Иоанн Грозный и нашествие калмыков на Русь. 16

Пюрвя Мендяев
Глава 16


К Малюте Скуратову в палату вошел дьяк, и низко поклонившись, сказал:

- Дозволь господин мой слово молвить.

- Говори – приказал господин.

- Мы, ваши верные слуги всю Москву вверх дном перевернули, и смогли исполнить вашу повеление – сказал дьяк. - Мы нашли людей, что видели ваших доверенных слуг, в тот день, когда они не вернулись с задания.

- Рассказывай, что удалось от них узнать? – приказал Скуратов.

- Мы смогли по рассказам очевидцев восстановить практически до минуты их последние часы жизни – сказал дьяк.

- Значит, я не ошибся? – спросил грозный опричник. – Они были убиты?

- Да, вы не ошиблись, господин, ваши слуги были убиты – ответил дьяк.

- Как это произошло? Где и кто их убил? – спросил Малюта Скуратов.

- Провели расследование, и теперь я могу рассказать о том, что нам удалось узнать – ответил дьяк. - Мы сегодня можем полностью проследить весь последний путь ваших верных слуг.

- Не томи, говори, что знаешь – сказал грозный опричник.

-  Первым делом слуги твои отправились по твоему приказу в Немецкую слободу. Их там видели наши люди. Потом ваши слуги направились во владения покойного боярина Данилы Андреевича Шуйского и пробыли там какое-то время – продолжил доклад дьяк. - На похороны приехал брат его Иван Андреевич вместе со своими слугами из Литвы, он там служит воеводой и ему поручено охранять спокойствие границ отечества, вот и решили ребята за ними всеми присмотреть, может изменой какой там пахнет.

- Знаю я этого изменника Ивана, давно по небу дыба плачет – сказал зло Скуратов. - Дай срок, разоблачим и этого злодея. Правильно его заподозрили мои ребята. Но, черт с этим старым воеводой, продолжай свой рассказ.

- Так вот, отправились ребята в боярские владения, и явно кого-то особенно интересного человека они там увидели – сказал рассказчик. – Кто-то привлек их внимание настолько сильно, что двинулись они вслед за этим человеком из боярских владений. Видели их после в Немецкой слободе возле дома покойного Ганса наши люди, и они сказали, что идут по следу за какой-то важной птицей. И еще сказали, что помощь им не нужна.

- Интересно пошли мои слуги за каким-то таинственным человеком от одного дома покойника к другому дому покойника – сказал задумчиво Скуратов. – Кстати. И убиты были Ганс и боярин Данила Андреевич в один день, если я не ошибаюсь.

- Вы не ошибаетесь, господин – сказал дьяк.

- Любопытное совпадение – сказал Малюта Скуратов. - Что-то тут есть. Неспроста это, неспроста. Но с этим потом разберемся, сейчас мне лучше расскажи о том, что еще удалось тебе узнать?   

- Проследить удалось весь их путь, подробно всё описано в грамоте, которую я составил, сейчас лишь скажу главное – сказал дьяк.

- Хорошо – согласился грозный опричник. – Согласен.

- В последний раз слуг ваших видели на базаре в Китай-городе – сказал дьяк. – Мы тщательно обыскали все окрестности и нашли то место, где их убили. Это место расположено недалеко от базара, но оно достаточно глухое. Никто само убийство не видел. Но следы крови ясно указывают на то, что убили ваших слуг именно там.

- Куда делись тела моих слуг? – спросил Скуратов.

- Их явно вывезли на телеге оттуда – ответил дьяк. – Мы опросили всех извозчиков, но никто ничего интересного для нас не сказал. Очень много людей берет телеги в наем, торговля идет бойко. Так что трудно тут рассчитывать на успех. Но то, что их вывезли на телеге это точно установлено нами.

- Вот именно – сказал грозный опричник. – Их вывезли оттуда на телеге. А для чего убийцы это сделали? Почему просто не оставили трупы лежать на земле? Неспроста это. Значит, убийцы живут где-то поблизости от базара и боялись, что выдадут место своего пребывания. А кто у нас из видных бояр живет в Китай-городе рядом с базаром?      

- Самый видный из господ, что живут в Китай-городе рядом с базаром боярин Никита Романович – ответил дьяк.

