Дай доесть - единственное о чем прошу. Да и сам поешь, тут на четверых хватит. Да поешь ты, не бойся. Злость твою никаким мясом не успокоишь, это я вижу.  Давай садись и меч держи покрепче, а то вдруг я у тебя его отберу.

Крат улыбнулся, и эта улыбка не была трусливой или заискивающей, и точным движением отправил миску через весь стол прямо под нос Идаю. Аромат правильно поджаренного мяса, да еще  приправленного луговыми травами, проник в ноздри, и у Идая закружилась голова. Этот запах… Что добавлял повар, почему вдруг вспомнилась мамина стряпня из далекого, забытого детства?  Должно быть, и она использовала какие-то из этих трав, а уж мать Идая знала в них толк, собирала, сушила, вся округа приходила выпрашивать.

- Знакомые травки, да? - усмехнулся Крат. - Я их тоже люблю. Повар-то не все знал, пришлось с ним в свое время по лугам побродить, показать нужные. А ты, небось, думал, что я человеческой кровью питаюсь.
- Ничего я не думал. - буркнул Идай, пережевывая нежное, вкуснейшее мясо.

Он ел, ел и не мог остановиться. Ел и проклинал себя за слабость и малодушие. Трудно убить человека,, который только что тебя накормил, да еще как накормил!.  Конечно, и так можно, если уж другого выхода нет.

А Крат тем временем вытащил из-под стола темную, объемистую бутыль и два кубка.

- После такого мяса выпить надо. Есть тут у меня… . Да не бойся ты, для себя храню, прихватил из дворцовых запасов. Давай так: я в оба кубка налью и из обоих выпью понемногу.

Идай рта не успел раскрыть, а в кубки уже текла густая, ароматная жидкость - как будто кто-то зачерпнул немного закатного солнца.

- Вот видишь, - довольно крякнул Крат, отпив по изрядному глотку из обоих кубков. - Я жив и весьма доволен. В какой добавить?

Нужно было отказаться, но съеденное мясо поглотило остатки воли, да и во рту жгло от острых приправ. Идай помедлил и ткнул в кубок, который Крат держал в правой руке.

- Мой любимый выбрал. Ладно. Держи.

И вновь Идай поразился точности и ловкости движения, которое направило кубок через стол, да так, что сосуд остановился прямо перед ним, нет потеряв ни капли.

- Ну что ж,, - печально усмехнулся Крат. - выпьем за  то, чтобы моя душа вылетела легко, без мучений, а потом нашла себе достойное пристанище.
- Первое я тебе обещаю. А насчет второго - это богам решать.

Идай сделал глоток, еще один. О, как ему хотелось, чтобы у этого кубка не оказалось дна! Но дно было, и очень скоро он до него добрался. Внутри потеплело. Поток жидкого солнца хлынул по жилам, разделяясь на широкие рукава, потом на мелкие ручейки. Веки вдруг отяжелели, в голове образовалась гулкая пустота, в которой терялись, угасали мысли - до тех пор, пока не осталась только одна.

- Отравитель! - прохрипел Идай, и сам исчез в стремительно разросшейся пустоте.


Он очнулся от сильной боли в правом плече. От каменного пола должно было нести холодом, но Идай не замерз - кто-то подложил шкуру, а сверху накрыл его еще одной.

Идай с трудом приподнялся и сел, сбросив с себя шкуру.  Голова распухала от тупой, ноющей боли, и даже крепкая шея Идая с трудом удерживала ее почти невыносимую тяжесть.

Та же комната, тот же стол… А шкур тут не было. Откуда взялись шкуры?!  Но это потом, потом. Сейчас самое важное… Меч! Где меч?!

- Очнулся?  - рядом стоял улыбающийся Крат и протягивал ему меч. - На. Возьми.

Идай протянул - точнее, попытался протянуть руку - и вскрикнул.

