Против чего митинговали белорусы

Лев Ольшанский
На фото: Лукашенко сам знает, кто будет президентом после выборов


Чем нынешний президент не устраивает белорусов?

1. COVID-диссидент
Одной из последних капель в переполненный стакан народного терпения стал коронавирус. Во время пандемии власти Белоруссии решили игнорировать заболевание и не стали вводить ограничения, призванные сдержать распространение коронавируса.

При этом, в отличие от России, где президент предпринимал активные меры по борьбе с пандемией, Лукашенко предлагал бороться с болезнью спортом, водкой, мёдом, трактором и другими сомнительными средствами. В итоге президент переболел и сам, но его отношение к болезни осталось несерьезным.

Лукашенко отрицал наличии пандемии, называл её психозом, обвинял самих заболевших и умерших от ковида-19 в их заболевании, отчитывал медиков, заразившихся во время лечения больных вместо того, чтобы разобраться в ситуации и усилить меры по защищёности врачей от заболевания. Да и просто повысить зарплаты медикам.

Также вместо борьбы с коронавирусом, в первые месяцы усилия властей Белоруссии сводились главным образом к недопущению выхода нежелательной информации в публичное поле.

В России были введены карантинные меры, в Белоруссии ничего такого не было. Не  было компенсаций, когда государство предложило бы людям находиться на карантине с частичной оплатой. Люди по-прежнему ходили на работу, на удаленку отправляли далеко не всех.

«До пандемии коронавируса поддержка Лукашенко казалась абсолютной, но кризис и действия государства обнажили многие проблемы белорусского общества. Сегодня в республике сложилась сложная политическая ситуация, которая получит резкое осуждение мирового сообщества, и Лукашенко столкнется с новыми вызовами – возможно, усилением санкций, торговым эмбарго и т. д», – рассказывал «ФедералПресс» политолог коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов.

2. Нечестные выборы
Точкой кипения стали выборы президента, которые состоялись в Белоруссии 9 августа. На пост президента помимо Лукашенко претендовали еще четыре кандидата: Андрей Дмитриев, Анна Конопацкая, Светлана Тихановская и Сергей Черечень.

До выборов у Лукашенко были два серьезных конкурента - Виктор Бабарико и Валерий Цепкало. Однако их выдвижение обернулось рядом проблем и скандалов еще на этапе сбора подписей. Центризбирком Белоруссии отказался регистрировать обоих, Цепкало был вынужден покинуть страну (вовремя унёс ноги), а Бабарико и вовсе оказался под арестом вместе с блогером Сергеем Тихановским.

Супруга последнего Светлана Тихановская и стала главным соперником Лукашенко, которая, по неофициальным данным, обогнала действующего президента на выборах. Однако результаты ЦИК, диаметрально несоответствующие опросам и неофициальным данным, вызвали волнение масс.

«Его (Лукашенко) первая и самая главная ошибка – запредельно высокий и абсолютно нереальный результат. В него не поверит никто ни в России, ни на Западе, ни белорусская оппозиция, ни даже сами сторонники Лукашенко. Вторая ошибка – снятие с выборов основных соперников, особенно через уголовные дела. Даже если для этого были основания, то делать это надо было задолго до выборов. Иначе все справедливо будут считать, что это просто повод для устранения соперников», – отметил в авторской колонке генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.

Когда Лукашенко пришел в власти в 1994 году, это был совершенно другой человек. Он хотел перемен, хотел реформ. И он тоже заявлял об отсутствии свободы слова и сетовал на то, что альтернативных кандидатов, которым на тот момент являлся сам Лукашенко, не пускают СМИ в рамках агитации. Сегодня белорусы видят то же самое, только в его исполнении.

Лукашенко называл выборы 9.08.2020 г. состоявшимися, а протесты — организованными из-за рубежа. Привычная и удобная отговорка: можно игнорировать требования митингующих, в том числе, самые разумные, и подавлять их с беспримерной жестокостью, не уступая ни на йоту, что и свойственно Лукашенко.

Ещё недавно своим основным врагом Лукашенко непременно назвал бы Россию, но ситуация изменилась. Даже и Лукашенко понимает, что не время сегодня клеймить позором и поносить Россию - без Путина он сегодня никто и звать его никак. И куда ему бежать, если ему не удастся сдержать волну народного протеста?

Не признали Лукашенко президентом Белоруссии Германия, Дания, Канада, Латвия, Литва, Нидерланды, Новегия, Польша, Словакия, США, Украина, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. Так, госдепартамент США заявил, что выборы «не были ни свободными, ни честными», а объявленные результаты «были сфабрикованы и не отражали легитимность». Конечно, можно игнорировать этот факт, но некоторые из этих стран являются важными партёрами Белоруссии, и полностью начихать на них не получится.

