Русалка Импи. Глава5. Сватовство

Лена Июльская
Импи проводила Вяйно и вернулась в горницу.
-  Импи, садись рядом с Рейно  -  засуетилась мать.
Импи нехотя села.
-  Импи, ты меня избегаешь? Я так ждал твоего приезда. И всё никак не могу с тобой встретиться. Я боюсь тебя оскорбить, предположив, что этот парень что-то для тебя значит. Импи, ты же понимаешь, что уже ничего нельзя изменить. Это судьба быть нам вместе  -  Рейно взял Импи за руку и высокомерно улыбаясь, смотрел  в глаза Импи.

-  Да, Рейно,  возможно ты и прав, что-то у меня разболелась голова. Я пожалуй пойду к себе прилягу  -  Импи еле сдерживалась, чтобы  не высказать чего-нибудь недостойного или оскорбительного  в адрес Рейно.
-  Импи, но когда мы сможем встретиться? Я зайду завтра.
Импи ничего не ответив, ушла в свою комнату.
-  Ну, ничего. Всё равно ты будешь моей  -  сказал Рейно, выпив очередную стопку водки.

Когда гости разошлись, отец и мать Импи сидели на кухне.
-  С кем это Импи сегодня пришла? Я уже не знал, что сказать отцу Рейно про этого парня. Что-то наплёл ему. Нет, но Импи поступила очень бестактно. Надо будет завтра с ней поговорить. Нет, я не против, чтобы она сама выбрала себе будущего  супруга. Но достойного. А этот парень, насколько я знаю, простой рыбак из бедной семьи. Это что её выбор? Она хоть понимает, а на что она собирается жить, растить детей, содержать дом, хозяйство? Чем Рейно то плох? Видный жених. Но за простого рыбака она точно не выйдет замуж.

Вяйно шёл домой расстроенный. Он чувствовал себя таким ничтожеством.
-  Вон они какие. Богатые, холёные, важные. А как они смотрели на него. С насмешкой, с отвращением. Мол, как он  посмел сесть с ними за один стол. И неужели всё дело только в деньгах. Деньги,  деньги.
Вяйно достал из-за пазухи цветок папоротника
-  Ты что действительно можешь помочь найти мне клад?
 
На следующий день Вяйно написал записку  и попросил знакомого мальчика отнести её Импи.  Когда мальчик  стоял у калитки, к дому Импи подошёл Рейно.
-  Мальчик, ты что-то хотел?  -  спросил его Рейно.
-  А вы из этого дома?
-  Да  -  соврал Рейно.
-  Отдайте, пожалуйста, эту записку девушке Импи.
-  Хорошо передам  -  Рейно взял записку.

Прочитав её, он усмехнулся. Про записку Рейно конечно ничего не сказал Импи.
Рейно зашёл в дом, поднялся в горницу. Импи  вышла из своей комнаты.
-  Здравствуй Импи.  Вот, как обещал,  пришёл. Как ты сегодня себя чувствуешь? Голова не болит?  Сегодня такой прекрасный день. Может, пойдём, прогуляемся. Если хочешь, можем покататься на лодке. Любой твой каприз я буду рад исполнить.
-  Да ты, Рейно, как я посмотрю просто волшебник. Эдакий всемогущий. Правда, пока благодаря папе. На папины деньги, да? А что тебя родители вообще не привлекают к труду. И ты вот так спокойно можешь вести столь беззаботную жизнь. Гулять, развлекаться.

-  Импи, ты слишком серьёзна. Не по годам. Успеем мы ещё наработаться. Что же родители не помнят, как им самим хотелось погулять в юности. Но раньше было всё гораздо строже. Сейчас, правда, тоже особенно не разгуляешься. Но я единственный сын у родителей и они заботятся обо мне. Думаешь, они просто так мне позволили отдыхать эти дни. Ты ведь скоро опять уедешь , и мне надо успеть с тобой серьёзно поговорить. Отец меня уже торопит. Говорит пора  засылать сватов. Импи, ты же знаешь, что кроме тебя мне никто не нужен.

-  Рейно, пойдём на улицу, там продолжим разговор  -  Импи не хотелось, чтобы  родители  всё это слышали.
День действительно был чудесный.  Они шли не спеша по обочине дороги. Избы стояли вдоль дороги с двух сторон.  Людей на улице не было. Горячая пора. Все трудились. В основном на полях.

-  Похоже, что и мне выделили выходные, заботясь обо мне. Для родителей это в первую страх перед тем, чтобы их дочь не осталась старой девой. Позор в глазах всей деревни, а может даже позор на весь род. Поэтому они так спешат, беспокоятся.  И им, кажется, что они стараются ради меня, а получается, что в бОльшей степени ради себя, ради своего рода, своей фамилии. Раз у них даже не возникает такой мысли, а любит ли их дочь того, за кого они хотят её выдать?

-  Вот, знаешь, Импи, что мне больше всего в тебе нравится. Это твоя прямота и откровенность. Ты не боишься вот так просто высказать всё,  о чём думаешь. Я таких девчонок не встречал.  Обычно они начинают подхалимничать. Обманывают, врут. У  них семь пятниц на неделе. Лишь бы угодить тебе. Они не будут тебе ни в чём возражать. Будут соглашаться с каждым твоим словом, покорно заглядывая тебе в рот. Сами не понимая того, что  своим  чересчур покорным поведением и слабохарактерностью они только отталкивают от себя. И становится понятно, что им действительно нужно от тебя, только одно. Твои деньги, твоё благополучие. А ты, Импи, знаешь себе цену. Высокомерная, неприступная, самоуверенная, с чувством собственного достоинства. Но ты пойми, Импи, одно, что в жизни не бывает всё так гладко, как нам хочется. И как ты ни старайся, но  иногда приходится с чем-то смириться, отнюдь не в пользу своих предпочтений.

-  Рейно, да ты, как я погляжу, прямо философ. Только ты не замечаешь, что философия твоя какая-то  однобокая. Судя по твоим словам, это я должна смириться с твоей теорией, что не бывает всё так гладко, как мне хотелось бы. Что я не могу сделать так, как мне хочется. А ты значит можешь. Нет, Рейно, меня твоя философия совершенно не устраивает. Я считаю, что каждый человек вправе сам строить свою жизнь. А уж, какой она  получится, это зависит от наших стараний.
Они шли вдвоём по безлюдной улице.  Уже вышли за околицу.

-  Какое красивое поле. Розовое. От цветущего иван-чая  -  Импи была задумчивая.
Импи была в растерянных чувствах. Вяйно не давал о себе знать. Родители торопят с женитьбой.
-  Импи, а если хочешь, мы можем покататься на лошадях. У нас хорошие лошади. Спокойные, послушные. Надо взять с собой кусок пирога-рыбника. Как говорил мой отец. Дай лошади корочку пирога-рыбника и она завтра будет у твоих ног. А ещё он говорил   -  Рейно засмеялся  -  Что нельзя  «пукать», когда сидишь на лошади. