Перед переворотом Бухарин - Падший ангел 10

Александр Самоваров
Между прочим, Ленин, а потом и Сталин, хорошо понимали, что все то, что они творят, может быть оправдано только неким новым качеством, которое они предложат человечеству. Поэтому они и талдычили постоянно о новом обществе, а нового-то ничего не было. По форме было, по сути – нет.

Ортега пишет: «В современной общественной жизни Европы есть… один исключительно важный факт: вся власть в обществе перешла к массам. Так как массы, по определению, не должны и не могут управлять даже собственной судьбой, не говоря уж о целом обществе, из этого следует, что Европа переживает сейчас самый тяжелый кризис, какой только может постигнуть народ, нацию и культуру».

Главную угрозу человечеству в 20-е годы 20 века, когда была написана эта работа, Ортега видит в большевизме. При этом он ироничен по отношению к тем, которые считали, что большевики вот-вот навяжут свою идеологию всей Европе. Он уверен, что этого не произойдет по одной простой причине – европейцы представляют себе счастье иначе, чем большевики. Гениально правильный вывод!

Ортега вообще интуитивно гениален, впрочем, гениальность всегда интуитивна. Но что делать с большевизмом и фашизмом, как с ними бороться? Испанец отмечает единственную силу большевиков, у них есть – нравственность, пусть и извращенная, но нравственность. Поэтому, полагает он, их влияние на европейскую публику будет возрастать, хотя большевизм в перспективе обречен.

И вот этот разговор о нравственности большевиков очень важен. Что понимает под ним философ? Большевики провозгласили, что им ничего не нужно лично для себя, для них важно счастье трудящихся. Это прекрасно работало на «заграницу», но внутри-то России простые люди знали, что это не так.

С 1918 года Николай Бухарин возглавит главную газету большевиков «Правду», и вот в ней он придумает такую не очень приятную для большевистского руководства вещь (Ленин это терпел), как «Листок партийца». Где каждый простой член партии мог высказать свое мнение о происходящем. Понятно, что чисто физически это было нереально, что материалы для этого «листка» отбирали работники редакции, но вот к примеру, что они отобрали в сентябре 1920 года. Из письма в «Правду» красного командира Антона Власова:
«А вы, сидящие в Кремле! Думаете, масса не знает ваших дел — всё знает. Каждый день тысячами уст разносится, как ведут себя Стекловы, Крыленки, ездящие в автомобилях на охоту, и жёны Склянских и Троцких, рядящиеся в шелка и бриллианты. Вы думаете, масса этим не возмущается, разве нам не всё равно, кто занимается бонапартизмом — Керенский или Рыков с Троцким. Вы думаете, что мы не знаем, что как какой-нибудь товарищ поднял голос, так его ссылают на окраину. Вы думаете, мы не знаем, что большинство ответственных должностей занимаются бездарностями, по знакомству. Смотрите в Главполитпуть — ведь там Розенгольц, этот научившийся кричать и командовать торговец, разогнал всех лучших товарищей. А Склянский — ведь это ничтожество в квадрате! А жёны Каменева, Троцкого, Луначарского — ведь это карикатуры на общественных работниц; они только мешают работе, а их держат, потому что их мужья имеют силу и власть».

А через полгода грянуло антибольшевистское восстание в Кронштадте и руководство большевиков напугало не столько само восстание моряков, сколько тот момент, какое малое количество верных сил они смогли собрать из многомиллионной Красной армии для подавления восстания.

Но вернемся к нравственности большевиков. Дело в том, что марксизм отрицает нравственность. По Марксу каждый новый класс рождает свою мораль, каждая эпоха вновь придумывает, что есть добро и зло. Но это ведь не так. Общечеловеческие ценности потому и общечеловеческие, что пережили не одно тысячелетие.

Но для марксизма все это не имеет смысла. Для марксизма жизнь общества, как и природа, подчиняется определенным законам, как вслед зиме приходит весна, так на смену рабовладению приходит феодализм, на смену ему - капитализм, на смену ему - социализм или коммунизм (понятия эти окончательно разделили только при Сталине). Т.е. речь не о том, что человек стремится к добру и мир поэтому меняется, а речь о том, что происходит развитие экономики и это развитие приводит к общественным изменениям.

И тут в самом деле нет места морали и каким-то этическим оценкам. «Морально все то, - говорил Ленин, - что полезно делу строительства коммунизма». А что полезно этому делу? А вот то, что Ленин сам придумает, то и полезно.

Бухарин умом принимает такой подход к истории человеческого общества. Но в силу своего психотипа он все равно стремится к каким-то нравственным оправданным мотивам поведения. Моральность Бухарина отметил в своей работе Стивен Коэн. Исследователь отмечает, что Бухариным-политиком движет не только политическая целесообразность, но и нравственность. Совершенно не случайно, что большевистская идеология предала анафеме понятие «гуманизм», дав ему определение «буржуазный гуманизм» (ибо представления о гуманизме мешает творить зло), но Бухарин упорен и он запускает в оборот советской идеологии термин «советский гуманизм».

