Вражеские голоса до губы доведут

Игорь Курганов
   Судьбой выпало мне служить у самой западной границы стран Варшавского договора, в Чехословакии. В нескольких десятках километрах от ФРГ - оплота НАТО и капитализма.    Хотя мы часто и говорим про судьбу, как про нечто диктующее нам что делать, но не надо уж совсем верить в фатум этой сущности, многое зависит и от нашего личного выбора.
   Не будь моего желания уехать из родного города Нефтеюганска поступать на факультет электроники, в ставший потом любимым Томск, то на просторах нашей необъятной Родины  для меня бы нашлось много других мест для исполнения почётной обязанности.

   Но до сих пор не пойму, зачем судьбе надо было, через месяц моего прибытия в часть и принятия присяги, испытать меня на устойчивость к бескультурному шоку...
   
   Обычный солдатский день. Я шагаю по казарме и вдруг, совсем как в сказке про очкарика, кто-то щёлкнул, вспышка и заклятье «остолбенелум» парализовало меня! На советском чёрно-белом телевизоре «Рекорд» девушки в полном неглиже выплясывали высоко задирая такие прелестные ножки!... А синхронно им, всё что нужно подпрыгивало, подрагивало и подманивало пальчиками.
   
   СССР конечно не была пуританской страной, но телевидение было под жестким контролем и цензурой. Хотя наблюдая сегодняшнюю вакханалию насилия, распущенности … ( ну что я Вам тут рассказываю, Вы и сами всё видите), представляется мне, что лучше бы большую часть тех инструкций надо было бы применять и сейчас.

   И вот стою, как столб с глазами, с перехваченным дыханием и отшибленным мозгом, как у боксера в нокауте, от очередного па женской попой, а тут ещё обухом, но не по голове, а в саму голову... оператор крупные планы вставлять начал, того чего без пи называть нельзя. Какова реакция глазеющего столба на это, не помню, сами понимаете, какие тут мысли, когда здесь такое.... Ну наверно лишь глаза пошире, отпадать или вскакивать то не чему, столб не бревно, даже сучков нет, а мозговая деятельность полностью блокирована магией тела.
   
   Так и стоял не моргая, пока снова обухом по голове, но уже реально: затрещиной по затылку!
   - Куда смотришь дух! А ну глаза в пол!

   Я ошалело оглянулся. Сбоку стоял дедушка. Для гражданских поясняю, это военнослужащий солдатского состава, которому до увольнения на гражданку осталось не более полгода.... Кто это был я ни когда и не помнил - в голове был полный бордель. Ой, извините, бардак.
   Стою, молчу и даже слов ни каких подобрать не могу.

   - Ты забыл что духам не положено смотреть?
   - Нет! - Еле вспомнил я одно слово, приходя в себя.
   - Не забыл, а пялишься в телевизор? - Голос звучал грозно.
   - Нет, не не забыл, я не знал! - Попробовал я оправдаться.
   - Хочешь сказать, тебе салабоны не рассказали что можно духам смотреть, а что нельзя?
   - Нет. - Произнёс я весьма убедительно.

   И тут дед переключился на ближайшего салабона ( так в нашей части называли солдат уже отслуживших пол года).
   В процессе выговаривания ему недовольства, о моём не знании неформальных правил солдатской жизни, я узнал, что всем кто не прослужил года, запрещено смотреть телевизионные передачи нашего потенциального противника из блока НАТО.
   
   Вдумайтесь, вот это дедовщина! Следить за моральным обликом молодого бойца! Не давать ему нравственно разлагаться под действием вражеской пропаганды немецких телеканалов ZDF и ARD! А попытки всё же поддаться искушению просмотра, строго пресекать!
   
   Правда был в этих просмотрах один технический нюанс: на немецких каналах не было звука... как бы понятнее объяснить … гетеродины звуковой частоты не совпадали с советскими стандартами.... И кажется мне, что сделано это было с умыслом, типа как батя просил закрыть уши, для более понятного ответа собеседнику, что бы не учить плохому сына.

   Так что все эти заводные эротические танцы сопровождались полной тишиной с сопением смотрящих. Особенно восхищали концерты тогдашних кумиров DeepPurple, Pink Floyd и множества других, которых мы узнавали по картинкам, полуподпольно ходивших по рукам любителей западной музыки. Вот так смотришь на концерт и подпеваешь знакомый ритм, под любое их движение. Отдельные песни-то не подписывались титрами, так что подсвистывать или гундосить под нос приходилось наугад, более того, один любимый мотив напевался на каждой песне без разбора, но радость всё равно была невероятная! Ещё бы, видеть запретное!

