Рождественские истории

Светлана Колосовская
Эта история о том, как человек делает робкое, неуклюжее  движение к Богу, а Бог, встречно,  тут же изливает на него полную Чашу. Тезис известный… Об этом и будет речь.
Произошло это где-то в 90-е годы, когда  в церковь я ходила, равно как и ездила в Сергиев Посад,  в тайне от мужа. В это время Рождественские службы по ТВ уже транслировались. И вот в одну такую ночь я решила, совершенно одна, отметить Рождество Христово. Ни от кого не таясь, но – одна. Рождественская ночь, время – ближе к полуночи. В гостиной, где стояла зажженная елка, мы были с мужем вдвоем. Дети наверное у себя спали. Каждый был занят своим. По ТВ – служба. Помню, что муж сидел в кресле и читал  какой-то материал со схемами или графиками. В этой-то обстановке я и решила отметить Рождество Христово.  Достала красивую скатерть и накрыла даже не стол, а половину стола - на двоих. Поставила бутылку шампанского, положила в вазу фрукты, м. б. конфеты… Две тарелки с приборами, два фужера… (муж занят своим и ни на что не обращает внимания). Потом я решила нарядиться. Надела  длинную юбку, красивую белую блузку, украшения… Мысленно я говорила Тому, ради Которого все это совершалось: «Ну вот видишь, это все, что я могу для Тебя…».
Наконец муж поднял глаза,  пробудился от своих схем: «Ты что это, собираешься пить шампанское на ночь глядя?»
-Видишь, сегодня праздник, - показала я на службу по ТВ, -  сегодня очень большой праздник, почему бы не выпить шампанского? Открой бутылку!
-Я пить не буду, и есть тоже. Ты тоже больше фужера не выпьешь, зачем открывать бутылку?.. И вообще,  у меня завтра – спортзал.
-Скучный ты человек, открой…  я же не умею.
-Ну конечно я скучный человек… А нарядилась зачем?
-Я же сказала: праздник сегодня.
В полном недоумении муж стал открывать шампанское:
-Нет, твоей головой конечно надо заниматься… - он налил мне вино в бокал, и недоуменно продолжал, вроде как сам с собой: своими руками спаиваю… Ну ладно, я пошел спать… не забудь убрать  шампанское в холодильник.
Не знаю, выпила ли я этот бокал. Но одна, НАЕДИНЕ, и с этим бокалом  вина на какое-то время я осталась. И почему-то знала, что мое поздравление, то есть ТАМ, - услышано. Так я встретила Рождество Христово.
Сон в эту ночь был такой. Представьте себе часть церкви или помещение, приспособленное под церковь. На узкой столешнице во всю ширину стены (метра 3-4) – самые разные иконы. Одни стоят на столешнице, другие висят на стене. Все они – разных размеров… Этот иконостас углублен где-то на метр или на полтора, и в торцах - тоже иконы. Получается такая  продолговатая вширь комната. Я нахожусь в правом торце. Здесь стоит небольшой чайный столик с самоваром, накрытый красивой салфеткой. Я уже заварила чай в небольшом поблескивающем чайнике и предвкушаю аромат. Передо мной – две чашки. И тоже – какие-то сверкающие. Уже намереваюсь налить в них чай, и тут мысль: а с кем же я буду пить чай? Поворачиваюсь влево. В противоположном торце во всю его ширину и высоту только одна икона – Спас Нерукотворный.  Он смотрел на меня каким-то смягченным взглядом.
Может быть кто-то и «не пил с Господом чая», а я вот…
Такого Рождества, то есть по силе потаенного чувства, у меня больше не было, в том числе и после того, как я, не таясь, стала  ходить в церковь.
5 января 2015

История вторая.
РОЖДЕСТВО В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Эта «Рождественская история»  вспомнилась мне сейчас, вроде как на контрасте. Я давно и постоянно хожу в храм. Муж хотя и не сочувствует, но уже не возражает. Вернее, махнул рукой. Хожу на службы в Храм Христа Спасителя, но большие торжественные богослужения -   в Пасхальную и Рождественскую ночь – пропускаю. Мне не нравится ажиотаж вокруг получения пропуска, большое число посторонней, часто не церковной публики… Хотя, рационально рассуждая, все - понимаю. На эти эталонные, на всю страну транслируемые по ТВ службы из главного кафедрального собора страны – хотят, хоть разок, попасть все. Поэтому пропуски на эту службу  присылают не только в московские и  подмосковные храмы. Наверное их получают и чиновники – городские и федеральные – и разного рода «попечители». Опять же: на этих службах бывают первые лица страны.  В определенных кругах это стало даже модно – побывать на Пасхальной или Рождественской службе в ХХС. Некий вариант дефицита.
Потому-то я и пропускала эти службы. Но потом вдруг подумалось: если «все – хоть разок» стараются попасть в ХХС на ту же ночную Рождественскую службу, отчего бы и мне не сделать это – «хоть разок»? Сказано – сделано. Получение вожделенного пропуска стоило мне совсем небольшого напряжения хотя бы потому, что я постоянно бываю в этом храме.
