Записки репетитора. Лето 2018 года. Михальчик

Светлана Давыденкова
 

Недавно  пришла на урок одна особа, лет тридцати.  Говорит, хочу, мол, с детьми уехать в Италию навсегда.Я спросила, есть ли кто из родных там?  «Нет,- ответила,- только кум и кума. Кум обещал помочь.»  «А лет детям?» « Шесть и восемь. Девочки.  Муж у меня хороший, но в стране плохо.»

Оказалась старательной. С учебниками пришла. Что-то уже дома пыталась учить. Настроена  на отъезд всерьез. Но в Италии кризис. С работами очень тяжело.Еще постоянно плывущие туда на надувных лодках негры. Ситуация, в которую может попасть эта женщина, ей неведома.   »Куда ты рвешься,, безмозглая!-думаю я.- Бомжевать будешь; когда еще работу найдешь? Хорошего мужа бросаешь! Детей еще с собой тянешь! Вообще, из ума выжила. Им -то как там будет?»

Вспоминаю тоскливые глаза мальчонки, Михальчика, которого  на протяжение всех трех летних месяцев два раза в неделю дед привозил ко мне из села читать и писать на итальянском.

 Мальчик закончил в Италии первый класс. Получил задание на лето: две книжки. В одной - тексты, вопросы к ним, кроссворды. Вторая книжка была сказкой  Андерсена «Гадкий утенок.» Три раза мы ее прочли. Ничего из нее так и не понял мальчонка, даже с моими толкованиями на родном ему языке. Педагогически запущенными называют таких ребятенков. Как тяжко пацану учиться  летом было! Я уже с ним и зарядку делала, и шутила, и чаем поила, лишь бы читал. Видно было, что родителям заниматься с ним было некогда. А, может, и  не умели.

Как -то спросила: «Друзья в Италии есть?» Глаза у мальчишки затосковали сильно.»Нет,»-ответил, и чуть не плачет. А здесь, возле деда, менялся на глазах. Впервые пришел ко мне закрепощенный весь. Я даже подумала, что умственно отсталый, но потом повеселел, стал болтать — не остановишь.

 Хорошо ему было возле деда!  После урока у меня поедет Михальчик с дедом на базар, чеснок  они  там продадут. Потом дед за вырученные деньги  купит  внуку мороженое, на качелях в парке покатает; и вернутся они затем в село, к бабушке. Та им обрадуется, накормит внучка, словом  обогреет; обласканный ею уснет он, счастливый, в родном гнездышке.

А осенью уедет Михальчик снова на чужбину. И снова начнет через разочарования, обиды и страдания пробивать себе, как сможет, дорогу в жизнь.