- Смотри как у нас интересно всё, получается – сказал Малюта Скуратов, встав с кресла и нервно прохаживаясь по палате. – Мы ждем тут в Москве главного литовского шпиона, которого к нам послал начальник польско-литовской разведки пан Волович по сведениям, полученным от наших верных слуг. А где же его нам ждать? Верней всего, что этот их главный новый шпион явится в Немецкую слободу. Я отправил  верных слуг своих именно туда для того чтобы следить за всеми новыми людьми, что прибудут туда. И что? Слуги мои отправились во владения покойного боярина Шуйского, куда из Литвы приехал боярин Иван Андреевич Шуйский. Если и не сам этот боярин шпион литовский, то вероятней всего приехал этот шпион вместе с ним.

- Побойтесь бога господин – сказал дьяк. – Иван Андреевич доблестный воин. Много раз он доказал свою преданность царю и государству российскому. Его просто так на дыбу не вздернешь. Нужны очень веские доказательства его измены. А их пока нет.

- Знаю, что нет, но это не главное, главное, что есть теперь у меня подозрение, а это уже половина дела – сказал глава тайной царской службы. – Но, я признаю, что ты прав в том, что просто так Ивана Андреевича на дыбу нам не удастся вздернуть. К нему нужно будет еще подобраться. Так что смотри дальше за моими рассуждениями и попробуй их опровергнуть. Первое. Могу ли я предположить, что слуги мои каким-то образом смогли опознать посланца пана Воловича?

- Конечно, можете – признал дьяк.

- Хорошо, - сказал царский сановник. – Теперь. Могу ли я предположить, что мои слуги пошли вслед за литовским шпионом во владения бояр Шуйских?

- Это вполне возможно – признал приказной дьяк.

- А раз так, то получается, что литовский шпион должен был во владениях бояр Шуйских с кем-то встретиться или что-то там узнать, предположить иное весьма сложно – сказал грозный опричник.
             
- Опять вы правы – сказал дьяк. – Возразить вам ничего не могу господин.

- Верней всего предположить тогда, что встретиться шпион мог либо с самим Иваном Андреевичем, либо с кем-то из его людей, что приехали с ним из Литвы – сказал сановник. – Но так же можно предположить, что литовский агент хотел что-то узнать о покойном Даниле Андреевиче. Это так же вполне возможно. Косвенно данное предположение тот факт, что дальше литовский шпион отправился к дому покойного Ганса, о котором нам с высокой степенью точности известно, что он был агентом Воловича. Выходит, что литовец посетил людей, работавших на их разведку. Так или иначе, обстоят дела на самом деле, но похоже, что можно с уверенностью сказать о том, что бояре Шуйские погрязли в измене царю и отечеству.

- Да, трудно вам что-то возразить – признал собеседник грозного опричника. – Что-то нечисто в этом семействе.

- И причем очень давно там нечисто – сказал зло царский любимец. – Хорошо этот род мы почистили, много боярских голов слетело с плеч долой, но этого выходит мало. Всех их нужно до одного отправить в ад. Они все как один изменники и предатели.  Но этого мало. Смотри дальше. Лучших моих людей убивают рядом с владениями боярина Никиты Романовича. А кто его жена? Евдокия Александровна Горбатова-Шуйская! Близкая родственница боярина Ивана Андреевича. И ведь именно туда, прямо во владения боярина Никиты Романовича и его жены и направлялся от Шуйских литовский шпион.

- Это только предположение господин – сказал дьяк. – Никита Романович крепко сидит. Царь его любит. Опора он государю. Его уж точно свалить будет нелегко. Да и стоит ли этим делом вообще заниматься? Узнает, не ровен час, о том сей боярин, и тогда наживем мы себе смертельного врага. А врагов у нас и без него много. Стоит ли нам еще одного, да еще, какого себе на голову наживать?

- Ничего, не бойся, еще посмотрим – сказал сановник. – Но сейчас дай команду все поиски телеги на которой вывезли тела моих людей в Китай-городе прекратить. И вообще никакого дела о Никите Романовиче нет и быть не может. Не надо нам пока этого медведя зря беспокоить и без спросу лезть в его берлогу. А всё внимание наше должно направить на поимку литовского шпиона. Всё понятно? Так же нужно продолжить слежку за семейством Шуйских.

- Сейчас же я распоряжусь господин – сказал дьяк и, низко поклонившись важному сановнику, он покинул палату.
***

Боярин Иван Андреевич сидел в зале и читал писание. И тут к нему вошел его слуга Кузьма.

- Дозволь мне господин мой слово молвить – сказал он.

- Что неужели тебе еще что-то удалось узнать о моем деле? – спросил боярин.

- Да, удалось – ответил Кузьма.

- Говори, что узнал? – сказал Иван Андреевич.

