О моей любимой жене

Алексей Ульянищев
Предисловие к книге :"Мы тебя никогда не забудем"
    В книге «Институтские байки» я описал жизнь и творчество Зинаиды Сергеевны.  В этой книге я ещё раз попытаюсь дополнить описание её особого, неповторимого характера.
   Раньше в предыдущих книгах я пытался раскрыть и описать характер любимой жены, но не смог это сделать в полной мере. Вы спросите, почему? Да, потому, что она была многогранно талантливой и сложной натурой, порой загадочной, всегда привлекательной, гордой, креативной, но всегда любимой всеми окружающими её людьми. Даже прожив с ней почти 59 лет я открываю в её характере всё новые черты и особенности. Часть из них вы найдёте в моих не отправленных ей письмах, которые будут позже в этой книге. Но я уверен, что не сумел узнать до конца её характер, может со временем ещё откроются новые черты от людей, с которыми она общалась и они её хорошо знали.
    О себе Зина не любила рассказывать. О её детстве, о её школьных годах я узнавал больше от мамы и из её дневников. Так из отдельные эпизодов, невзначай сказанных слов из её детства у меня складывался пока не сформированный до конца характер. Зина всегда знала что ей нужно и упорно добивалась своего. Нет, она не капризничала, не просила и не умаляла, а молча делала как она считала нужно. Она всегда была смелая, решительная, никогда не боялась высоты. Любила сидеть на крыше или на высокой берёзе и постоянно фантазировала, мечтала. На улице была первой «заводилой» всех девчонок и ребят своего возраста. Сама выдумывала разные игры и подключала других девчонок. До 10 лет была такой драчуньей, что жаловались все соседи. Колотила не только девчонок, но и ребят. Она была крепкого телосложения, сильная, поэтому её все побаивались.
      Ещё в трёхлетнем возрасте Зиночка, так её все называли, влюбилась в кукольный театр. Как рассказывала мама, смотрим на калитках домов нашей улицы появились объявления: «Открытие кукольного театра. Премьера спектакля «Петух и лиса». Приходите все. Ждём этим  вечером». Объявления написаны на вырванных из школьных тетрадях листах красными с подтёками анилиновыми красителями. Им всем было по 5-6 лет. Только одна Лидушка училась в первом классе.
    Но самое удивительное началось во время спектакля. На лужку поставили ящики в виде сцены, накрыли какой-то тряпкой. Двое девчонок стали по бокам ящиков и натянули простыню. Выходит Зиночка и громким, чистым голосом объявляет: «Премьера. Лисица - Страхова, Петух- Медведев. И сама убежала за ящики. Открылась сцена. Из под ящиков торчали только головы «артистов». Выскочила лиса, невероятно толстая, с красным носом с настоящим лисьим хвостом. Так это же хвост с моей дохи, к которой я еле пришила после Зининого первого спектакля три года тому назад. На ушах лисицы висели серёжки и тоже красного цвета. Петух вышел важный и почему-то синего цвета, а по бокам красные крылья. На голове пришит кусок красной ленты Зиночки, которую я обыскалась на прошлой недели. А хвост у петуха был натуральный, из перьев, подкрашенный красным цветом. Где они их надёргали - это потом выяснилось. На ушах «пети» тоже висели длинные серёжки, красные и мне очень знакомые.
     Весь спектакль был копией того спектакля, который она смотрела три года тому назад, даже интонации голосов были похожи. Уже во время спектакля многие родители угадали откуда дети взяли все материалы для кукол. Лисица сшита из жёлтого платья Зины, петух из кофточки матери Любы, глаза у «пети» и «лиски» оказались пуговицами, срезанными с кофточки Домны, петух в курятнике в доме Нади с другой улицы оказался без хвоста. Как они ухитрились у него вырвать все перья, они не рассказали.  А когда я сняла для стирки скатерть со стола у нас в доме, то обнаружила, что все кисточки от каймы скатерти со стороны стенки срезаны Зиночкой, да ещё и про запас для других спектаклей.
