Опус о рифмах внешних и внутренних

Сергей Крюков -1
Я не стану здесь приводить общеизвестные постулаты и принципы рифмовок, не задержусь и на классификации концевых рифм.
Оспорю лишь странное утверждение, часто встречающееся на страницах всевозможных окололитературных сайтов рунета,
о том, что основа рифмы заключена в созвучии ударного гласного звука, замкнутого созвучным согласным. Считаю такое утверждение фонетической глухотой.
Да, статистически – большинство авторов как раз и рифмуют по описанному принципу, однако признать, что добротная рифма опирается на гласный звук, увольте, не могу.
Принципиально убеждён, что в качественной рифме всегда присутствует созвучный согласный звук, предшествующий ударному гласному, на который рифма и опирается.
Исключение тут составляет случай, когда рифма углубляется в тело строки и теряет акцентность.
Рифме «магистраль/диагональ» – чуткие уши предпочтут рифму «магистраль/набирай».
Хотя и первый вариант – вполне правомочен.

Но я, собственно, – о другом. О внутренней рифме.
Заранее прошу простить меня тех читателей, которым не понравится, что в качестве примеров я здесь использовал свои стихи. Это значительно облегчило мне работу, а аморальность этого – надуманна. Замечу, что хоть тот же Юрий Кузнецов (и он тут не оригинален) не стеснялся перед студентами и слушателями приводить в пример свои стихи. Тем более, что я свои привожу не в качестве примера того, как нужно писать, а в иллюстративных целях. В рекламировании же произведений не нуждаюсь.

В головах авторов и критиков, относящих себя к знатокам рифмовок и аллитераций, зачастую царит полнейшая неразбериха. Наиболее частые принципиальные ошибки состоят в том, что к внутренним относят рифмы, которые к оным не имеют ровно никакого отношения.
Видов ошибок несколько.

Первая, почему-то свойственная, как правило, авторам-женщинам.
Рифмованные строки соединяются попарно, в результате чего получается длинная строка с рифмой посередине. Дело, конечно, авторское, в каком виде представлять читателю свои тексты, однако надо же и понимать законы восприятия заложенной в текстах эмоционально-смысловой информации (ЭСИ). А они таковы, что максимально эффективная отдача произведения получается тогда, когда читатель воспринимает ЭСИ с той же скоростью, в той же ритмике, которые вдохновлённый автор вложил в текст. А чтобы вывести читателя на эту ритмическую скорость, необходимо обеспечить максимальный комфорт чтения. Именно поэтому недопустимы в поэтических текстах сложные инверсии, нежелательны простые инверсии и всевозможные ритмические перебои и спотыкачи, затрудняющие чтение. Но главное – строки должны быть как можно короче, поскольку короткую строку глаз схватывает целиком – и ему не нужно выполнять сканирующих движений. Потому мастера специально разбивают длинные строки на более мелкие фрагменты, вне зависимости от того, будут ли строки замкнуты рифмами.
Понятно, что при выпрямлении двух и более строк в одну – внутренние рифмы возникнуть не могут.

Вторая ошибка.
Многие часто принимают части рифм, погружённые в глубины строк, за  отдельные внутренние рифмы. Принципиальность этой ошибки – в том, что параллельные созвучия рифмующихся строк по сути не имеют ничего общего с рифмами внутренними, у них и назначение – иное.
В качестве примера приведу случай из своего опыта тестирования конкурсов сайта ПОЭМБУК. Организатор, он же модератор одного из конкурсов, не буду называть его имени, отклонил одно из моих стихотворений, которое побеждало в серьёзных престижных конкурсах и опубликовано в нескольких толстых журналах. Претензия была в том, что модератор счёл рифмовку примитивной, утверждая, что рифмуются одни окончания, а мои разъяснения относительно того, что применены рифмы увеличенной глубины, счёл некомпетентными, назвав внутренние части рифм – внутренней рифмовкой и аллитерациями. Вот, собственно, стихи:
* * *

Есть право на любовь. Есть право на ошибку.        – на ошибку
Среди иных даров Господнего добра                - него добра
Есть право догорать в надсумеречной зыбке          - ной зыбке         
Полночной немотой душевного костра.              - ного костра

Безнравственно просить в молитве наслаж.                - дений
Но слаще ничего при жизни не хочу –                - не хочу
Лишь продлевать с тобой литой поток мгновений.        - вений
И руки вознося, в отчаянье молчу.                - нье молчу

Я вечно нахожусь в подвешенности между                - вешенности между
Злодейством жадной тьмы и добротой огня.            - и добротой огня
Но верю и живу немеркнущей надеждой,                - меркнущей надеждой
Что смертная любовь бессмертнее меня.                - бессмертнее меня

Кто-то может сказать, что в последней рифмопаре глубина рифмовки – намного меньше выделенных фрагментов, но напомню, что рифма – есть не совпадение звуков, но – лишь созвучие, а последнее обеспечивается наличием схожих звуков, пусть даже в несколько иной последовательности. Сложная аллитеративность иногда работает не только на общий фонетический рисунок текста, но и на его рифмовку.
Но да не в этих стихах – суть.
Можно привести множество примеров глубокой рифмовки. Например, недавнее:
ДРОЖЬ
И ведь бывают же такие,
Что в сердце – дрожь!

Умру, наверное, с тоски я,
Коль ты уйдёшь.

Кусают зА души москиты –
Несут беду.
Умрёшь, наверное, с тоски ты,
Коль я уйду.

Не разрывай же круговерти,
Пускай грызут.
Беда не так страшна, как смерти
Грозящий зуд.

Через плечо ли дунем-плюнем –
Грызите, что ж!
Переживём-перебедуем –
И снова – в дрожь…

Или впечатавшиеся многим в память глубокие рифмы Владимира Высоцкого:
«Ах, какая же ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя…
…рвалася в бой
…взяла с собой…»

Бывают и такие стихи, где рифмующиеся строки созвучны целиком. Примеры приведу несколько ниже.

Внутренней же называется рифма, присутствующая вне зоны рифмования парных строк.
Как правило она – внесистемна.
Так внутренняя рифма имеет право присутствовать – либо в строках, принципиально не являющихся рифмующимися, либо внутри одной строки,
В качестве примера первого варианта – возьму первую строфу своего стихотворения «Лазоревый ангел»:

Лазоревый ангел
В лазоревом небе парит.
Кто верит – увидит
И ясно заплачет навзрыд.
А кто-то смеясь отмахнётся
Небрежной рукой –
И облачко нежно сольётся
С небесной рекой…

Здесь сквозная рифмовка строк идёт в последней рифмопаре. Можно привести примеры и более точной сквозной рифмы. Скажем, вот такая:
К девушкам –
Где уж там!
Собственно, на основе этой рифмопары нетрудно слепить и внутреннюю рифму в одной строке, например:
К девушкам едем? Да где уж там! – поздно:
Уж в небесах зажигаются звёзды.

А в стихотворении «Лазоревый ангел» внутренняя рифма – Небрежной/нежно присутствует в не рифмующихся предпоследних строках.
Собственно, трудно поспорить с тем, что и глубокие рифмы, и внутренние – по сути работают на мелодику стихотворного текста, а значит, на общую его аллитерацию.
А без мелодичности звучания текста лирические стихи в абсолютном большинстве случаев – ущербны, поскольку не используют всех существующих возможностей воздействия на читателя.
Вот, собственно, и всё о внутренней рифмовке, об одном из многочисленных инструментов поэта.
Надеюсь, объяснил внятно.