10. 1. Шуваловские грани, Граневое

Тамара Белова
 Шуркино, Верхний Ис, Лабовское, Артельный
15 ноября 2020 г

   Засиделись из-за этой дряни, что ходит по всему свету. Коронавирус - опаснейший вирус из всех, что раньше люди пережили. Многие в пожилом возрасте не выдерживают и уходят в мир иной. Но нам пока ещё рано: много мы не видели, не узнали. Конечно, боимся, мы же почти все в том опасном возрасте, что заставляет нас в первую очередь беречься. И всё же рады были услышать от Светланы Ивановны, что воскресенье обещает быть день добрым и приглашает поехать на экскурсию по нашему району. Все наши посёлки располагаются недалеко от горы Качканар. Местные старожилы нашего клуба даже родились и выросли в этих краях, но, друзья мои, я дальше Иса и Нижней Туры, почти нигде не была. Не было в этом нужды. Мне ничего не говорят названия этих сёл, а старожилы с восторгом вспоминают, как жили раньше люди, чем занимались. Но раз поехала…то надо знакомиться.
Про Шуваловскую грань рассказывал наш постоянный гид Иван Михайлович Соболев. С каким азартом и увлечением он рассказывает об этом. Он вообще большой знаток всего Уральского края, а особенно, что касается горы Качканар и исследователя - историка Палласа. И всё же я возьму эти сведения из интернета:
Шуваловская грань:

«Шувалов Павел Петрович – граф, один из представителей знатного рода, «совладелец» горы Качканар: «Шуваловская грань» - граница между казёнными землями и шуваловскими владениями проходит как раз по горе.
Граница, между частными владениями Шуваловых и государственными землями.
А как в лесу, в тайге провести границу? И тогда на Косье наместник графа Шувалова по лесу провёл просеку. Просека начинается у посёлка Граневое и идёт на северо-запад, проходит по вершине горы Качканар, пересекает пруд левее Косьинского залива. Далее пересекает дорогу в районе пионерлагеря «Орлёнок» и уходит на реку Уреф. А от Урефа идёт к Нижней Туре. От Туры до посёлка Маломальского. От Маломальского северная граница проходит у подножья горы Саранной, и замыкается у посёлка Граневое. Это была «Шуваловская земля», в этом районе они имели право добывать платину. А просека получила название «Шуваловская грань».
 
    Шуваловские грани и основатель этого памятного знака - Иван Михайлович Соболев.
 Дальше дорога привела на Верх-Ис к дому нашего гида. В прошлом году он нам показывал заготовку флюгера, теперь флюгер красовался на крыше его старенького дома.

  (фото)Флюгер на крыше дома Ивана Михайловича
От дома Ивана Михайловича хорошо видна гора Качканар.

                Граневое.
    Разговор вёлся о гранях. Вот есть и посёлок  Граневое.
Посёлок Граневое муниципального образования «Нижнетуринский городской округ» области расположен в 36 километрах (по автотрассе в 45 километрах) к северо-западу от города Нижняя Тура, на левом берегу реки Ис (левого притока реки Тура), в устье реки Краснушка..
Я   о нём ничего не могу рассказать, увидели только останки от этого посёлка. А Коля Желонкин знает не понаслышке об этом посёлке и рассказал, что это было подсобное хозяйство Качканарского ГОКа. Отсюда рабочие предприятия и детские учреждения получали настоящее молоко, мясо и овощи. Стоят мощные железобетонные останки теплицы. Не растащили их только потому, что далековато гнать сюда мощную технику. А вот предпринимателя не находится, чтобы возродить это хозяйство. В теплице выросли сосны и берёзы. Они уже выше крыши. Что же прошел не один десяток лет с тех пор, как это хозяйство порушили.
Подошли к дому. Крыша, конечно, рухнула, но сруб вызывает восхищение: стоять ему бы сотни лет. И удивительно, на на окнах до сих пор висят тюлевые занавески. Всё это такую тоску и грусть навевает. Я не прошла дальше, а там, говорят и баня сохранилась

                Артельный
     «Здесь была сосредоточена администрация для управления окрест лежащих приисков. В селении контора, церковь, земское училище, фельдшерский пункт, две торговых лавки. Кабаков акционерная компания на свои прииски не допускает, вследствие чего браговарение и самогоноварение в селении развито сильно.
В посёлке было две кузницы и плотничная мастерская. В 1908 году в посёлке было 80 дворов и казарм, проживало 618 человек. В 1928 году построен приемный пункт по приему платины. До революции старателями руководил штейгер, у него в качестве помощников двенадцать человек баночников, наблюдавших за сполоском, они же вели ежедневный сбор платины в банки и табель выхода на работу старателей. По этому «листку» выдавали хлеб и продукты, которые без подписи баночника не отоваривались.
      К середине двадцатого века поселок, в связи со строительством и началом работы драг, сильно разросся, появился клуб. К концу века запасы драгоценных металлов иссякли, Артельный превратился в обычный дачный посёлок.

                Лабазка
     Историю края мы изучаем, конечно, попутно. Всё же мы фотохудожники и нас интересует природа, прежде всего. Доехали до посёлка Валериановск и буквально выскочили из автобуса: «Ребята, смотрите какая радуга»!!!
Ветер приутих, а морозец поджимает, вот и радуга, дым из труб столбом.  Следующую остановку сделали на реке Ис. Речка невеличка - ещё не успел сковать лед, есть прогалины. Мы почти все фотографировали с моста, хорошо был виден рисунок, которым мороз расписывает свои узоры. Валерий умудрился даже лечь на неокрепший лёд, чтобы сделать снимок этого узора.
 
      Солнце выглянуло, ну прямо, как у Пушкина «Мороз и солнце, - день чудесный». А мороз-то и в правду прихватывал, но что нам не Мороз, а всего лишь Морозишко в 18 градусов?! К обеду всё же теплее стало и веселее. Есть что снимать: кругом серебро на деревьях, кустарниках, а трава!!! Да так её иней принарядил, что сплошь она переливается перламутром и серебром. Всё кругом сверкало, да и снега здесь намного больше, чем в Качканаре.
Приехали в бывший посёлок. Правда, есть ещё и обжитые дома, но в основном всё в прошлом: сгнившие сгорбленные избушки. Поэтому вначале обратили внимание на это и только потом пошли снимать, кому, что понравилось.
 
      Осмотрелись, прогулялись по посёлку, сняли кому, что любо. Остановились небольшой группой, и среди нас оказалась Ирина Штина. Она оказывается житель из этих мест.  Ирина так интересно стала рассказывать о том, что раньше было здесь. В автобусе я попросила её написать об этом посёлке, ведь она живой свидетель, а не просто история, взятая со страниц интернета. Ирина согласилась и через день принесла мне свои воспоминания.