- Семейство Отрепьевых переселилось по воле господина их боярина Никиты Романовича в Галич, в этом году – ответил его слуга. – Но как мне удалось узнать родовое подворье в Угличе осталось за этим семейством. Передано оно этому самому юнцу, Богдану. Он теперь там хозяин. Чует моё сердце, что этот юный черт там сейчас. Я как узнал об этом, так сразу к вам мой господин. Хотел вас порадовать.   

- Хорошо, добрая весть, прямо сейчас собираемся и в путь – сказал Иван Андреевич. – Лично хочу взять этого черта за рожки.

- Может быть, не стоит так торопиться, ведь у меня есть еще одна новость и она не очень приятная  для вас мой господин – сказал Кузьма. – Нужно быть очень осторожными.

- Что еще случилось? – спросил насторожившийся боярин.

- За нами следят люди Малюты Скуратова – ответил Кузьма. – В первую очередь следят за вами мой господин. Я человек опытный, сразу определил тех людей, что ходят сюда для того чтобы следить за нами и смог определить за кем они конкретно следят. Так что ошибки тут быть не может.

- И что с того? – спросил боярин. – За всеми боярами присматривает служба Скуратова. Тут ничего удивительного нет. За Шуйскими всеми топтуны тем более следят, это совсем не удивительно. Зачем ты мне это всё рассказал? Что я тут не знаю? Если бы за мной никто совсем не присматривал из топтунов, тогда это была бы удивительная весть для меня. А так в слежке нет ничего нового для меня. И страшного.

- Я, конечно, не стал бы вам рассказывать то, что вам и так известно – сказал Кузьма. – Дело в том, что я только начал свое донесение.

- Добро – сказал воевода. – Продолжай свой рассказ.

- Вчера я отдал распоряжение своим парням проследить за одним из топтунов из тайной службы – сказал Кузьма. - И они проследили за ним вплоть до того места, где он работает, а потом и до того места, где он  живет. Мало того. Там мои ребята его и взяли. И допросили с пристрастием.

- Что он рассказал твоим парням? – спросил воевода заинтересованно.
 
- Рассказал он моим людям о том, что здесь в имении вашего старшего брата были некоторое время назад лучшие люди Скуратова – ответил слуга. - Они пришли сюда вслед за литовским шпионом. Зачем сюда приходил шпион сюда им неизвестно, что он тут делал тоже не известно. Но он тут был, в этом люди Скуратова уверены. И хотя самих тех людей Скуратова, что следили за литовским шпионом, кто-то убил, вероятней всего этот самый литовский шпион со своими помощниками, так что теперь прямых свидетелей посещения владений вашего старшего брата литовским шпионом нет уже на свете. Но сам их хозяин об этом посещении этого места литовским шпионом знает и поэтому он подозревает всё ваше семейство в измене. Вот поэтому и начата за вами слежка с подключением к ней самых лучших топтунов. И её не спешат ослаблять, поскольку считают наши недруги, что шпион литовский может снова сюда прийти и тогда нас тут всех, и повяжут с поличным при его встрече с вами.
      
- Я что-то такое предполагал, признаюсь честно, у меня было нехорошее предчувствие – сказал Иван Андреевич. – Что с топтуном? Жив он или уже нет?

- А что с ним станется? – ответил Кузьма. – Жизнь нам его не нужна. Дали ему денег. Попросили прощения за небольшие увечья. И оставили его дома. Вряд ли он пойдет на нас жаловаться своему начальству. Мои люди уверены в том, что топтун им не врал. Выдача секретов это серьезный проступок с его стороны, так что нет у него смысла об этом нашем с ним разговоре рассказывать своим друзьям и товарищам. Его точно за это не похвалит на службе. 

- Вот это хорошее дело, убивать государева слугу дело плохое – признал Иван Андреевич. – Вы все молодцы. Хвалю! Сообщи моим орлам, что боярин захотел отправиться на охоту. Пусть готовятся в тайне от всех выступить в поход. И еще. Передай моему сыну мой приказ зайти ко мне сюда. Хочу дать ему поручения на время моей отлучки. Отправляйся исполнять мои поручения немедленно. Время не терпит.

Кузьма, поклонившись, вышел из залы. Как только боярин остался один он тихо сказал сам себе:

- Чувствовала моя душа, что история со смертью моего старшего брата нечистая. И еще раз я убеждаюсь в своей правоте. Так сложно было мне вырваться из Литвы сюда, но теперь понимаю, что не просто так это было, сердце мое чувствовало надвигающуюся на нас беду. Нельзя мне оставить это дело с этим парнем из Углича. Нужно в этом деле до конца разобраться. И если понадобится, то зачистить все концы. Пусть даже мне придется собственной рукой отправить к праотцам даже своих собственных бойцов!

