Блеск и нищета советских моряков

Андреич
Блеск и нищета моряков торгового флота СССР

вспоминаю вместе с однокашниками.
из переписки, адаптировано.


Волею судеб я стал четвертым помощником на " Сарьяне", линия Балт-Ориент. Пришли в Англию, Тилбёри , там я сразу же добыл разных книжек на английском , всего штук сорок. И до кучи купил шикарную пластиночку Дедкэндэнсика ( Dead Can Dance, широко известная в узких кругах австралийская группа ). Так мой вахтенный матрос, артельщик Николай Иваныч, потом долго мне выговаривал:
" Не , ну как так ? На эти бабки вагон косметики в Сингапуре купить можно. Это же отоварка ! Отоварка ! Какие тут могут быть книжки на английском ? Как так ? " Одну книжку у меня выпросил наш судовой врач Терентьев Виктор. Подарок для его юной подруги. Половину сжег первый помощник товарищ Малышев. Сжёг и составил акт. Как бы чего не вышло ! И вот что удивительно - наш капитан его поддержал !
 - Вы проблем на таможне хотите ? А на таможне потом ржали над тем актом уничтожения - ведь год-то был уже 1988 ! А мне было не до смеха. Хорошие книжки накрылись. Медным тазом!

- Я так понял, Андрюха про "отоварочные" варианты. Джинсы Lee по нашим тем заработкам тоже стоили ого-го ( настоящие ). Lee и Levi’s - только для себя. Я, помнится, как-то Ирине Анатольевне
( жена )куртку купил кожаную за 450 DM, так на меня на пароходе все как на е...ко смотрели - можно было ещё столько же добавить и машину купить, что у нас люди и делали. Перед Питером подошёл радистёнок, и , переминаясь с ноги на ногу, попросил сделать так, чтобы его жена не узнала, что купленное им авто-ведро стоит как полторы наших куртки. Во времена были...

- Да было дело, сам купил первую Рено за 500 что-ли гульдей!!!
А тут куртка 450 дойч марок, понимаю  людей !!!

- БМВ 518,куплен за 750 марок. 1989 год. Гамбург, воскресный торговый центр. Два дня с турком-хозяином торговались. 1300 марок - это ее первоначальная цена.А у меня в кармане 650. Чтобы купить машинку я получил на таможне все "дьюти фри" ( возврат части потраченных в стране денег моряку загранплавания). Получил я скидку и за кроссовки, и за куртку, и за ботики. Но все равно не хватало... Продал банку черной икры маклаку. От себя оторвал, новогодняя заначка. В итоге,я еле уговорил хозяина отдать машину чуть дешевле. Даже домой к нему ездил. Отдельная, душещипательная история.
Бесконечный пешкодрал! В город Тилбёри мы через забор в порту лазили, чтобы путь сократить. Ящичек там стоял специальный, а на обратном пути его кто-то* убрал...Печалька-сорок минут пилить пешком в обход. Смотрю, рядом с нами стоит чья-то машина. Местный, перекусывает под кофеек.
- Сорри, а где главные ворота порта ?
 - Далеко. Вы пешком ?
   Можно добраться на автобусе, я покажу куда вам идти.
   Но до остановки автобуса тоже приличное расстояние.
  - Ок, спасибо.
Потопали мы, бедолаги , дальше. Так он нас догнал и довёз до главных ворот, хотя ему надо было совсем в другую сторону. Наш человек !

- Примерно в это же время мы как-то заходили в Канаду, Галифакс. Помимо прочих впечатлений о Канаде (оказалось, что без маклаков тоже есть жизнь), запомнилось, что наши нахватали тогда экспортных, но, правда, уже изрядно дырявых, "пятерок" и "семерок", цены - еще ниже. А дед оторвал "Понтиак". Машина - зверь. Огромный, как моя нынешняя печень. Я ему еще тогда посоветовал завязывать с морями - либо в свадебный, либо в похоронный бизнес, по тем временам в Питере цены были ого-го. Зря он меня тогда не послушал...

- Канада...залив св. Лаврентия ! Не может быть ! Что за монстр? Это точно ТРЕСКА ?! Наловили мы той трески несметное количество , стоя на яшке у острова Бёрд, Птица. Речка тоже была имени нашего тов. Лаврентия,а потом и Монреаль показался на горизонте , ясен пень, настоящий город контрастов. Запомнились уличные наркоши, анти-английские протесты французских продавщиц в местных магазинчиках. Свой театр, пляж и даже газеты для местных голубков. Туева куча маленьких магазинчиков, а ля эпизод из фильма Тарантино. - Zed is dead. Ну, запомнился ещё купленный мной оригинал джинсов "Левис 520", кстати, купил их с приличной скидкой. У них был небольшой дефект, который у нас, в СССР - так, ни о чем. Мы на Канаду после легендарной* Кубы* попали - два месяца там выгружались-выгружались, еле выгрузились. Думали - всё, скоро полностью обрастем огромными кубинскими ракушками. Перевели нас тогда с милого Балт-Ориента на суровую Канаду, но по какой-то причине мы и там выпали из графика - честно, чудный контраст после Юго-Восточной Азии. Еще помню туман-туманычи - невероятно густой туман на реке св. Лаврентия. Стелется низко, и такой плотный , что корпус нашего судна вообще не видно. А половина надстройки судна торчит из тумана, да еще были всякие смешные астро-эффекты в том тумане, например, два солнца одновременно...