Любопытно, что нравственность Бухарина проявляется уже с самого начала революции. После февраля 1917 года Бухарин перебирается из США в Японию, а оттуда уже в Москву, почему-то он не захотел ехать вместе с Троцким на родину. Приехал не в Петроград, а в свой родной город возвращается, где вокруг Бухарина сложился круг молодых коммунистов, они все сначала восторженно поддерживают Ленина, его курс на захват власти, хотя более старшее поколение «москвичей» вроде Ногина и Рыкова не понимают, какой смысл бросать вызов всем революционным силам России – эсерам и меньшевикам, которые и осуществили демократические преобразования в стране? С которыми большевики плечо к плечу работали во всех Советах по всей стране, создавая новую свободную страну? Ведь свержение правительства Керенского – это свержение не министров-капиталистов, а свержение по сути революционного социалистического демократического правительства.

Но Бухарин (ему 29 лет) и его молодые соратники в Москве охвачены жаждой мировой революции. Бухарин, в силу собственного вывода, сделанного в его работе «Империализм и мировое хозяйство», что современный капиталистический мир дает шанс на революцию только во время войны, вполне солидарен с Лениным и Троцким, что рабочий класс вполне может захватить власть, но…так же как Ленин и Троцкий Бухарин уверен, что Россия есть периферия капиталистического мира и что вся Европа возможно готова к социалистической революции, а дело России – начать ее.

Вернувшись в Москву Бухарин поселился в квартире своего отца, который заведовал гимназией. Скоро большевики обозначили свою антирусскую и антигосударственную сущность, выступив в разгар войны, когда Россия была в шаге от победы, за немедленный «мир без аннексий и контрибуций». Русское общество и армия в целом летом 1917 года были настроено резко антибольшевистски. Тем более так была настроена  большая часть русской интеллигенция, среди которой вращался и жил отец Бухарина. И на двери квартиры Бухариных стали появляться регулярно надписи, оскорбительные для Бухарина младшего. А Бухарин старший не отрекся от сына, но с горечью констатировал: «Наш Коля сошел с ума».

Это было трудно понять разумом, его милый и добрый сын не просто поддерживал предателей родины, он стал у них одним из вожаков. Сам Бухарин вспоминал, как после неудавшегося в июле захвата власти большевиками в Питере, они с соратниками вышли из своего помещения, где заседали, их окружила орущая от ненависти толпа, один из горожан выкрикнул, что Ленин – немецкий шпион. Многие газеты были полны этой информацией, а старый эсер Бурцев, разоблачитель провокатора Азефа, выпускал целую газету, посвященную разоблачению Ленина, как германского агента.

Министр юстиции в правительстве Керенского Н.П. Переверзев после июльского мятежа большевиков довел до сведения журналистов информацию, которую получил от русской разведки, что Ленин получает деньги от германского правительства. Переверзев указал каналы получения этих денег из Германии через Стокгольм, указал банки, замешанные в этом, назвал имена людей той «цепочки», которая «перегоняла деньги из Германии прямо в карманы Ленину. А Ленин и его партия проводили огромную работу по деморализации и развалу русской армии.

По законам военного времени Ленин был должен после военно-полевого суда повешен за измену Родине.

В наше время в историческом сообщество мало кто ставит под сомнения факт поступления денег большевикам из Германии. Но современному российскому обществу трудно еще принять тот факт, что лежащий в Мавзолее на Красной площади «вождь мировой революции и основатель СССР» был изменником и предателем. Хотя сам Ленин никогда не скрывал свою деятельность по развалу русской армии. И откровенно писал, что любой ценой хотел бы начать гражданскую войну в России.

В результате разоблачений министра юстиции премьер-министр Керенский лишил того должности, потому что для самого Керенского, главы Временного правительства, главными врагами были все же не Ленин и его партия, а монархисты. Керенского преследовал страх генеральского мятежа. И Ленина, которого следовало бы повесить по законам военного времени, и тот даже был объявлен в розыск, а ряд видных большевиков были посажены в тюрьму, Керенский все равно видел Ленина и его партию союзниками против реакционной военщины. И большевиков в июле 1917 года не добил, хотя общество в целом было яростно против них настроено.

Так вот Бухарин вспоминал, как шел он со своими соратниками сквозь толпу, ревущую им проклятия, как кто-то выкрикнул, что Ленин – немецкий шпион, и тогда один из лидеров большевиков и будущий соратник Бухарина Рыков, подскочил к человеку, обозвавшего Ленина шпионом, и потребовал зачем-то: «А вы, гражданин, назовите свою фамилию».

Рыкова могли бы и растерзать, но товарищам удалось его вытащить из толпы, он был в крови и в изодранной в клочья одежде. Но толпа все же не намерена была убивать большевиков. Та демократическая толпа была еще миролюбивой.