про дзен

Петро Федорович
       Дзен не терпит пустой болтовни. Что, скажем, зря трындеть, как вокруг красиво, если и так понятно, как вокруг красиво. Словами всё равно не передать. Созерцай и наслаждайся. Молча. И не отвлекай окружающих от постижения гармонии мира.

       Гармоничный мир включает в себя всё. Вообще всё. Во всех возможных проявлениях. Просто потому, что в мире нет ничего лишнего и ненужного. Он так устроен и другим быть не может. Но люди думают иначе. И пытаются что-то поправлять в совершенном и равновесном. И обязательно что-нибудь да сломают. Одним словом, любопытные дети, которые не додумывают мысли до конца. Одни в принципе не могут, другие вечно не успевают. И, главное же, невозможно никому ничего растолковать, пока он сам этого не захочет. Хоть растрындись. Но, тем не менее, все и всякие люди тоже необходимая часть разнообразия этого мира. Однажды они это понимают. На личном опыте. Не в этой жизни, так в следующей. Не в этом мире, так в ином.

       Постигших же дзен постоянно влечёт к истинному и незамутнённому. Подальше от людей и болтовни ... В штормовой океан. На отвесные скалы. К диким зверям ...

       - Просыпаюсь ... темно уже. Слышу, в овсах только писк за ушами стоит. Их целое стадо на делянке. А не видно ни черта. А я и без ночника ещё, с обычной оптикой. Думаю, ладно, посижу, пока глаза привыкнут. Пусть попасутся, никуда они не денутся и всё не потравят. Но тут, к счастью, залунилось немного, подпрояснилось. Я, глядь-поглядь повнимательнее, одного вижу вроде с краю.  Загривок. Прицелился чуть пониже. Шлёп!!! Шлёп!!! И они, все разом, как горох, ффу-ухх ... врассыпную. Но, чувствую, в которого стрелял, положил того. Наглухо. Потому что ни визга, ни хрюканья. Ничего ... Я карабин за спину и скорее, через ступеньку, с вышки попрыгал. Азарт же. Не терпится. В самом внизу только оступился ... коленкой о поперечину ... прямо искры из глаз. Сразу вспомнил, что фонарь на вышке оставил. На лавке. Назад уж не полез ... коленку растёр кое-как и  поковылял. Глаза вроде уже немного попривыкли. Думаю, сейчас его отволоку к вышке, а там и фонарь возьму. Примерно метров сорок и было до него! Шарю-шарю, туда-сюда в овсах ... Нет кабана! Думаю, да что ж такое-то?! Вот здесь должен лежать ... а нет его! И тут слышу шум в подлеске на краю поляны. Кусты трещат, ломаются. Ах ты ж, думаю, не добил значит ... подранок ... уходит в лес. Метнулся туда! Глядь ... Точно! Ползёт здоровенная туша, задние копыта волочатся.  Я на адреналине, недолго думая, за эти мослы ... Хвать его! И тащу к себе! А он мало того, что упирается, так ещё и меня за собой поволок! Я его к себе, а он меня в лес! Ну тут уж я тоже слегка озверел ... "Да растудыть твою дивизию!" - ору ему. И как рвану на себя со всей мочи!!! А с той стороны вдруг ... Как заревёт!!! И только хруст пошёл! Ничего себе ... соображаю ... никак кабаны раненого товарища с поля боя выносили?! А как напор ослаб, я так на зад и грохнулся с размаху! Сижу и сразу мысль, а вдруг сейчас на меня кинутся?! Вскакиваю, кабана бросил к едреней фене и одним махом в другую сторону! Забыл, что и карабин за спиной! Фьють! В две секунды до вышки доскакал! Только выдохнул, пот вытер ... Глядь фары ... Наша "буханка" подъезжает. Мужики выстрелы услышали, поехали мне помогать добычу грузить. Ну что ... Пошли все вместе добирать кабана ... А он там и лежит, где я его бросил. Готовый, конечно же. Морда вся изодрана. А рядом нагажено, как у слона и в лес следы медвежьи уходят ... Это я с медведем сцепился за кабана, оказывается ... Добычу отбирал! Представляете картину?!

        Володя закончил нарезать почти чёрную копчёную бобрятину и добавил её в тарелку к красновато-бордовым кружкам самодельной лосиной колбасы. Получилось весьма живописное мясное ассорти. Вдобавок к кабаньему холодцу. Пара плошек с солёными грибами и, квашеной с клюквой и хреном, капусткой зримо обозначали рамки плана на предстоящий период.

       Иметь свои угодья - мечта каждого охотника. Вот и мы с друзьями размечтались. Правда, все более-менее пригодные для охоты леса, луга и водоёмы давным-давно уже за кем-то числятся, но мало ли.

       Тут и позвонил я старинному приятелю. А что, говорю, Володя, нет ли  у тебя на примете какого скромного участочка бесхозного? А он сходу ... Есть! Не то, чтобы совсем бесхозный, да владелец приболел. Не до хозяйства ему который год. Я, говорит, приглядываю. Тыщи три гектаров! С небольшим гаком. Приезжай, зацени! Может и уступит!

       Когда всё так складывается, медлить нельзя.  Мы с друзьями ноги в руки, тушки в джип ... рванули к нему. По дороге в магазин заглянули. На природу же едем.

       Для начала посмотрели угодья. Ближний угол. Даа-а-а! Места шикарные. Живописные, дикие. Зверя разного, чувствуется, изрядно. Подзапущено немного, конечно, но хорошему хозяину есть, где развернуться. Однако солонцы в порядке, поляны под посевом. Вышки стоят в нужных местах. На ту самую, про которую речь шла, я даже забрался. Очень даже вполне. Обзорно. Хотя сам я стрельбу с вышки охотой не признаю.