Путин поздравил Лукашенко, но был весьма сдержан.
Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ единоросс Константин Затулин в интервью «Газета.ru» назвал итоги выборов в Белоруссии сомнительными, избирательная кампания, по его мнению, «сопровождалась тотальной фальсификацией». Лидер ЛДПР Владимир Жириновский назвал происходящее в Белоруссии «агонией режима» и предсказал эмиграцию Лукашенко «в этом (2020) году или в следующем».

3. Несменяемость
Александр Лукашенко находится у власти 26 лет, заняв этот пост в 1994 году. С тех пор он лидировал на всех выборах, устраняя конкурентов и любые проявления оппозиции. Силовые структуры (МВД и КГБ) неподконтрольны обществу и фактически обладают неограниченными полномочиями.

Несмотря на то, что за 26 лет состояние страны значительно улучшилось, диктатура, усиление силовых структур и невозможность выбрать другого президента сформировало в белорусах установку «кто угодно, только не он».

«Теперь это не просто авторитарный лидер, а диктатор, который старается сделать ставку на армию и милицию, установить контроль за гражданами через «тихарей», – считает директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков. "Тихари" - это сотрудники милиции без формы.

4. Агрессия силовиков

Еще в августе первые акции в Минске вылились в столкновения манифестантов с правоохранительными органами. Сначала протестующие митинговали на площади Минска, потом разошлись по улицам. 11 августа имело место первая жертва со стороны демонстрантов.

События показали, что президент намерен говорить со своим народом только языком силы. 9 августа грубые задержания, избиения протестующих и стягивание сил вокруг администрации президента в Минске проходили на фоне позитивных заявлений Лукашенко о «праздничных выборах».

И Лукашенко отдал приказ стрелять.

МВД республики официально признало, что в ночь с 11 на 12 августа, через два дня после выборов, в Бресте сотрудники милиции применяли огнестрельное оружие против граждан своей страны. ОМОН бьет протестующих дубинками и уволакивает в автозаки. В скорую помощь и больницы города обратилось около 100 человек с ушибами, травмами рук, ног, грудной клетки и живота. Их них 23 были госпитализированы, некоторым потребовалась срочная операция.
Надолго запомнят белорусы выборы-2020!

Сотрудники МВД проводили массовые задержания, в том числе лиц, не участвовавших в протестах, подростков, журналистов, медиков. Против граждан применяли слезоточивый газ, светошумовые гранаты, водомёты, резиновые пули. Выпущенные задержанные свидетельствовали об издевательствах и пытках.

Публично заявленная в августе поддержка со стороны российского президента Владимира Путина помогла Александру Лукашенко удержать власть, и после непродолжительного затишья в августе силовые органы с началом осени постепенно увеличили давление на протестующих.

16 августа число участников митинга, по неофициальным данным, достигло полумиллиона. В сентябре протесты в столице Белоруссии собирали по 200 тысяч человек. 18 августа в протест включились университеты и заводы, забастовки затронули более 10 предприятий. Но массового характера забастовки на заводах не приобрели: сотрудники, выступавшие против действующей власти, подпадали под статью 23.34 – «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий», и впоследствии подвергались сокращениям. Студенты отчислялись из ВУЗов.

Со временем тактика протестов изменилась: митинговать в центре города становилось всё опаснее, протесты перетекли в формат дворовых. Также минчане начали активно вывешивать символику на окнах своих квартир: в микрорайоне «Каскад» 18 октября появился огромный бело-красно-белый флаг длиной примерно в 22 этажа. В дворовом телеграм-канале писали, что это была попытка установить рекорд на самый большой флаг в мире: 71 м в длину и 36 в ширину.

На конец 2020 г. количество задержаний участников протестов превысило 30 тыс. На политических противников власти было заведено более 900 уголовных дел.

Всвязи с этим ЕС одобрил три пакета санкций — против официальных лиц Белоруссии, президента, ряда физлиц и компаний.

Причины протестов.

Созданная в 90-е годы административная модель управления начиная с 2010 года потеряла свою эффективность. Изменился мир и люди тоже изменились. При этом страна не стояла на месте, развивался сектор услуг, около 50% граждан стали работать в частном секторе.  Белорусы стали больше путешествовать, они бывают за границу, ездят по миру. Стремительное развитие технологий открыло широкий доступ к ресурсам интернета: люди активизировались в социальных сетях, получили возможность, находясь у себя дома, работать в крупных иностранных компаниях — в результате рамки их реальности расширились.

И когда эти люди выходили на улицы своих городов, они словно попадали в другое измерение, где надо ходить строем и слушать то, что нормальному человеку невозможно воспринимать: например, знаменитый декрет о тунеядстве. Когда эти измерения сталкиваются в сознании человека, происходит взрыв мозга. А взрыв мозга повлек за собой социальный взрыв.

Эти социальные диспропорции начали создавать давление на систему госвласти, которая не успела реформироваться и приспособиться к новой реальности. В условиях отсутствия демократии, обратной связи власти с народом она и не собиралась хоть в чём-то меняться. В стране нет разграничения исполнительной, законодательной и судебной власти, все завязано на одного человека, который и решает, как должна жить страна. Этакая пародия на Иосифа Сталина.

