Как я сдавала научный коммунизм

Ольга Лифанова-Богатырёва
Каждый человек проживает свою жизнь по собственному, ни на что не похожему, лекалу. Кто-то проживает её спокойно,  часто даже не меняя места жительства, а других ураган жизни носит по разным городам и даже странам, и они неоднократно попадают в переделки, о которых даже думать не могли.
   Я уже рассказала несколько историй, связанных с моими школьными годами. Но однажды, уже будучи взрослой, я опять попала в подобную ситуацию.
    Своим чередом пришло к нам жаркое лето 1970 года. Обычно во второй половине июня начинается самая сильная жара, где в тени + 40, это почти прохлада.Узбеки называют это время "чалла". Мы уже пережили страшное землетрясение 1966 года. Тем ранним утром  мы услышали страшный грохот, и многие подумали, что на нас сбросили атомную бомбу. Наш домишко выдержал это землетрясение, правда, обвалился угол дома, и с потолка падали куски штукатурки. Летом  70-го года я  заканчивала Ташкентскую консерваторию. Сыну моему уже 4 года. Наряду со сдачей музыкальных дисциплин, что совершенно естественно для музыкального ВУЗа, мы должны были сдавать "Научный коммунизм" - построенный на эфемерно-теоретической основе предмет, который не имел к моей профессии, да и жизни никакого практического отношения. Объём материала был катастрофическим: несколько толстенных книг, которые мы должны были освоить и запомнить, а 32 экзаменационных билета, в которых нужно было ответить на 96 вопросов, вызывали у нас ужас и предчувствие неминуемого провала.
    И вот назначен день экзамена. Выпускников разных факультетов поделили на группы. Я попадаю в группу, которая должна сдавать экзамен во второй день. С ужасом осознаю, что всё, что я пыталась впихнуть в свою голову, куда-то тут же улетучивается.В первый день попадает мой друг по учёбе, Эдик Мендельсон. Обладатель столь знаменитой фамилии был обыкновенным  парнем, которого тоже не увлекал "научный коммунизм". Я мечусь по коридору и пытаюсь придумать выход из создавшейся ситуации. И вдруг мне в голову приходит гениальная мысль - каким-то образом заполучить экзаменационный билет, вызубрить его. А дальше план был покрыт мраком неизвестности.И так как я  решила не сдаваться без боя, я прошу Эдика каким-нибудь образом вынести мне его билет, и, о чудо, это ему удаётся! Дальше всё как в тумане… Бегу домой и начинаю капитально штудировать заветный билетик № 17. Попутно пытаюсь запомнить имена и фамилии всех председателей КП (коммунистических партий) всех стран мира. Особенно тяжко воспринимались имена и фамилии лидеров африканских стран. Как итог - к вечеру в голове полный  "винегрет". Ложусь спать в стопроцентной уверенности, что билетик №17 меня выручит.
    Следующим утром я уже спешу в консерваторию и вливаюсь в ряды однокурсников, со страхом и надеждой ожидающих  экзамен. Здесь меня поджидал ещё один сюрприз, мне сказали, что сегодня с утра были новые билеты,так как вчера несколько билетов куда-то исчезли. Значит не мне одной пришла в голову такая авантюрная идея. Я пытаюсь отдалить этот страшный для меня момент, пропуская вперёд почти всю группу, в надежде, что к концу экзамена преподаватель устанет и не будет столь внимателен к моим ответам. Захожу в аудиторию – там сидит преподаватель, который у нас ничего не  вёл. Вид у неё был очень строгий.  Обрадовало, что не было комиссии, как обычно. На кафедре полит. дисциплин в это время проходило какое-то экстренное совещание. Здороваюсь, подхожу к столу и беру билет. Тут же объявляю, что это №17 и быстро иду к столу подготовки. Поскольку билет я выучила очень хорошо, по памяти пишу ответы на все вопросы. Закончив подготовку, с победным видом иду к экзаменатору, сажусь напротив и начинаю бойко отвечать. Преподаватель осталась очень довольна моим ответом. Я уже расслабилась и вдруг, о ужас, экзаменатор берёт пачку билетов и начинает их перебирать! А я ведь знала, что там будет новая пачка со всеми билетами. Я в полуобморочном состоянии с ужасом смотрю на эту пачку в её руках, где должен появиться ещё один семнадцатый билет. Если бы доктор в тот момент измерил моё артериальное давление и пульс, он был бы в шоке от того, что мой ещё молодой организм в таком плачевном состоянии. Перебирая билеты, педагог задала мне несколько других вопросов, на которые я с испугу ответила правильно. И вот оно, спасение!!! В аудиторию кто-то заглядывает и срочно вызывает преподавателя в деканат. Она откладывает стопку билетов, ставит мне в экзаменационный лист «ОТЛИЧНО» и уходит. Уже не помню, как я на ватных ногах выползла из аудитории, но что я на всю жизнь запомнила, так это то чувство страха перед, казалось бы, неминуемой трагедией. Все остальные предметы я сдала на «хорошо» и «отлично».