       Ну, а потом к нему на заимку поехали. Чаю попить перед обратной дальней дорогой.

       А Володя, как все егери, скучает, бывает,  по нормальному полноценному философскому общению. И рассказать ему есть что. Особенно на свежие и неискушённые городские уши. Вот он и вещает потихоньку.

       - С медведем вообще-то, как повезёт. Заранее не скажешь. В интернете вон ... полным-полно заметок, как себя вести. Почитайте для интереса. Только не сильно-то полагайтесь. Сам медведь этих заметок не читает и что делать, решает по ситуации. Всегда есть риск, что именно тебя в данную минуту он посчитает угрозой. Или едой. На Камчатке вон, я читал ... Медведи сожрали практически члена своей семьи. Двадцать лет мужик жил с ними вместе. Все повадки знал, всех поимённо медведей. А всё одно. Сожрали. Зверь есть зверь ... Что с него взять ... Впрочем, люди такие же. Ну, да ладно ... Давайте-ка, за знакомство!

       Володя, на правах хозяина, сам разлил, сам сказал. Чокнулись.

       - Между нами только ... Есть один старинный дедовский способ. Раньше только так и охотились. Ни ружей, ни даже рогатины не брали. Добывали медведя с одним ножом.

       Все дружно перестали жевать и уставились на Володю. Человек, сумевший отбить кабана у медведя, как-то сразу всегда вызывает доверие и интерес у окружающих. Поскольку зря не трындит.

        - Охота эта исключительно осенняя, на спелых овсах. Желательно в вёдро, чтобы сухо и ясно было ... Примерно с обеда уходишь. Берёшь с собой тулупчик и нож. Но никакого курева чтобы или стаканчик пропустить, ни-ни! Медведь любые запахи за версту чует. Может и не выйти. Так вот ... Приходишь на поле. Смотришь, где примерно у него заход на овсы. Но близко к самому месту не подходишь. Просто ориентиры рядом засекаешь, чтобы потом голову не высовывать лишний раз. Посмотрел, запомнил, дальше на серёдку поля уходишь, тулупчик постелил и ложишься спать до вечера. Солнышко тебя прожаривает, ветерок обдувает, все посторонние запахи из тебя выветриваются. Становишься ты ничем неприметной частью окружающей среды ...

       Володя замолчал и тщательно разлил по посуде. Под ободок. Затем задумчиво потеребил ус, глядя на стол и подцепил себе на тарелку кусок ядрёного студня.

       - Во-оот! Ну, что ... За природу, нашу-вашу мать!

       Не спеша зажевав выпитое, он продолжил.

       - Ближе к сумеркам медведь придёт кормиться. Прежде, чем выйти, всё вокруг обнюхает, послушает. Если чего ему не понравится, подождёт. Тут уж сиди и не шелохнись! А то может и совсем уйти. Да и на поле когда выйдет, сначала очень настороженно себя ведёт. Но зато потом во вкус входит, забывает обо всём. Овёс когтями дерёт, как комбайн, только стрёкот стоит. Вот тут как раз самое время для охотника. Не спеша, аккуратненько подползаешь к нему с тыла. Встаёшь прямо за ним. С духом собираешься, прицеливаешься и ... Ра-а-аз!!! Хватаешь  его крепко, прямо за причиндалы и дёргаешь резко вниз! Сам медведь, конечно, что и говорить, мощная машина, но нервная система у него слабая! Очень!!! И уж так он устроен, что при такой вот неожиданности ... он тут же ... на месте ... мгновенно ... от разрыва сердца и подыхает! И ещё обделается заодно! Так что смотрите ... рот не открывайте!

        Мы сделали равнодушно-недоверчивые физиономии и стали усиленно искать на Володином лице какие-нибудь следы подвоха. Уж больно экзотический метод охоты ... Поневоле засомневаешься. Но Володя был непроницаемо спокоен, легко выдержал все взгляды глаза в глаза и вновь приступил к своему фирменному, прецезионно-точному разливу под ободок. Своей железной рукой. Когда жмёшь такую руку, понимаешь, что даже большие слесарные тиски для подобного механизма это довольно хилая аналогия.

        - Погоди ... Я чего-то не понял?! А нож-то зачем? Я думал ... Горло что ли ему резать, кровь пускать?! Или сразу холостить, как секача, чтобы мясо не воняло?!  - Саныч всегда говорит то, что вертится у всех на языке, но чуть раньше. Привычка.

        И тут настало самое интересное. Именно в такие моменты и начинаешь приближаться к пониманию сущности дзен. Понял что-то - молчи и радуйся. Не понял - молчи и пытайся понять. Главное, не трынди попусту. Только хуже сделаешь.

        Володя, не издав ни звука, не торопясь закончил разлив. Аккуратно завинтил пробку на пустой бутылке и поставил её под стол. И лишь после этой, изрядно затянувшейся паузы, поднял глаза на Саныча и задал ответный вопрос.

       - А если попадешь на медведицу?!

       Саныч закусил губу, задумался, посмотрел в потолок, криво ухмыльнулся и закрыл глаза ладонью.

       - То-то! - глядя на Саныча с нескрываемой иронией, произнёс Володя.

        Даже усы у него ликовали.

        - Тут уж режь свои, всё равно больше не понадобятся!

       Дзен тонкая штука. Говорят, что без учителя дзен не постичь. Но сущность обучения дзен состоит в том, что ни один учитель не скажет тебе ни слова пояснений. Может только историю какую из жизни. Зачем зря трындеть. Ты всё однажды поймешь сам.

       Или не поймешь ...