- Больно? - участливо спросил Крат и положил меч на пол - так, чтобы Идаю было удобнее схватиться за рукоять. - Думаешь, я тебя отравил? Нет.   Во-первых, нечем было, все яды во дворце остались.- он ухмыльнулся и подмигнул Идаю.-  Во-вторых, я и не собирался.  Ты прежде Арнохейское крепкое пробовал?
- Нет. - буркнул Идай.- Не угощали.
- Надо было тебя предупредить. Это коварная штука. На вкус - радость богов, а голову сносит быстро. И незаметно. Особенно с голодухи. Я думал, ты покрепче будешь.
- Что со мной было?
- Да ничего особенного. Наелся от пуза, выпил Арнохейского - вот и сморило. Ты же под стол свалился, плечо вот ушиб, а то и вывихнул. Так что, дорогой гость, прикончить меня теперь не так просто будет.
- Ничего, я и левой управлюсь. - хмуро сказал Идай.
- Ты прав, конечно. Но имей в виду, я бы мог тебе и горло перерезать, и сердце проткнуть, пока ты тут пьяный валялся. Но ведь и пальцем не тронул, даже меч вернул.
- Вот этим-то мечом я тебя и…
- Нет. - отрезал Крат, и губы его, без того тонковатые, сжались еще сильнее, а в голосе прозвучало нотка, которая холдодком отозвалась в Идаевом позвоночнике. - Сразу надо было. Решил - сделал. Захотел - добился. Только так. А теперь все - поздно.

Крат развел руками, холодный блеск в глазах исчез, а на губах, вернувших изначальный объем, заиграла добродушная улыбка.

- Ты думаешь, зачем я тебя в живых оставил?  Пожалел? Нет, дорогой мой. Кстати, зовут-то тебя как?

Идай нехотя назвал свое имя, и вдруг почувствовал, что проиграл окончательно.

- Идай… - протянул Крат. - Ида-а-ай. Звучное имя, даже эхо какое-то в нем есть. Так вот, Идай. Я никого и никогда не жалею. Жалостливым, во дворцы хода нет. Разве что дерьмо выносить, если дозволят. Забрал дерьмо -пошел  вон. Завтра за свежим придешь и не вздумай опаздывать. Нет. Я тебя не пожалел. А вот поговорить хотел, понять кое-что хотел. И надеюсь, ты от разговора не откажешься.

Идай молчал. Боги мои, боги, я обещал вам душу этого человека, вы направили меня, а что сделал я?! Промедлил, а потом и того хуже - поддался на уговоры, ел с его стола, пил из его кубка и напился пьян… Нет мне прощения, знаю. И приму наказание со смирением.

- Ты что там губами шевелишь? У богов прощения просишь за то, что обещал и не сделал?  Бесполезно. Захотят - накажут. Захотят - помилуют.  Им на твои просьбы плевать, по себе знаю. Много чего просил, но если чего и добился - только сам. Своей головой, своими руками, которые не боялся запачкать. Ну и этим местом - Крат ухмыльнулся и похлопал себя по заду - Тоже.  Нетерпеливые быстро сгорают, а вот у кого зад толстокожий, кто выжидает, если надо, тот поднимется, можешь мне поверить.
- Накажут… - эхом отозвался Идай. - Обязательно накажут….
- Ну, значит, так тому и быть  А пока не начали, давай поговорим. Времени у нас достаточно. И вот что, ты даже не думай к своим идти.  Не поймут. Другой бы наплел, что не нашел меня,  но ты врать не умеешь, это я вижу. А если нашел, почему в живых оставил? Что ты им скажешь?

Идай слушал и холодел. Так и есть,  будь он проклят!  Нельзя возвращаться.  Все, что было его жизнью еще совсем недавно, исчезло вместе с последним глотком Арнохейского. Нет. Не тогда. Раньше. Ровно в тот момент, когда он притронулся к угощению. И что теперь?! Ничего. Сидеть в обществе человека, которого хотел убить. Слушать этого ублюдка, отвечать на коварные его вопросы… Так ведь это и есть наказание, точнее, только малая часть его.

- Ну, не такой уж я ублюдок, если ты об этом сейчас думаешь. - усмехнулся Крат. - Погоди немного. Мы еще с тобой подружимся.
- Мы? С тобой! Да я лучше прямо сейчас сдохну! - вскинулся Идай.
- Ну нет так нет. Тут, знаешь…

Туша зверя, покрывавшая подземелье, внезапно содрогнулась. Казалось, что бока пошли ходуном, где-то  поблизости раздались сильные, гулкие удары - начали падать камни.

- Дворец… - прошелестел внезапно побелевшими губами Крат. - Стены рухнули, кажется. Даже здесь отдается.

Удары становились все сильнее, подбирались все ближе, сливаясь в единый, разрывающий уши грохот.  Потолок треснул, и несколько небольших камней обрушились на пол. Один из них неминуемо убил бы Идая, если бы подоспевший вовремя Крат не оттолкнул его в сторону. Сам тоже успел отскочить и теперь сидел рядом, тяжело дыша и поглаживая ушибленное плечо.
Грохот стих так же внезапно, как и начался.

- Вроде все… - прошептал Крат. - Ты как?
- Хвала богам, жив.
- Да не богам твоим хвала, а мне. - рявкнул Крат. - Опять тебя, дурака, спас. Зря, наверное. Погоди-ка, погоди…

Он встал, морщась от боли, и направился туда, откуда пришел Идай.

