Счастливый человек 24

Нина Джос
   В семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, в Кагуле, ещё было много стариков, которые помнили, как жилось при румынах. Рассказывали разное - в общественных местах висели таблички с надписью "Говорить только по румынски!", простой народ гоняли на работу в поле под палящими лучами солнца, били плетьми за непослушание. А вот богатым и интеллигенции жилось вполне неплохо.
 
   Соседями по дому у моих деда и бабушки стала одна семья, состоящая из трёх человек. Старик Петро Тарасович, украинец по национальности, во время войны служил в румынско-фашистской армии денщиком. С приходом советской власти, работал где-то на производстве кузнецом или плотником, точно не помню. Его политические убеждения были весьма странными. В конце рабочей недели он обычно напивался и громко митинговал, не выходя со двора:

   - Коммунысти прокляти! - громко вещал в пространство старик, а через минуту ещё громче кричал, - Румуны прокляти! Мать ихнюю перетак! - его крики поддерживали дворовые собаки и гуси. Получалось весьма комично. Он звал моего деда составить ему компанию и показывал через забор кувшин с домашним вином, мол, мы оба ветераны второй мировой, но дед со смехом отказывался.

   - Я сегодня грОши получил, - сообщал сосед, - треба отметить.
 
   - ГрОши треба жинке отдавать, - поучал мой дед.
 
   - Та то ж, як в яму! - отвечал дед Петро, выразительно махнув рукой.
 
   Дед относился к старику снисходительно - насмешливо. Говорил, что на войну гнали всех, независимо от убеждений. Да и денщик - "мелкая сошка" в армии. Жена Петра Тарасовича, тётя Зина, была местной травницей - знахаркой. Собирала лекарственные травы и продавала их на местном рынке. В травах и рецептах разбиралась получше врачей. Хочу заметить, что эта женщина за 87 лет своей жизни никогда не ходила в поликлинику и даже, по слухам, не имела там карточки. Бабушка быстро прониклась к ней интересом и уважением, выспрашивала рецепты и делилась своими знаниями в этой области. Интерес к народной медицине в нашей семье переходит из поколения к поколению по женской линии.
 
   - Никогда не пренебрегай людьми, - поучала меня бабушка, - каждый человек может рассказать что-то полезное или интересное.

   Со стариками соседями жила внучка Лиля, которая была старше меня на два года. Девочка осталась сиротой в раннем детстве - её отец был неизвестен, а мать убили.  Рассказывали, что шофёр с которым она гуляла, вытолкнул женщину из машины на полном ходу. Лиля пошла по стопам матери - тоже водила кавалеров, которые лезли по ночам через наш забор. На их заборе дед Петро прибил колючую проволоку, думая таким образом остановить похотливых ухажёров непутёвой внучки. Тётя Зина периодически помогала внучке избавиться от "плодов грешной любви" народными средствами. Впоследствии, Лиля вышла замуж, но осталась бесплодной. Природа не прощает вмешательства в свои дела...
 
    Когда долго живёшь на одном месте в провинции, можно много интересного узнать из жизни соседей. Судьбы людские открываются, как на ладони, вплетаясь в историю страны. Через дом от моих дедушки с бабушкой, жила семья военного - настоящего полковника. "Боевая подруга" полковника - офицерская жена Анна Григорьевна была очень высокомерной дамой и не хотела знаться с соседями, считая их ниже себя "по званию". На улице прозвали эту женщину "Белкой", за пышные обесцвеченные волосы. Белку не любили, заносчивая офицерша модно одевалась и считалась, по тем временам, богатой, поскольку имела аж восемь пар туфель! Когда женщина овдовела, стала искать дружбы с соседями, но те не спешили с ней общаться, помня прошлую холодность дамы. Бездетная вдова стала жертвой квартирантов - цыган, которые претендовали на её дом.

   Бабушка охотно общалась со всеми, находя в каждом человеке что-то интересное. Вскоре люди стали ходить к ней за советом и добрым словом, а кто и проконсультироваться по части здоровья. Она старалась, по возможности, помогать людям, каждого внимательно выслушивала, угощала компотом, фруктами, давала добрые советы.
 
   Напротив дома моих стариков располагался городской вытрезвитель, приносивший дополнительные впечатления жителям улицы. Милицейская машина, прозванная в народе "луноход", медленно патрулировала улицы города и собирала "урожай", из не в меру загулявших мужиков. Пьяницам оказывали помощь, проводили "воспитательную работу" и укладывали спать. Утром их отправляли по домам, а на их работу сообщали о пребывании в этом весёлом заведении.

      Продолжение http://proza.ru/2021/01/05/1357