Рождественская ночная служба в ХХС начинается в 23.30. Но прийти надо заранее, например, часа за два, для того, чтобы  стоять поближе к солее, чтобы все торжественное действо было лучше видно и т. д. Вот этот момент я упустила из виду, и приехала  уже поздно, где-то в 22.30, поэтому стояла достаточно далеко, у раки с  мощами митрополита Филарета. Но солея, торжественный выход священства из алтаря, - все это отсюда  мне была хорошо видно. Изначально я опасалась, что перегруженность храма людьми от него далекими, что-то возьмет от службы. И – была приятно удивлена: нет, оказывается - нет! Впереди меня мелькали конечно дамы в дорогих норковых накидках и шубах, в блестящих – в пол – юбках, на высоких каблуках…  В сопровождении  не менее амбициозных спутников. Понятно, что более часа они не выдерживали… Обозначившись  «в обществе», скоро они (скорее всего, побуждаемые дамами на каблуках)  - аккуратненько и незаметненько ретировались к выходу… Так вот, эта «публика из партера» мелькнула перед глазами и – исчезла, ничего не нарушив. Я вся была в предвкушении начала торжества! К тому же, я была отдохнувшей.  Несмотря на то, что я была на утренней службе в ХХС,  днем мне удалось отдохнуть…  Служба пролетела для меня на одном дыхании… Все-таки я люблю ХХС, я люблю его гармонию, я люблю его дворцовое  величие. Люблю большие и торжественные Патриаршие службы, люблю эту песнь песней, это совершенство – самое службу именно здесь, в ХХС.
Привычка к храму – это много. Служба - службой, но в новом храме непременно отвлекаешься на новые для тебя лица священников, начинаешь их «читать»… Хотя я с этим и борюсь. А в ХХС все  для меня «уже прочитано». Остается – только служба.  Правда, на этот раз на том месте, где я стояла, прочитано было не все. И новизна ситуации на какое-то время меня заняла.
Перед самым началом службы из внутренних помещений храма, прямо на меня вышел к мощевику митрополита Филарета наш премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев с женой. Они проходили прямо мимо нас. Выйдя на нас «лицом к лицу» Д. А. очень естественно сказал (то есть – всем!): «Здравствуйте, товарищи!». Все молча смутились, не зная, как в таком случае ответить… Он уже повернул было влево, вдоль раки, когда я сообразила и сказала почти вслед ему: «Приятно видеть Вас здесь, Дмитрий Анатольевич!». Он на ходу обернулся, стараясь увидеть говорившего… Но движение уже увлекло его вперед…
Сразу по уходе Первого лица в проходе вдоль раки рассредоточились его охранники. Незаметные, как они думали про себя, офицеры в штатском… «Полковники?.. – с минутку погадала я, - ну уж не меньше…Тренированные…». По идее, каждый должен заниматься своим делом. Прихожане храма – внимать службе, охранники Первого лица приглядывать за прихожанами. Мало ли… Приноравливаясь к новой ситуации, охранники по первости часто оглядывались, а потом всеми силами боролись со сном, приводя себя в состояние готовности № 1. Пребывая в хорошем настроении, их «борьбой с собой» я даже забавлялась. Так и хотелось им сказать: «Да не дергайтесь… здесь спокойно».  С другой стороны, пожалеть бы их. Бедные… Им-то ведь днем не удалось часик поспать, как мне. Да и непривычные. Если бы знали ход службы, им было бы легче. Один из них, оглядывая окружающих, вдруг понял, что сам является объектом изучения. Почувствовав дискомфорт, вскоре он от меня сбежал, поменявшись местом со своим напарником. Но все это так: мгновенно-мимолетно…
Впервые я наблюдала службу – сбоку. И как-то по-новому увидела  единый  и слаженный, почти стихийный порыв в  службе  Патриарха и дьяконов. Поразилась тому, как они выкладываются... На фоне этого порыва священники и даже архиереи, - все ушло «за кадр». Потом, как в музыке, я стала ощущать ритм службы. И мне даже показалось, что он ускорен. То есть я поняла, что служба может закончиться раньше.  А мне этого не хотелось. Хотя рядом были люди, которые спрашивали: «А когда все это закончится?..».  То есть эти три часа в ХХС я прожила замечательно…
Ближе к причастию началось движение, я присоединилась к прихожанам храма. И мы, все вместе, причастились у «своего» священника. А перед проповедью Патриарха я стояла уже на своем обычном месте. И наконец-то почувствовала себя «в своем храме».  В это время стала свидетелем того, как сорвал голос Первый патриарший дьякон Константин. Он еще сказал возглас, но петь уже не смог, схватился за горло и ко всем дьяконам: «Помогайте, не могу…»
Все было прекрасно, и я поймала себя на том, что службы мне – мало, уходить из храма не хотелось.  Но все когда-то кончается…Буквально через пятнадцать минут я была за накрытым Рождественским столом в Гагаринском переулке, у своих давних знакомых.
8 января 2015.