Людмила Сахарова Отдохновение души

Людмила Сахарова
   
                ОТДОХНОВЕНИЕ ДУШИ

   Ежедневно весь мир пьет чай, не задумываясь, что когда-то он был одним из чудес  Китая.По легенде, впервые экзотический напиток появился на свет в 2737 году до нашей эры. Слуга китайского императора нечаянно уронил в кипящую воду несколько листиков дикой камелии. Напиток понравился, ему дали название  - «чай».
   Чай, как культурное растение известно, приблизительно с 350 г. нашей эры, причем лет 200 чай употребляли как лекарство.
   В Европу чай попал лишь в ХVI в. Первыми его в употребление ввели португальцы в 1517 г. В Англии, в которой чай со временем получил статус национального напитка, он появился лишь в 1664 году.
   В Россию чай был завезен во времена царя Михаила Федоровича Романова и использовался в качестве лекарства.Долгое время чай был дорогим напитком, поэтому в ХVIII веке и в начале ХIХ-го его употребляли преимущественно в дворянской среде. Современник вспоминал: «Чай тогда только что начал входить в употребление, и лишь у очень богатых людей его подавали гостям».
   Уже в ХVIII в. чай в России употребляли больше чем в Европе, а в Москве больше, чем в Петербурге. Чай настолько завоевал популярность в России, что стал национальным напитком. Кроме привозного китайского, цейлонского и индийского во второй половине ХIХ в. употребляли чай русского производства. Посадки чая в Батумском крае начались в 1847 году.
   Употребляли чай цветочный, черный, байховый, зеленый, плиточный и кирпичный. Все виды чая производились из листа одного и того же куста. Разница была только в возрасте листьев и способах приготовления. Иногда чай ароматизировали, например, жасмином, бергамотом, розой.
   В России так полюбили чай, что изобрели чисто русский нагревательный аппарат для  заваривания чая – самовар. Известно, что чай, чтобы сохранить все его полезные и вкусовые свойства, необходимо заваривать, так называемым «белым ключом», который появляется сразу после закипания воды. Самовар и давал возможность регулировать процесс закипания воды. Считалось, что чай хорош только на воде, вскипевшей в самоваре. Заварочный чайник при этом ставился на специальную решетку самовара для равномерного прогревания чайника. В результате получался прекрасно заваренный чай:
                Смеркалось; на столе, блистая,
                Шипел вечерний самовар,
                Китайский чайник нагревая;
                Под ним клубился легкий пар.
                Разлитый Ольгиной рукою,
                По чашкам темною струею
                Уже душистый  чай бежал,
                И сливки мальчик подавал,
- писал, точно передавая вечернее чаепитие,  А.С. Пушкин в «Евгении Онегине».
   В дворянской семье чай пили утром, днем и вечером. При этом чай пили не после основной еды, обеда или ужина, а в специально отведенное для этого время и в специальной чайной комнате, где сервировали чайный стол. Стол накрывали скатертью, расставляли чашки с блюдцами, молочник,  сахарницу, серебряные щипчики для сахара-рафинада, раскладывали серебряные ложки, и все необходимое для чайной церемонии: льняная салфетка для заварочного чайника, специальная серебряная ложечка для заваривания чая, фарфоровая чайница с чаем. Современник вспоминал церемонию вечернего чаепития у одного московского вельможи: «Длинную чайную процессию открывал сановитый, пузатый, напудренный официант, который нес на серебряном подносе старинные фарфоровые чашки, за ним шел другой, еще осанистее, и нес огромный чайник, третий – второй чайник с кипятком, четвертый – сахарницу, пятый шел со сливками, шестой – с графином рому, лимонами, вареньем и морсом, седьмой – с сухарями, печеньем и кренделями».