В том, что говорит опппозиция, некое здравое зерно присутствует. Не следует думать, что оппозиция думает исключительно неправильно, и только один Лукашенко обо всём судит правильно. Если на всю страну имеется только один думающий человек, то  что это за страна такая? Получается, что вся рота идёт не в ногу, один только Лукашенко шагает в ногу. Ведь среди оппозиционеров немало людей думающих, радеюших о будущем своей страны. И они говорят: нам нужно задуматься о совершенствовании политической системы, о целом ряде реформ.

Ещё один урок для Лукашенко: если у правителя в делах настолько всё плохо, что приходится применять серьёзные полицейские меры, то следует сесть и крепко задуматься, почему такое случилось? Насколько это опасно для государства и что нужно сделать, чтобы не допустить повторения? Потому что только жёсткими мерами такие вопросы не решаются. Жёсткими мерами подавления протестов Лукашенко наглядно продемонстрировал всему миру не силу власти, а её слабость.

Руководству надо было бы посмотреть внутрь себя и честно спросить: а мы тут немножко от жизни не отстали? Мы туда идём? Власти не понимают, что люди на улице — это температура, которая сигнализирует о том, что в организме что-то не так. В таком случае нужно думать о том, как обнаружить и лечить болезнь, а не о том, чтобы просто расстрелами сбить температуру.

В преддверие выборов, а также с целью заглушить протесты, Лукашенко в июне анонсировал внесение поправок в Конституцию.
Президент анонсировал передачу части прав «вниз — до председателей райисполкомов, губернатора».

В конце августа Лукашенко говорил, что изменение Конституции может стать условием передачи власти следующему президенту (по его словам, через год или два). Такое заявление президент сделал на фоне массовых протестов оппозиции после президентских выборов 9 августа (а через два года можно будет забыть об обещании; если у кого-то память окажется слишком хорошей, можно будет и поубавить).

Но уже в ноябре Лукашенко пояснил, что выступает за поправки не потому, «что демократию какую-то надо» (понятно, что самому Лукашенко демократия не нужна, не дождётесь), а "чтобы избежать беды". Лукашенко озаботился тем, что незнакомому президенту такую Конституцию отдавать нельзя.
А кому можно? Может быть, он имел в виду хорошо знакомого всем Колю? А что? Спокойный мальчик, не хулиган какой-нибудь.

Себе в заслугу Лукашенко ставит то, что он держал лишних работников, чтобы людей не выбрасывать на улицу. А обеспечить занятость населения при его полной трудовой загрузке он не в состоянии? К примеру, можно скопить на заводе два штата работников и кичиться этим. А если построить ещё один такой же завод? Ведь в Белоруссии социализм, плановая экономика. Вот и запланировали бы создание новых рабочих мест.

Ведь вовсе не обязательно ориентироваться только на экспорт продукции, который ограничен; можно развивать внутренний спрос, а это намного труднее: тут нужно головой думать, развивать бизнес, а не просто шапкой махать. Но думать некому: талантливые и умные люди, способные создавать что-то новое, массово уезжают из страны, потому что не видят здесь перспектив. А те, кто остался, боятся проявить инициативу, которая наказуема.

А в каком состоянии находится "социалистическая" экономика, которую Лукашенко удалось сохранить? Себе в заслугу Лукашенко ставит то, что поднимает село. Но 26 лет люди только уезжают, они не хотят оставаться в деревнях и маленьких городках - там нет работы. Все стремятся уехать на заработки либо в Россию, либо в Польшу, или просто перебраться в крупные города, чтобы прокормить себя и свою семью.

В области промышленности в 2020 г. снижалось производство, ухудшились финансовые результаты. Показатели 2019 года уже недостижимы. Ожидается снижение ВВП на 1,7%. Наибольшее снижение производства продукции (минус 25,9%) наблюдается в нефтепереработке.
Экспорт товаров в 2020 г. сократился на 19,4%, импорт товаров — на 21,2%. Чистая прибыль на 1 июля 2020 года снизилась за год в 2,6 раза. Сумма убытков предприятий выросла по сравнению с 2019 годом в 5,7 раза.

Всё говорит за то, что неустойчивое равновесие, сложившееся к концу 2020 г, легко может быть нарушено, и протесты вспыхнут с новой силой. Протесты могут быть длительными - до года и больше. Длительный период перехода от авторитаризма к демократии — залог того, что выстраданная демократия будет восприниматься как высшая ценность, а не отторгаться народом как кем-то навязанная.

Рано или поздно Лукашенко вынужден будет освободить президентское кресло, поскольку в сегодняшнеи своём качестве он не устраивает ни Запад, ни Россию. Потеря Белоруссии может стать для России очень серьезной проблемой, и в интересах Москвы не допустить такого развития событий.