- Так и думал. Этого и боялся. - послышался его голос. - Все завалено. Здесь наружу не выйти. .

Значит, боги, вы решили похоронить меня здесь? Достойное наказание.

Вернувшийся Крат молча отряхнул пыль с мягкой кожаной куртки, сел за стол, прикрыл глаза и забарабанил пальцами по гладкой темной поверхности.

- Плохо дело. А может быть и хорошо… На эту сторону холма не выйти. Это плохо. И никто другой сюда не проберется, Это хорошо.  Со стороны Дворца ход мы сами завалили.  Туда не выбраться, оттуда не пролезть. Это, скорее, хорошо. И мне спокойнее, и тебе тоже.
- Мне-то с чего?!
- Вот все вы такие. Сначала в драку, а потом уже головой думать, если она к тому времени на плечах останется.  Ты сам-то посуди - к своим не пробраться, значит, и врать не нужно. Все, нет для них Идая. Ушел Идай карать мерзавца и не вернулся. Погиб, как настоящий герой.
- Не погиб, а сдох… - медленно проговорил Идай. - От голода. В темноте. Факелы скоро погаснут. Но не я один - ты тоже.
- Я чуть позже. - ухмыльнулся Крат. - Сначала тебя съем.  А уж потом - как боги решат.  Эй, да ты поверил! По глазам вижу, поверил!

Идай угрюмо молчал. 

- Вот что я тебе скажу. Пока ты со мной - не пропадешь. И голода можешь не бояться, и жажда тебе не страшна. Припасено тут у нас кое-что.
- У вас припасено. - повторил Идай. - У вас-то всегда припасено. Это мы с голоду можем подыхать, а вы - никогда.
- Ну, а если и так? Еды мало. Хорошей еще меньше, а людей много.  Кто тебе сказал, что мир справедлив, что все по честному? Нет, дорогой мой Идай. Мир несправедлив, и хорошее, которого мало, по праву принадлежит немногим. А всем остальным - что останется. Вот такой закон, и никуда вы от этого не денетесь. Думаешь, сейчас они дворец снесли, моих людей поубивали, и теперь счастье - всем без разбору?  Да нет же! Вот прямо сейчас чем твои соратники занимаются? А я тебе скажу. Кто чашу драгоценную под куртку прячет, кто мясом брюхо и карманы набивает, кто бабе юбку задрал и сзади пристроился. А остальные, кому не досталось, смотрят да завидуют. И мечи свои украдкой щупают - не затупились ли.  Не сегодня-завтра глотки друг другу начнут резать, а через день-два те, кто посильнее, все к рукам приберут. Кого надо приблизят, кого надо убавят - своим, заметь, бошки снесут - от моих-то людей к завтрашнему утру никого не останется. Что, не так?

Идая мутило. Боль в плече не просто усилилась, а начала заполнять другие части тела, но к боли ему было не привыкать. Привычно было и то, что мерзавцы лгут, ибо ложь - не просто их вторая натура, а первая и единственная. Этот мерзавец не врал, он был беспощадно, отвратительно откровенен. Хуже того - Идай знал, что на развалинах дворца сейчас  происходит именно то, что сказал Крат, причем именно так, как он это описал.  А завтра… Завтра бывшие друзья и соратники сойдутся в смертельной схватке, только это будет не схватка, а грызня и резня, и тот, кто выйдет победителем, окажется даже хуже…

- Даже хуже, чем я. - оказывается, Крат продолжал говорить, просто Идай на время перестал слушать. - Злости в них больше будет, жадности, глупости, а опыта - никакого. При  мне какой-никакой, а порядок был.
- При тебе?! Порядок?! - вызверился Идай. - Это кто тебе такое говорил?! Холуи твои прикормленные?! Не было порядка. Воровство одно.
- Да хоть бы и так. - усмехнулся Крат. - А теперь еще хуже будет, и надолго ли - одним богам известно. Не надо дерьмо перемешивать! Отлежится, будет меньше вонять. А как начнешь снизу вверх да сверху вниз переворачивать - и сам перемажешься, и вони будет столько, что пожалеешь.

Он замолчал и задумался. В зале стояла гулкая тишина, которую изредка нарушали странные звуки, идущие откуда-то снизу. Казалось, зверь приходил в себя после встряски, успокаивался, и только где-то глубоко, в каменных его кишках что-то двигалось, урчало и булькало.

Продолжение следует.http://proza.ru/2021/01/05/1298