   Вообще-то, занятно было наблюдать со стороны на такие «просмотры». По телеку разрешалось смотреть только русские каналы: новости, передачу «Служу Советскому Союзу», и советские фильмы. При этом должен был присутствовать офицер. Но понятно, зачем им сидеть с солдатами, когда своих дел много и иногда они уходили. И тогда телек моментально переключался на немцев...
   Вот только что, все сидели расслабившись, каждый занимался своим делом, абсолютно не интересуясь, что там на экране. Мгновение и половина, аж вытянувшись в струнку устремляет взгляд в безмолвное действо, а вторая старательно опускает головы в низ, пытаясь так скосить глаза, что бы хоть что-то, хоть мельком увидеть.
   Как только дневальный замечал проходящего мимо офицера канал сразу же переключался и все снова принимали унылый вид, как на политинформации. Штаб был рядом, офицеры проходили часто, так что кислые рожи менялись на заинтересованные лица и обратно порой пару раз в минуту! Я про себя называл это физиономик-шоу!

   Но это всё про немое кино... А мой рассказ про вражеские голоса, только сейчас и начинается...

   Я, на гражданке, был начинающим радиолюбителем и учился в радиотехническом ВУЗе, поэтому немного понимал, как на видеоряд с танцующими девицами накладывать не только строевые песни, которым нас активно учили на плацу, но и как услышать истинный голос западной музыкальной пропаганды.
   Всего-то надо было не разбирая телевизор, в условиях крайне жестких временных ограничений, на ощупь найти катушку индуктивности, которой настраивался гетеродин несущей звуковой частоты. Звучит круто! Особенно если учесть, что там внутри есть элементы на которых напряжение 1700вольт! Искра прошибала 3 см через воздух! Это вам даже не пальцы в розетку совать....
   
   Телевизор для такой операции, был доступен только один - в караульном помещении. Причём существовал промежуток времени, когда все офицеры покидали караул. Новый и старый начальники караула выдвигались на посты для проверки, сдачи и приёма охраняемых объектов. Это занимало примерно полчаса: при хорошей погоде дольше, в дождливую меньше. И надо же как совпало, а может враги так специально задумали для растления наших солдатских умов, ежедневно именно в это время немцы транслировали развлекательные передачи. Мы их называли «развлекалки».
   
   В подготовку операции входило и изготовление деревянной отвёртки. Понятно дело, металлической не полезешь, сразу замкнёшь что-нибудь. В лучшем случае телевизор сломается, а в худшем - высоковольтным разрядом прибьёт. Так что состругал я её из сухой ветки дуба, ведь у него древесина покрепче.
   Кстати, что-то это мне напомнило.... ага! Так делали волшебные палочки в кривом переулке Лондона. Ну и русские солдаты, добывая звук из ящика.
   
   В час Х, когда офицеры оставили нас наедине с безголосым пропагандистским устройством мы сдвинули стол с телевизором в центр, что бы удобнее копаться сзади и включили канал ZDF. Свободные караульные смены расселись перед черно-белым экраном, ожидая чуда, а я, как заправский проктолог, стал колдовать дубовой палочкой в отверстиях с тыла, пытаясь на ощупь решить проблему немоты у клиента. Совсем как в байках про гланды...
   Но чуда в первый день не случилось. Процесс оказался медленным и весьма трудоёмким. Вначале надо нащупать палочкой столбик с навитой на нём проволокой - катушку индуктивности. Затем вставить палочку в её дырочку. Потом аккуратно не торопясь, что бы случайно не пропустить искомую настройку, покрутить в ней залитый воском ферритовый сердечник в разные стороны, но при этом надо считать обороты и угловое положение, с которого начал крутить, что бы вернуть в исходное состояние. Иначе кроме шума, ни чего показывать не будет и соответственно, начнётся разбирательство кто сломал, да ещё уберут телевизор из караулки. Рисковать ради скорости я не стал, так что выделенного времени не хватило и все разошлись весьма расстроенными. Ещё бы! Облом-то был двойным, и звук не появился, и девок не посмотрели - поиск нужной катушки постоянно сбивал видео картинку.
   Так что, крик «Ура», заглушающий музыкальную композицию льющуюся из динамиков телевизора прозвучал лишь через 3 дня, когда наше подразделение вновь заступило в караул.

   Теперь суровая солдатская жизнь в карауле, расцветилась всеми полутонами прекрасных нот.

   Со временем всё было отработано идеально. Офицеры уходили. В телевизоре, пока он нагревался после включения, в помеченном отверстии поворачивалась на нужный оборот деревянная отвёртка. Все радовались гармонии звука и танцев на экране. А после крика духа, выставленного на охрану вражеских голосов - «Вернулись!», всё как в обратной перемотке быстро восстанавливалось в исходную позицию. И хорошее настроение не покидало бойцов на их боевых постах.
   Потом захотелось большего разнообразия...и мы стали разворачивать внешнюю антенну в сторону других немецких каналов. А первой смене поручалось по максимуму тормозить процесс передачи постов, что бы выиграть время для удовольствия смотрящих.

