Чтение или чтиво?

Людмила Кокоренко
     Это не исследование. Я вовсе не претендую на всестороннее рассмотрение вопроса. Можно сказать, что эти размышления - заметки на полях... прочитанного.

     Так уж сложилось, что слово "чтение" чаще всего употребляют, когда речь идет о классической, программной литературе. А пренебрежительным словом "чтиво" называют какие-либо произведения, имеющие короткую жизнь. Да и издаются зачастую эти книги на недолговечной серой бумаге, в мягком переплете, "карманного" формата. Чтивом называют книги развлекательного характера, зачастую с занимательным, лихо закрученным сюжетом, художественно-литературная ценность которых вызывает сомнение. По характеру использования такие книги похожи на разовые перчатки: прочитали и выбросили. Нередко такие книги берут с собой в поезд или больничную палату, где после прочтения там и оставляют. Не раз я сталкивалась с тем, что в некоторых больницах создаются целые библиотеки из подобной литературы - пациентам удобно коротать время между процедурами.

     Круг чтения современных детей тоже значительно пополнился такими книгами: похожи на журналы с забавными цветными картинками и малым количеством текста. Имею ввиду комиксы, которые давно стали отдельным видом литературы, пользуются большим спросом и стремительно набирают обороты в книготорговле. Еще появились графические романы для детей: известные сказки, классические истории, рассказы о животных и космосе (например, по мультфильмам Диснея, про Маугли, мифы и др.), в твердом переплете, на высококачественной бумаге, с прекрасными иллюстрациями. А по содержанию сродни комиксам: на странице несколько строк текста, основное место занимает изображение. Литературный пересказ произведений - минимальный! Чем это вызвано? Вероятно, таким читательским спросом. Дети стали читать меньше, а такое оформление привлекает их, заставляет открывать, листать и... прочитывать хотя бы минимальный текст.

     Поначалу я отнеслась очень скептически к таким дорогостоящим, как мне показалось, мало информативным книгам. Однако опыт приобретения такой литературы в подарок внукам в корне изменил мою точку зрения. Даже те, кто не очень хотел читать (называя произведения из школьной программы "читаниной"), увлеченно прочитывали эти графические романы и просили купить ещё.

     Занявшись поиском новых графических романов, я обнаружила, что наши книгоиздатели шагнули дальше - на прилавках и в интернет-магазинах в наличии различные графические энциклопедии, адаптированные книги по романам известных писателей: приключения, детективы и др. - масса книг для подростков, старшеклассников и взрослых!

     Если раньше я относила комиксы к разряду чтива, противопоставляла их настоящей литературе, то теперь мое мнение по поводу этого жанра начало меняться. Согласитесь, что союз рассказчика и художника вызывает более глубокие эмоции и оставляет еще более сильные впечатления. К тому же о сложных вещах иногда рассказывается проще, зачастую темы воспринимаются в другом аспекте, так как получают иное (рисованное) воплощение. И я совершенно не против, чтобы дети за чтением таких книг коротали свободное время.

     Любое чтение книг (даже если вы сомневаетесь в их достоинствах) оставляет свой след в развитии, заставляет задуматься, оценить какие-то события или поступки.

     Очевидно, что чтиво - массовый продукт (что-то схожее с популярными музыкальными хитами), это то, что хорошо продается и хорошо читается. Неотъемлемая часть массовой культуры. Наверное, это присуще литературному процессу - развиваться в разных направлениях. И востребованность комиксов и графических романов, книг для мимолётного прочтения - это свидетельство определенных проблем и потребностей в нашем обществе. Полезно читать многое, чтобы сделать свои выводы. Только сито времени отделит зёрна от плевел и оставит для потомков то, что сегодня моё поколение называет классикой.