Россия перед европейской практикой реализации соци

Игорь Ерошенко
Россия перед европейской практикой реализации социальных проектов
                Из субъективных заметок «Россия перед миром»
    
    У истоков собирания человечеством опыта самопознания и самоуправления, т.е. в первобытном обществе,  сливаются процессы формирования  морали, права и управления: на выходе  появляются различные религиозные учения, на основе которых складывались цивилизации. Историю различных стран и народов мира можно представить как  процесс  реализации опытов удачных и неудачных социальных проектов, сформировавшихся на основе  тех или иных религиозных учений. И даже на содержание светских (мало того «атеистических») проектов влияли и влияют опосредовано религиозные учения. Религии  как реликтовые формы познания отличает  аккумулирование в них нравственно-морального знания, как набора правил взаимодействия между людьми. Этими правилами люди продолжают руководствоваться даже после того как перестают верить в Бога.      Собственно наша цель – попытаться понять опыт взаимодействия светского и религиозного в социальных преобразованиях России (Советском Союзе) в ХХ веке. Общепризнано, что европейская цивилизация развивалась и развивается на основе социального проекта христианского вероучения с учётом его региональных и временных (исторических) особенностей. К началу ХХ века большая часть европейских государств, либо пережила полосу буржуазных революций ( в том числе и в форме религиозных и национально-освободительных войн), либо испытала на себе их влияние. В зоне влияния европейской цивилизации оказалась и Америка, особенно Северная вместе с США.  Европейско-американская  цивилизация получила имя Западной цивилизации или просто Запада.
      В социальном проекте Манифеста Коммунистической партии имплицитно присутствует связь реального гуманизма (коммунизма) с идеями христианства, которыми вдохновлялись и гуманисты эпохи Ренессанса и буржуазные революционеры, верующие и атеисты. В подтверждение приведём слова известного английского священника Хьюлетта Джонсона : «Коммунизм бросает вызов христианам. Этот вызов необходимо принять. Я лично убеждён, что синтез этих двух антагонистических лишь по видимости, а не по существу образов мышления и укладов жизни возможен и что в конечном итоге он принесёт счастье человечеству.»
    Западная цивилизация к началу ХХ века уже доминировала во всём мире, но её собственные противоречия вызвали Первую Мировую войну, в которую Запад так или иначе втянул весь мир. Первая мировая война и как её продолжение Вторая (ещё более мировая) открыли путь революциям ХХ века, революциям, которые проходили в основном уже вне Европы, хотя по сути делали тоже, что и европейские революции. Они были национально-освободительными (антиколониальными), демократическими революциями. Ряд революций ХХ века: российская, китайская, корейская, вьетнамская, затем кубинская особенно выделились. Ими руководили коммунисты, т.е. наиболее последовательные сторонники социального учения Маркса, Энгельса, Ленина. Они не отрицали, что выполняют на каком-то этапе работу и за национальную буржуазию. Но, полагали, что это промежуточный этап в их социально-преобразовательной деятельности.
     Главной своей целью они считали строительство социализма (общество социальной справедливости). Доминирующий на планете буржуазный мир такой возможности (строить мирно социализм) коммунистам не дал. Он, буржуазный мир, и сам ранее завоёвывал своё господство  не с первого наскока. По Максу Веберу, капитализм стал более или менее успешно утверждаться лишь только тогда, когда укрепился «дух капитализма», т. е. «протестантская этика». Но христианская этика шире, чем только протестантская, по Веберу. Христианское учение возникло в границах Римской империи в виде своеобразных «коммунистических» ячеек, влиявших на окружающих их римлян и не римлян своим «общинным образом жизни». 
     И в России большевики привлекли к себе массы народа не столько теорией, сколько этикой, ориентирующейся на коллективность и аскезу, и эта этика оказалась рабочим и крестьянам России близка: братоубийственную войну прекратить, землю тем, кто её обрабатывает, заводы, фабрики, тем, кто в них работает. Она совпала с этическими принципами народной морали, совпадающими с народным восприятием православной трудовой этики. В протестантской этике акцент произведён на самостоятельность, индивидуализм. В православии – на синергию, соработничество, коллективизм.   
      Необходимо обратить внимание на весьма принципиальную вещь. Религия существует не только  как учение, как совокупность институтов, социальных организаций, формального количества верующих прихожан того или иного храма, совокупности ритуалов и обрядов, но и как «образ мышления» и «уклад жизни», по Х. Джонсону. Да, они (коммунисты) объявляли о своём неверии в Бога, но этика, к которой их приучили с детства, несла в себе печать религиозности. Наблюдения английского священника подводили его к тому факту, что советские люди были ближе к Богу, хотя в массе не верили в Него, но просто жили в соответствии с «принципами коммунистической морали».
      Недостаток социальных знаний  сыграл с коммунистами в России роковую роль. То, что религию господствующие социальные классы всегда стремились использовать в своих интересах, сомнения никакого нет. Но ведь сегодня и саму науку господствующий класс использует в своих интересах с не меньшим эффектом.
     Большевики, например, восприняли НЭП как некое случайное явление. Тем более, что нависающая непрерывно угроза войны или сами войны затрудняли адекватно воспринимать реальность. Но НЭП на самом деле явил один из аспектов переходного периода,  периода длительного и сложного.  «Строительство» нового общества воспринималось упрощённо. Ю. Андропов, единственный из последних политических руководителей Советского Союза, был вынужден признать: «Мы ещё не изучили в должной степени то общество, в котором живём и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок».
      Драма Советского Союза – это мировая драма, но, тем не менее, дело «коммунистических революций» (здесь мы под «коммунистическими революциями» понимаем не настоящие коммунистические революции, а революции и социальные перевороты, которые возглавили политики, называвшие себя коммунистами) не пропало.
     Колониальный мир при их активном участии рассыпался. Безграничное доминирование Запада на планете завершается. И на Западе и на Востоке, на Севере и на Юге утверждается идея «социального государства». Это не социализм, но путь к нему. Проект  нового общество утверждается не захватом  (насильственным или ненасильственным) власти, а распространением его духа в сознании масс. Настоящие коммунистические революции ещё впереди.  Но это могут быть только революции духа, а не силы.
     Исторический опыт подтверждает: наиболее убедительны победы тех идей, которые завоёвывают сердца миром.