Предание о святом источнике

Ануар Жолымбетов
     В древности в столице Булгарии в тени березовой рощицы изливался из-под земли знаменитый ключ с целебной водой, называемый источником Туйбике. Рассказывают, что появлением своим он был обязан трем арабским отшельникам, известным своей святостью, одного из которых звали Забар бин Тольке, другого Забар бин Джедге, третьего Абд-ур-рахман, проводившим дни и ночи в благодати постов и молитв на окраине города Медина у могилы пророка. Однажды им всем троим приснился один и тот же сон. Будто бы восставший из праха пророк Мухаммед, да будет доволен им Аллах, вручил каждому из них по посоху, повесил им на пояс по чернильнице с пером, которые указывали бы на их ученость, повязал на головы их тюрбаны из зеленого полотна в знак того, что носители их  являются хаджи, паломниками, коснувшимися стен великой мусульманской святыни Каабы, что имеет пребывать в небезызвестной Мекке, и произнес следующее:

     - О, верные ученики мои. Вам следует отправиться в долгий и нелегкий путь в страну первозданных лесов, в город Великий Булгар, стоящий на реке Итиль. По прибытии же представьтесь табибами и ждите у ханского дворца, пока вас не призовут. И да свершится милость Аллаха и к вам, о возлюбленные мои, и к жителям этого славного государства!

     Долго добирались сахабы в Великий Булгар, преодолевая с купеческим караваном и выжженные солнцем пустыни, и горы, и степи, и зеленые долины, и шумные города, посетив по пути не одно государство, пока, наконец, под звон медных колокольчиков, повязанных на шеи верблюдов, не прибыли они, куда им было повелено.

     Великий Булгар в те времена славился, как один из крупнейших и необычайно богатых городов. Кого только было ни встретить на его оживленных, многоголосых базарах, улицах, площадях, на пристани у реки, полной различных судов, белеющих парусами! Остановились они на окраине города в одном из многочисленных караван-сараев. После продолжительного пути, на мягких войлочных коврах, которыми  были выстланы полы и ложа в гостиных, возлежали, отдыхая или подкрепляясь горячей пищей, которая готовилась тут же, во дворе, на огне и в дыму очагов, купцы и путешественники со всего мира: и из стран запада, за сумеречными лесами которых солнце укладывается на ночлег, и с лучезарного китайского или индийского востока, и с юга, из сказочной Персии или из владений Багдадского халифа, и даже с севера, где люди проживают в домах изо льда и одеваются в звериные шкуры. У городских ворот ни на мгновенье не умолкали рев верблюдов, ослов, мулов, груженных самыми удивительными товарами: сладостями, специями,  кулями с рисом, рулонами драгоценного шелка, тончайшей фарфоровой посудой, изысканными, коваными изделиями из меди, золота, серебра. Из конца в конец по всему городу высились и уходили в небо украшенные резьбою хоромы богатеев, торговые лавки. День и ночь по улицам сновали люди: местные, иноземцы в непривычных, а порой и до того причудливых одеяниях, которые и во сне не увидеть.

     И угодно же было такому случиться, что когда сахабы оказались у ханского дворца, на ступени его вышел глашатай и стал призывать: «Имеющий уши да услышит! Имеющий глаза да увидит!» - и возвестил о неведомой, страшной болезни, постигшей единственную ханскую дочь и о том, что великий и всемогущий хан обещает тому, кто излечит ее, отдать ее в жены и наградить неисчислимыми богатствами.

     - Есть ли среди вас такие, кто обладает искусством врачевания? – заключил речь глашатай.

     - Есть, - ответили сахабы и, опираясь на страннические посохи, выбрались из толпы.

     Глашатай и стражники повели их во дворец и представили перед очи  властителя.