   В России любили пить чай с разными сладостями и молочными продуктами: сливками, молоком, медом, вареньем, сахаром-рафинадом (сахарный песок портил цвет чая), шоколадом, всевозможной выпечкой. Появился даже специальный термин: «пить чай по-русски».
   Сахар был дорогим продуктом и находился в ведении самой хозяйки. «Сахар в доме у нас ценился чуть-чуть не наравне с золотом, - вспоминал современник, - расчетливая тетушка как бы отвешивала каждый кусочек, запирала его за тремя замками, и в ее отсутствие, а иногда и при ней, бывало немыслимо достать себе кусочек этого обыкновенного лакомства». Особенно любили пить чай с вареньем. Современники вспоминали, что на обеде у министра юстиции Д.П. Трощинского «одних вареньев было 30 сортов». Известно, что любимым вареньем Пушкина было крыжовенное.
   В воспоминаниях о драматурге князе А.А. Шаховском есть эпизод, в котором  рассказывается о том, что однажды в мюнхенской гостинице его пригласил на чай сам Гете. «Среди разговора им подан был чай, но без обычных наших кренделей и булок. Князь, имея обыкновение пить чай с чем-нибудь сдобным, без церемонии позвал человека и велел ему принести несколько бутербродов или чего-нибудь вроде этого. Вечер пролетел и кончился очень приятно, но какого было удивление князя Шаховского, когда утром ему подали счет, ибо Гете отказался от платежа, заявив, что он князя звал на чай, а не на требованные бутерброды».
   Хороший тон не рекомендовал гостям дуть на чай, чтобы он остыл, и пить из блюдечка. Некоторое время существовал обычай опрокидывать на блюдце чашку вверх дном, тем самым, давая хозяйке понять, что больше чая предлагать не следует. То же самое означало, если накрывали чашку блюдцем. В Европе существовал другой обычай: если гость не хотел больше пить чай, он должен был просто оставить ложку в чашке.
   Вот какой курьез произошел из-за путаницы этого обычая с неким Башиловым, который решил навестить в Дрездене  графа А.Г. Орлова: «Граф меня очень милостиво принял, и на беду – это случилось в тот час, когда гостям подают чай. Вот я выпил чашку и закрыл; минуты через две подали мне другую; я выпил и опять закрыл. О, ужас! Является опять третья чашка; я и третью выпил. Наконец, является четвертая; как пот с меня лил градом, я решился сказать: «Я больше не хочу». А он, злодей, желая себя оправдать, весьма громко мне сказал: «Да вы ложечку в чашку не положили».
   Со временем Китай стал торговым партнером России по ввозу чая. А с появлением железных дорог в Сибири чай стал более дешевым и демократичным напитком. Его часто подавали на студенческих сборищах и в просвещенных литературных салонах. Поэт Я.П. Полонский, завсегдатай салона Авдотьи Петровны Елагиной у Красных ворот, вспоминал, что к ней приходили запросто, «с утра до поздней ночи толпились студенты, пили в стаканах разносимый чай и курили».
    Со 2-ой половины ХIХ в. чай стал традиционным напитком для купеческого сословия, постепенно вовлекались в чаепитие все слои общества. Чай стал играть большую роль в общественном быту. За чаем заключали различные сделки, за чаем отдыхали извозчики и мастеровые.
    Открылись специализированные чайные магазины в Москве, Петербурге и других городах. Только в Москве было открыто более 300 чайных. Чай подавали в ресторанах и кофейнях. В трактирах подавалась так называемая «пара чая», состоящая из двух фарфоровых чайников. В одном, среднего размера, был крепко заваренный чай, в другом, большего размера, кипяток. К ним подавалось четыре больших куска сахара на блюдце. При этом кипятку можно было требовать сколько угодно, пока «не спивался» заваренный чай. В конце ХIХ века «пара чая» стоила 5 копеек и была очень популярна. Любители такого чая часто пили его «с полотенцем», вешая его на шею для утирания пота.
   Давно прошли времена, когда в Россию везли из Китая изысканные сорта чая. Редко у кого в городе теперь увидишь самовар. Но чай навсегда вошел в нашу жизнь.