Кто прочтёт Пирамиду?

Вадим Забабашкин
Где и когда еще такое было?.. 
Нигде и никогда.
Итак. В 50 лет (в пору расцвета литературной зрелости) крупный советский писатель начинает работу над романом и пишет его 45 (!) лет до самой своей смерти. Легко сосчитать, что прожил он 95 (!), причем не абы как, а в здравом уме и работоспособности, – установив аж два мировых рекорда: а). писательского долгожительства; б). времени, затраченного на написание лит. произведения.
И тем не менее роман остался недоделанным. Биограф писателя восклицает: «Автор еще лет 25 писал бы свою книгу!..» И он же добавляет: «Роман надо обязательно переиздать. Я даже готов (бесплатно) его отредактировать».
Вам не кажутся странными эти слова? Вы когда-нибудь сталкивались с намерением отредактировать Достоевского, Чехова, Булгакова?..
Что же это за уникальный классик, которого следует основательно отредактировать?
А классик этот – Леонид Леонов, который большую половину своей огромной жизни писал «Пирамиду».
Я, конечно, слышал про этот роман. Но – руки как-то не доходили, чтобы поднести его к глазам. А тут – социальные сети о нем заговорили. Я и подумал: сейчас или никогда! Тем более, что и лекцию Дмитрия Быкова  на эту тему в ютюбе посмотрел. А этот товарищ умеет заинтриговать. Не скажу, что Быков особо глубокий и оригинальный литературовед. Скорее, наоборот. А вот зажечь может. Я называю это: заставить думать около.
Да и роман – предельно доступен: на fb2 нажал, вот он уже и у тебя в эл. книге сидит. Толщины корешка, конечно, не видно, зато счетчик страниц показывает какие-то астрономические числа. Поэтому я сразу понял: всего не прочту, но – постараюсь! Как говорится: не догоню, так хотя бы согреюсь.
А в итоге? Как раз догнал, но не согрелся!..
И что же я «догнал», в смысле понял? А понял я, что в этом леоновском словарном хаосе понять что-либо невозможно. Там на нашу грешную землю прилетает ангел. Не знаю, как вам, а мне от этих прилетающих ангелов сразу скучно становится. Допускаю, что это реакция на кинофильмы последних лет, где эти крылатые существа эксплуатируются в… Нет, я, пожалуй, эту фразу продолжать не стану: ведь ангелы же!.. Да и каждый второй стишок нынешних пиитов тоже про них. Но Леонов-то был пионером данный темы, он ее начал развивать еще в 1940-м, когда задумал свой роман и написал даже первые его 300 страниц (так что роман писался даже не 45, а все 55 лет!). На Земле ангел по фамилии Дымков (видите, как оригинально: у ангелов даже фамилии есть) встречает милую и чистую девушку Дуню, дочь православного священника о. Матвея (в силу советских гонений на церковь – уже не служащего).
Здесь мне хочется отойти от пересказа романа и заметить вот что. В 1940-м году умирает Михаил Булгаков, прекращая таким образом свою работу на «Мастером и Маргаритой» (но в отличие от Леонова – практически завершив свой увлекательнейший роман). Так что получается, что Леонов в том же году, задумавший свою не менее мистическую историю, – как бы принимает эстафету собрата. Правда, в произведении Булгакова нет ангелов. Есть только дьявол по имени Воланд. Но и среди героев Леонова мы встречаем воинствующего атеиста профессора Шатаницкого, который при ближайшем рассмотрении оказывается бесом, если не самим лукавым.
Раз уж я заговорил о Михаиле Афанасьевиче, не удержусь, чтобы не заступиться за его роман. Хотя бы отчасти. А то в последнее время иные православные интеллигенты уже выносят эту книгу из своих библиотек, мол, демоническую литературу дома не держим. Даже не брошу камешка в их огород, лишь замечу: Воланд у Булгакова – сугубо литературный персонаж – к своему инфернальному прообразу отношения не имеющий. Так и Достоевского с его чертом, крутящимся вокруг Ивана Карамазова, можно подвергнуть остракизму. Единственной вольностью Булгакова является образ Иешуа – человека, вставленного в контекст Евангелия. Это не есть хорошо. В этом нет должного отношения к Священному Писанию. Но и богоборчества в этом тоже я не усматриваю.
Не то у Леонова. Леонов покушается на святая святых – на догматику православия. Его о. Матфей (а мы понимаем, что за ним стоит сам автор) считает, что Бог совершил ошибку, создав человека таким, какой он есть. Расплатиться за нее Ему пришлось, умерев на кресте. Поэтому Иисус был казнен не за грехи людей, а за свой собственный.
Это уже вторжение в Символ Веры, где о Христе сказано: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес…» Вот это уже – ересь!
Собственно одной этой темы православному человеку достаточно, чтобы с чистой совестью распрощаться с романом. Тем более, что вся книга наполнена предвкушением бунта против Бога. Даже кремлевский горец, считая человечество несовершенным, активно проводит свои массовые репрессии, расчищая место для нового человека. Не ересь ли и это, но уже земная!
Но – Бог всё видит! И отнимает литературный дар у Леонида Леонова. Даже просто дар рассказчика отнимает. И вот уже наш новоявленный Агасфер 50 долгих лет беспомощно блуждает в тёмной чаще своего романа: где и запутанный синтаксис, и невероятные предложения, не могущие найти своего завершения, и отсутствие внятного сюжета… В итоге – такая скука, что не прочесть!