Проповедь Иоанна Кронштадтского

Михаил Кедровский
       Отец Иоанн Кронштадтский стал к началу XX столетия самым популярным проповедником в России. На его театрализованные действа в Андреевском соборе собирались экзальтированные толпы. Пришлось даже солею -- возвышение перед алтарем и иконостасом -- огораживать металлической решеткой.

       Отец Иоанн довольно скромно учился в церковно-приходской школе и в семинарии, страдал косноязычием, от которого впоследствии полностью избавился. Считал, что при помощи дара Божьего. А вот в таком даре Льву Толстому отказывал и был самым активным сторонником отлучения графа от церкви.

       Иоанн Кронштадтский каялся публично во многих грехах. Например, в женитьбе по расчету, дабы стать соборным настоятелем, в любви к побрякушкам, красивой одежде, в тщеславии.

       Однако то, что он жил со своей супругой как брат с сестрой, батюшка Иоанн относил к своим достоинствам, хотя в Священном писании о подобном "достоинстве" нигде не упоминается.

       Еще при жизни Иоанна Кронштадтского появилась группа фанатиков, которые считали его воплощением Иисуса Христа, явившегося второй раз на землю перед Страшным судом.

       Отец Иоанн знал о существовании этой секты, но не осудил ее приверженцев. Странно, не правда ли?

       Приведу теперь отрывок из его проповеди, которую он произнес в период первой русской революции 1905 - 1907 годов:

       "Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы стараются грех оправдать, будто бы он законное дело. Возьмите вы грехи похоти плотской -- все это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, ее требования.

       Россия мятется, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от неурожая земли и голода, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, от крайнего упадка нравов. Злые времена -- люди обратились в зверей, даже в злых духов. Ослабела власть. Она сама ложно поняла свободу, которую дала народу. Сама помрачилась умом и народу не дала ясного понимания свободы. Зло усилилось в России до чудовищных размеров и поправить его почти что невозможно".

       Кажется, что всё правильно. Однако вот что бросается в глаза. Последующие годы, даже последующие два десятилетия, были в несколько раз хуже (а ведь 1913 год, который тогда еще не наступил, некоторые современные историки именуют "временем подъема и успеха"); годы же Второй мировой войны были в десятки раз хуже.

       А если обернуться назад? Это какие же предки признавали грех грехом? Петр Великий и его присные? Да неужели? Работали на англичан и немцев, разврат и пьянство зашкаливали, миллионы простых людей уморили голодом и бессмысленными трудами. Никому не известную бабу после Петра Алексеевича возвели на трон.

       Складывается впечатление, что времена всегда у нас бывают плохими. Нужно лишь одно: жить в них по-человечески.

04.01.2021