Вскоре в залу вошел Василий. Он спросил:

- Батюшка, вы просили меня зайти к вам?

- Да я просил, чтобы тебя пригласили ко мне – ответил боярин сыну. – Как день твой сегодня проходит?

- Всё нормально – сказал сын. – Никаких проблем нет особых. Всё как обычно.

Боярин встал с кресла, подошел к двери, проверил все подходы к зале и после этого сказал:
          
- Сын мой, прошу тебя, поклянись мне никогда больше не вспоминать о том нашем разговоре, об убийстве возможном врагами твоего дяди – сказал Иван Андреевич. – Сейчас всё изменилось и об этом разговоре больше нельзя вспоминать.

- Как же так? – удивился Василий.

- Забудь об этом разговоре, забудь об этом юноше, что помог твоему дяде в сражении, которого зовут  Богданом Отрепьевым – сказал отец. – Забудь и никогда это имя не произноси вслух. Ты понял меня? Навсегда забудь. Во всяком случае, до тех пор, пока жив царь и Малюта Скуратов.

- Хорошо, отец – сказал сын. – Раз так нужно, то я забуду о том разговоре и о парне, который помог моему дяде. Но объясни мне, почему я должен забыть обо всем этом? 

- О дяде тебе лучше тоже больше сильно не вспоминать, память его слишком опасна для тебя, а между тем за нами тут установлена постоянная слежка людьми Малюты Скуратова – сказал боярин.

- А как же то, что ты рассказывал о том, что труп дяди был откопан из могилы? – спросил Василий. – Что с этим? 

– Могилу его мы уже аккуратно закопали, тело его, как и тела его слуг, мы перезахоронили в тайном месте, надеюсь, что их больше никто не найдет – ответил отец. – На место покойников мы положили в могилы скелеты с кладбища, так что проблем тут быть не должно. Не беспокойся об этом.

- А что мне делать? – спросил сын.

- Сам же ты начинай говорить о том, что дядя был большой грешник, бога не чтил, церковь не посещал, хоть и был героем – сказал боярин. – Короче, ты должен всех убедить в том, что ты его терпеть не можешь и поэтому все упоминания о нем тебе неприятны. Дяде твоему сейчас уже всё равно. Он на тебя не обидится за непочтение к его памяти в своей небесной обители, ведь это всё мой грех. Но всё это делаться будет только для твоего будущего. Ведь тебе нужно жить и добиваться в жизни лучшей доли для себя и для своих будущих потомков. И поэтому ты и должен держаться от всего, что хоть как-то связано с памятью Данилы Андреевича как можно подальше. Ты понял меня?

- Я всё понял, отец – сказал Василий. – Я сделаю всё так, как вы велите.

- Молодец, я надеюсь на тебя – сказал боевой воевода. – Я сегодня уеду на охоту, несколько дней проведу в лесах.

- Хорошее дело, поезжайте батюшка, отдохните душой, развейтесь – сказал сын.

- Хорошо – ответил отец. – Ждите меня с богатой добычей.   
***

 Максим, тайный посланник литовского государство в России удобно расположился в имении Богдана Отрепьева. Приказчик безропотно принял важного господина с письмом своего хозяина. Молодого человека несмотря на его возраст слуги сильно побаивались. Не только из-за строгости характера, но еще и за то, что Богдана считали человеком, который каким-то особым способом общается с потусторонними силами. Нередко молодой Отрепьев удивлял дворню своими выходками и причудами. То предскажет дождь, то найдет украденную соседями курицу. И хотя самой необычной в этой семье считалась старшая сестра Мария, но боялись слуги больше Богдана. Поэтому и гость хозяина был принят дворней с величайшим почтением.

Максим сильно скучал в Угличе. Заняться ему было решительно нечем. Он часто вспоминал тот его разговор со своим начальником, который положил начало его карьере тайного агента. Остафий Богданович Волович дал свое согласие на то, чтобы отпустить в Москву его с легкой душой. Но перед отъездом он снова встретился со своим новым тайным посланником и предупреждал его о том, что служба сия невероятно сложна и опасна. И хотел отговорить его от сей миссии. Но Максим снова настоял на своем решении отправиться в Москву. Он невероятно засиделся в тайных залах разведывательной службы Литвы. И самое главная причина его желания стать тайным агентом и отправиться с заданием во вражескую страну была в том, что Максим смертельно устал от постоянных допросов, в ходе которых из неприятельских солдат и воевод невероятно жестокими пытками добывали сведения о русской армии. Он не мог больше выносить  невероятную жестокость дознаний, в ходе которых ломались судьбы его же собственных соотечественников, обвиненных в измене. И ему хотелось уйти от всего этого, как можно дальше. Есть предел всякому терпению. Пришел предел и терпению Максима. Он отверг все попытки своего начальника отказаться от своей тайной поездки в Москву. Остафий Богданович покачал головой, и крепко обняв своего подчиненного, пожелал ему на прощание успешной работы в новом качестве тайного агента.