   Но сколько верёвочке не вейся, когда-то обязательно наступит облом. И проник он в караулку незаметно.

   В тот день, на постах у входа на территорию и в караулку стояли совсем юные солдатики. Они недавно прибыли в часть и это были их первые походы в наряд. Начштаба Светяш, умный офицер, и тактику проникновения в тыл «противника» применял великолепно. На калитке, зная, что его в караулке не услышат, оглушил постового командами: «Открыть! Стоять! Молчать! Накажу!» да так сурово, что солдат так и остался стоять вытянувшись по стойке смирно, не смея дать нам сигнал тревоги. Второго он наоборот, через окошко в бронированной двери, загипнотизировал своей милой улыбкой... и приложив палец перпендикулярно к губам прошептал: «Тихо». А потом жестом показал часовому, стоящему за дверью в караульное помещение, открыть засов на двери. Гипноз добрых глаз подействовал: дверь открылась, а часовой молчал в нерешительности. Подполковник снова приложил палец к губам и бесшумно прошёл в центральную комнату караулки, где я обыденно настраивал звук развлекалки.
   
   Музыка полилась в массы нетерпеливых слушателей. Перед телеком собрались две смены двух караулов. Это скопление толпы напоминала групповую фотографию, где лицо на лице, за, над и сбоку сливаются в горку овалов, слегка деформированных мимикой, что порой и не понимаешь кто где. Рассматривая эту живую фотографию я заметил какое-то несоответствие... Часть фуражки, кончик звёздочки, воротник кителя, ехидная улыбка на горизонтальном овале.... Осмысление увиденного проявлялось медленно. Ну такого же не может быть! Два уровня защиты! Двери на замке! Ну не могут же двадцать человек не заметить!
   
   Инстинктивно, при виде старшего офицера, я начал медленно поправлять форму, ремень и пилотку, а затем вытянулся в стойку смирно. Глаза мои были прикованы к улыбке, которая не сходила с лица начштаба. Он наслаждался уловом! Я был загипнотизирован мыслью о небольшом северном зверьке, который незаметно подкрался ко мне и обтирался о мои ноги как домашний кот.
   
   В многоголосой толпе, обсуждавших девушек с экрана, начали обращать внимание на меня. Кто-то даже шутканул про почётный караул к телам, что прозвучало совсем уж антисоветски двусмысленно. А он молчал, он улыбался... Я стою в шоке. Все ржут. А он всё молчит и улыбается - как в театре, держит гениальную паузу!

   Вдруг, меня торкнуло. Я резко развернулся к телевизору, переключил на русский канал и в пару мгновений вернул звук советскому телевидению. Ни кто даже не возмутился такому резкому прерыванию слащавого голоса запада, все прекрасно поняли, что пришла команда «шухер».   
   И эта команда, в единственном лице начштаба, уже сменила довольную улыбку на жесткий командирский приказ во всю мощь голоса: «Всем стоять!»
   Уже было расходившийся народ замер и повернул головы на звук, явно не понимая, что случилось. По всем канонам закрытого клуба «любителей ЗападТВ» после первого сигнала, офицеры должны ещё стоять за дверьми караулки. А тут сигнала нет, а командир уже есть!
   
   То ли все одновременно увидели старшего офицера, то ли командирская сталь в голосе не давала ни шанса сомнения, но все вдруг вытянулись по стойке смирно, причём так синхронно, как будто это сборная России по синхронному плаванию.

   Подполковник Светяш вышел вперёд.

   - Вы что? Совсем охренели! На боевом дежурстве западную пропаганду смотреть!
   - Порнухи захотели? Да я вам такую порнуху в нарядах устрою! Штаны как юбки задираться будут! Вместо баб плац снится будет! Дембеля в новогоднюю ночь домой поедете! Остальные пожизненно картошку чистить! Танцы с метлой и лопатой теперь вашими развлечениями будут!
   
   Говорил он очень убедительно!

   - Помначкары, список всех присутствующих здесь, быстро мне лично в руки.
   
   Потом повернулся ко мне.
   
   - Что это такое? Я вас спрашиваю, младший сержант! Вы что себе позволяете!
   - Телевизор сломался! Товарищ подполковник! Во время первичного осмотра я принял решение восстановить его работоспособность до начала политинформации. Но во время ремонта и настройки гетеродинов несущей частоты случайно появился этот канал. - Ляпнул я что первое пришло в голову.
   