     - О, великий, - поклонились сахабы. –  Мы хотя и обладаем некоторыми способностями к врачеванию, но мы только люди. Позволь нам  воткнуть наши страннические посохи в землю, чтобы получить знак свыше.  Чей посох оживет и покроется листьями, тот и удостоится милости от Всевышнего Аллаха взяться за лечение юной ханум.

     - Да будет так, - повелел хан.
Окруженные толпами любопытных, выбрались святые странники на улицу, помолились и воткнули свои посохи в землю, недалеко от дворца, и вот посох самого молодого из них, которого звали Забар бин Тольке, к удивлению собравшихся, зазеленел, зашумел ветками, листьями и на глазах у всех превратился в юную, тонкую березку. Но чудеса на этом не закончились. Из-под корней деревца, журча и сверкая невероятно чистой водою, забил ключ.

     - О, великий, - поклонились сахабы, обращаясь в хану, - вот этот человек, кому доверено Всевышним лечение вашей дочери.

     К новоявленному источнику привели ханум. Она была так слаба, что ее придерживали под руки несколько прислужниц. Тощая, согнутая неизвестной болезнью, она стыдливо прятала пожелтевшее и опавшее лицо свое, более похожее на лицо старухи, в бесчисленные покрывала, в которые куталась.

     Забар бин Тольке попросил людей отвернуться, омыл несчастную водой, прочел над нею молитву, и когда народу вновь было дозволено лицезреть дочь своего повелителя, ее было не узнать. Девушка ожила, она вернулась к жизни, подобно тому, как ожил и зазеленел сухой и отполированный до блеска руками странника  дорожный его посох. Из умирающего, согбенного и высохшего существа, на глазах у всех она вновь превратилась в красавицу, которая некогда вызывала восхищение у всякого, кто ее видел; глаза ее загорелись, плечи и грудь горделиво приосанились, щеки покрылись румянцем, нежным, тонким, каким в пору созревания алеет яблоко, прячась в зелени листвы. С возгласом радости бросилась юная ханум в объятия своего старого прослезившегося от счастья родителя.

     Надо ли говорить, что Туйбике и Забар бин Тольке, как и было обещано ханом, поженились, дожили до глубокой старости и, в окружении многочисленных детей и внуков покинули этот мир счастливейшими из людей.

     От березки той, что удивительным образом была порождена из страннического посоха, со временем разрослась небольшая, светлая рощица. А в нескольких шагах от источника, прозванного в народе именем Туйбике, осененная листвою, потянулась ввысь стройными рублеными стенами прекрасная мечеть.

     Неисчислимому количеству больных и немощных принесла исцеление вода этого источника, паломничество к которому не прекращалось не одно столетие, вплоть до тех трагических дней, когда город был разрушен ордами завоевателей.

     Существует и другая версия этой легенды, согласно которой ожили и превратились в березки посохи всех троих прибывших в Великий Булгар странников. Из прутьев этих березок праведники связали веник, попарили умирающую в бане, отчего та и выздоровела. Принимая во внимание, насколько популярна в татарском народе баня, -  вы не встретите ни одного двора ни в одной даже самой захудалой деревеньке, чтобы на задах его не чернело этого небольшого и пропахшего распаренными вениками бревенчатого сооружения, - версия вполне закономерная.

     Из этого второго варианта становится известным имя хана - Айдархан и что дочь его Туйбике и Забар бин Тольке, которых он поженил, прожили в любви и согласии 25 лет. Ключ же стали почитать святым, и вода его, как говорят в народе, помимо того что обладала целительными свойствами, была еще и невиданно сладкой.

     Нынче от этого источника ничего не осталось, даже кучки камней, в которых он когда-то журчал, как не осталось и самого Великого Булгара, давно уже превратившегося в руины и поглощенного землей и лесом.

                ***

     Примечание.

     Вторая версия записана Н. Ибрагимовым в 1973 году в городе Куйбышеве со слов местной жительницы Фатимы апы.

     Сахабы – сподвижники и ученики пророка (араб.)

     Табиб – лекарь (тюрк.)

***