Но потом Максим втянулся в работу. В любом случае и Углич был местом, где можно было собирать важную для его работы информацию. От людей, приезжавших из Москвы, исключительно общительный и умеющий быстро входить в доверие Максим узнавал последние новости о том, как там идут дела. Ему скоро стало понятно, что в столице России продолжают его усиленно искать слуги Малюты Скуратова. Так же Максим сделал вывод из разговоров о том, что некоторые сведения о нем все же присутствовали у тех, кто его искал. Максим проанализировав всю собранную информацию, пришел к выводу, что у него дома в Литве есть некий источник информации у российской стороны. Пусть этот источник и не имеет информацию обо всей полноте происходящих в тайных службах литовского государства событий, но некая достаточно важная информация всё-таки из Литвы о деятельности её разведки в Москву поступает. Это было похоже на доказанный факт. Осознав это, Максим стал размышлять о том, что возможно ему стоит сейчас вернуться в Гродно к своему начальству.  Остафий Богданович скорей всего похвалит его за то, что он принял именно такое решение. Потому что заниматься разоблачением шпионов в своем отечестве дело не менее важное, чем заниматься шпионажем в чужой стране. Скорее даже более важное. Шпион, имеющий доступ к важной тайной государственной информации смертельно опасен для его отечества. Обдумав всё, Максим принял окончательное решение – еще один только один разговор с людьми, прибывшими из Москвы, еще одно последнее подтверждение его догадки и всё. Он направится в Литву к своему начальнику. А там он сам лично проведет расследование и никто от этого расследования не сможет спастись. И русские шпионы, и местные предатели все попадут к нему в пыточную камеру и всё расскажут о своих темных делах. Будьте спокойны,  Остафий Богданович!

Тут дверь залы, в которой находился Максим, открылась и слуга, войдя, сказал:

- Барин, вы велели предупреждать вас о тех людях, что приехали из Москвы. Хочу вам сообщить. У наших соседей только что остановилось несколько важных господ из Москвы. И я спросил их, не будут ли они против того, что наш постоялец зайдет к ним. И они ответили, что рады будут новому знакомству с благородным человеком.

- Прекрасно – сказал Максим. – Сейчас же отправлюсь туда.

Вскоре молодой литвин уже вошел в соседнее владение. Его встретили приветливые господа, которые сразу же пригласили Максима к своему столу. Началась без всякой раскачки дружеская попойка. Неожиданно Максим почувствовал, что глаза его стали слипаться, и он невероятно удивленный сим фактом уснул за столом. Очнулся он в лесу привязанный веревкой к стволу дерева. Перед ним на пне сидел немолодой, но невероятно крепкий мужчина.

- Я так понял, что ты литвин – сказал утвердительно мужчина.

- Вы ошибаетесь, я русский князь – ответил Максим.

- Я не ошибаюсь, - сказал мужчина. - Меня зовут Иваном Андреевичем Шуйским, я боярин, и я так понимаю, что ты был не так давно во дворе бывшего имения моего старшего брата, которое теперь принадлежит мне?

- Я русский князь Алексей Баранцев, вы меня с кем-то спутали – ответил Максим.

- Максим, я вас знаю, ты служишь Литве,  Остафий Богданович Волович твой начальник, я был в Гродно и видел тебя там – сказал боярин. – Меня интересует только одно – мой брат был литовским шпионом? И больше мне ничто не интересно знать.

- И если я дам ответ на твой вопрос, то что? – спросил Максим.

- Я лично против тебя ничего не имею, но так как ты можешь быть схвачен властями и под пытками рассказать правду о моем брате, то я чтобы избежать этого в любом случае убью тебя сейчас – честно признался боярин. – Я сам кое-как смог со своими людьми уйти от слежки людей Малюты. Там работают мастера своего дела. Так что вероятность того, что тебя схватят очень большая.

- Твой брат служил Литве, хоть и не совсем честно – ответил Максим.

Боярин резким движением всадил нож прямо в сердце литвину. А потом отошел от места убийства и приказал своим людям:

- Разрубите труп на куски и разбросайте их по лесу. Голову сожгите на костре, а потом утопите в болоте.