   Лицо подполковника не изменилось, но в глазах прекрасно читалось, что от тупых отмазок будет ещё хуже... Но меня уже несло....
   
   - Неполадки полностью и своевременно устранены. Телевизор работает по указанным изготовителем параметрам и нормам.
 
  И через короткую паузу, что бы начштаба не успел заговорить, добавил.
 
  - Произвести включение устройства для проверки его характеристик?
  Ну а что ещё мог придумать помощник начальника караула по связи, которым я тогда был в наряде. Думал, может технические термины собьют с толку...
  И тут начштаба взорвался!

  - Вы что тут меня за идиота держите? Какие гетеродины, какие устройства! Да я вас на губу до проверки ваших характеристик посажу!
 
  А вот этого я не ожидал.
  Подполковник обернулся к толпе стоящей смирно.

  - Кто помначкара сдающей смены.
  - Я, сержант Яно! Товарищ подполковник!
  - Арестовать младшего сержанта и направить на гауптвахту.
  - Есть! Товарищ подполковник!

   И сержант направился ко мне...
   Я снял ремень со штык-ножом и подсумками, передал сержанту и под его охраной, жестким визуальным контролем начтаба и ошалелыми взглядами солдат с тоской побрёл в соседнюю комнату.
   
   Гауптвахта находилась в здании караулки. Губа как губа: прохладновато, темновато, морально хреновато. И сидя на деревянной скамейке, я уж было совсем пал духом, но спустя минут десять понял, что мне вообще-то весьма повезло... За дверью не стихала стальная мощь голоса подполковника: «Да я...! Да вы... ! Да там...! Да кто...? Да все...! Да завтра...! Нет, но вы посмотрите...!»
   
   Наше положение хоть и описывалось одними словами, но смысл был противоположным. Они вытянулись в струнку и стояли смирно, а я, вытянувшись, лежал на деревянных нарах.
   Их жёстко морально наказывали перед строем, а мне, в своей «однушке», жестким казался «диванчик арестованного». Они мечтали о тишине, когда же это закончится и наштаба уйдёт, а мне не хотелось прекращения этого шума - я боялся полной тишины и одиночества, начитавшись в детстве про то, как сходили с ума в одиночках...
   
   Исполнились, к глубокому сожалению моих сослуживцев, мои желания...
   
   Когда с постов вернулись Начкары, Начштаба устроил разнос и им. Лексика и накал эмоций обращения к ним не уступали предыдущим, хотя, реально, их вины в случившемся не было. Но такова доля командиров, в любых армиях мира - огребать за своих подчинённых от своих начальников. И есть лишь один способ не получить выговор самому - не дать ходу дела выше, замяв на своём уровне и наказать виновных, не привлекая постороннего внимания.
   
   Естественно, начкар получив выволочку за то, в чём был не виноват, устроил всему рядовому составу показательную службу в карауле... бесконечную карусель: уборка, чтение и декламация наизусть устава караульной службы, объявление учебных тревог, проверка обмундирования и оружия. И если кто-то где-то что-то выполнил без усердия или с ошибками, начкар, после громкого устного морального расстрела виновного, запускал карусель наказания для всех на новый круг.
   
   Вот так прошла моя первая и последняя ночь на губе! Начкар был злой как волк, все смены бегали как ужаленные, а я спал..., пусть и на жёстких досках, но защищённый от всей этой жести мощными железными дверями гауптвахты.
   Следующий день, с перерывами на обед, со мной проводили разъяснительную беседу замполит части и командир подразделения. А караульные смены всё бегали и бегали...
   Судьба распорядилась именно так наказать виновных.

   Конечно, эта история, доводы замполита и начштаба на месяц отбили моё желание даже смотреть в сторону телевизора, но постепенно их заклинания, что «западная телевизионная пропаганда есть зло» сошло на нет, а затем и наше государство, которое мы защищали, то же сошло на нет... Многое сошло на нет ..., ради чего сейчас, я бы разбил тогда все телевизоры в части....

   Кто-то смотрит только западное телевидение. Кто-то время от времени советское кино и мультики. Кто-то, презрительно фыркая в сторону телевизора, смотрит его в интернете.
   Но своей судьбой или даже многими другими распоряжаются не те кто смотрят, а те кто делает это телевидение. И дай бог, что бы они делали умные, интеллектуальные, про любовь, с добрым юмором и сарказмом фильмы и мультики воспитывающие доброту, совесть, крепкую дружбу и уважение, как в Советском Союзе.

   Сейчас, что бы увидеть всё, сравнивать и делать выводы, не надо ни чего подкручивать. Даже больше! Каждый может открыть свой канал! Но вот что транслировать на нём, судьба не в ответе... Но судьба устроила так, что мы родились именно в Союзе, а значит, это для чего-то нужно.