     Мы все хлопали в ладошки и кричали браво. Они важно раскланивались и до ушей улыбались. И, конечно, организатором и режиссёром этого спектакля была моя дочь.
    Потом были ещё два спектакля: «Красная шапочка и волк» и «Бармалей». Но теперь многие мамы помогали девчонкам готовить куклы, а спектакли они ставили сами.
    Уже в шесть лет Зиночка бегло читала и хорошо писала, помогала старшая сестра. Она ей из школьной библиотеки приносила книжки и Зиночка их с увлечением читала. Они с сестрой всегда были самостоятельными. Мать их к школе никогда не одевала и не заплетала им косы. Школа была рядом с их домом и мать их не провожала. Учились хорошо. Им повезло, в их школе были высокопрофессиональные учителя. У них была ведомственная школа от железной дороги, и как правило, в таких школах всегда были самые лучшие преподаватели из города.
    Учительница по русскому языку и литературе Мария Григорьевна почувствовала в Зиночке любовь к её предмету, к искусству, к сцене. и старалась развивать в ней эту любовь. Зина уже в 6 классе начала писать стихи, выступать в школьных спектаклях и концертах. С 7 класса она начала вести дневник, но почему-то его не сохранила. Ещё в шестом классе Зина организовала литературный домашний кружок. В него входило только трое девочек, в том числе и её задушевная подруга Люба. Вначале они писали сказки и обменивались «на заседаниях» клуба у Зины на чердаке дома. Потом появились короткие рассказики и стишки. Они обсуждали их между собой и набирались опыта. Они держали в строгом секрете об этом кружке. После 7 класса их осталось двое. Но стихи они писали до выпуска из школы, а вот тетрадь с её школьными стихами Зина не сохранила. Почему, мама не знала.
    В 9 классе Мария Григорьевна ушла на пенсию и приехал молодой красивый мужчина Анатолий Моисеевич Браунштейн, только что окончивший Воронежский педагогический институт. Он был высокого роста, с чисто мужскими чертами лица, курчавый, с тонкими, длинными музыкальными пальцами, прекрасно играл на пианино, пел проникновенным басом с гитарой. Но главное, он любил литературу и умел заинтересовать, влюбить в неё любого человека. Девчонки все от него были «без ума», он их всех очаровал, в том числе и Зину. Это была детская любовь, но она заставляла девчонок ещё больше полюбить литературу, искусство.
    Я его видел, когда он уходил из дома Зины со своим другом. Это было на втором курсе института, я приехал к Зине домой. После их встречи Зина была так разволнована, что отвечала мне невпопад, вся красная, ходила по комнате и порой не замечала меня. А мужчина действительно был красавец.
     А жила Зина в ужасных условиях. И дело не бедности, тогда все так жили. В их доме отец очень часто приходил с работы пьяный и скандалил. Матерился, бил посуду, кидал в жену что попадёт под руку. И такая обстановка была в их доме всё детство Зины. Я сам был свидетелем таких скандалов. Как-то на втором курсе пришёл к Зине в воскресенье утром. Вдруг вваливается её отец Сергей Фёдорович после ночного дежурства пьяный и просит денег у жены на выпивку. Получив отказ и начался скандал, матершина, бой посуды. Я поднялся и хотел усмирить Сергея Фёдоровича, но мама опередила меня: «Не смей лезть в наши семейные дела!» Подаёт мне пиджак, шапку и говорит: «Иди погуляй на улице». Через 10-15 минут вышла Зина и пригласила в дом. Сергей Фёдорович уже спал в своём закутке за печкой. Я и раньше знал о таких скандалах, но быть их свидетелем -это совсем другое дело.
   Кроме отца, как рассказывала Зина, в детстве к ним в дом часто приходил глубокой ночью пьяный брат мамы и тоже скандалил, будил нас и мы долго не  спали..
    Когда я училась в 7-9 классах, рассказывала Зина, в наш дом приходили ухажёры  парни к моей сестре Але. Я с ними часто беседовала, мне хотелось познать их характеры, моя любознательность и желание познать жизнь подталкивало к таким беседам.  Но эти парни душой были старики, опустошённые, не верящие в истинную дружбу и любовь. Они невольно навевали на меня тоску, сомнения  и я считала, что все парни нашего поколения точно такие же. Я в то время уже была сложившейся юной девушкой и они на  меня  пялили» глаза.
    И вот в такой обстановке сложился целеустремлённый, светлый характер у Зины. Она верила в истинную дружбу и любовь, ненавидела ложь, презирала слабых душой людей, всегда была честной и правдивой в любой обстановке. Зина говорила, что я старалась не замечать и не придавать значения всем этим скандалам, этим бездушным молодым «старикам», старалась оставаться сама собой.
    Но это не совсем так, все эти люди и события не могли пройти бесследно при формировании характера. Зина в юности, и позже продолжала быть честной, верящий в чистую любовь и искреннюю дружбу, но одновременно постоянно сомневалась, не верила мне и людям. И это её двойственное отношение сохранилось в характере всю жизнь.
   С годами характер меняется. Только после аспирантуры, уже работая в стенах нашего института, Зина стала меньше реагировать на обидные в её адрес слова, разного рода негласные проверки её работы со студентами. Нет она не приспосабливалась, она понимала, что где-то надо «спустить на тормоза», а где-то резко высказать своё мнение. Она научилась всех прощать и меня к этому призывала. Зина всегда оставалась принципиальной и честной. Всю жизнь она работала с полной отдачи своих сил, никогда не жалела себя, поэтому часто болела. Болезни, трудные операции, которые она перенесла, постоянные перегрузки в работе и стрессы — всё это сократили её срок жизни. Её бабушка, мама, её родная сестра, тётя, родная сестра мамы, прожили долгую, не менее трудную жизнь, но они все умерли под 90 лет, а тётя Таня больше 92 лет. Только Зина не дожила до 80 лет.
    Зина любила свою работу, с подъёмом, с лёгким волнением она читала лекции и вела занятия, любила всех  студентов. Но её, как она говорила, радужная, серебристая мечта быть профессиональной артисткой, выступать на сцене, перевоплощаться в героев пьесы никогда её не покидала. Уже будучи на пенсии, она любила смотреть выступления артистов по телевизору. Даже за год до смерти войдя в дом, она спешила включить телевизор, чтобы смотреть субботний вечер. Я ей говорил: «неужели тебе не надоело смотреть эту «попсу»,  смотреть одних и тех же артистов каждый день?». В ответ я слышал: «Ничего ты не понимаешь. Я же с ними вместе на сцене! Я живу сценой!».
     Господи! Как же велико было её желание стать актрисой и мечтать об этом всю жизнь! Значит это было ошибкой Зины и меня в том, что она отказалась сама от идеи стать актрисой. В молодости это была её цель жизни, об этом она мечтала с юных лет, как только начала осознавать себя. Этой мечтой она жила всю жизнь. Вполне, возможно, что она преодолела бы все трудности и стала знаменитой актрисой или режиссёром. Это была ещё её одна тайна.
    Была ли она счастливой в жизни? Да, была. Зина сильно меня любила и была для меня всегда единственной и любимой женщиной. Она любила семью, нашу дочку, всех детей и, особенно, внуков и правнуков, восторгалась природой, она любила жизнь. Но вспоминая о своей не осуществлённой мечте, она неожиданно задумывалась, уставившись взглядом в одну точку, а мысли её были где-то далеко, далеко. Она не замечала, что я стою рядом с ней и только мой окрик выводил её из этого состояния. И такие явления были не единичные. Она мечтала и представляла себя в иной роли. Зина была очень интересной и  загадочной девушкой и женщиной. Мне  её очень, очень, очень не хватает.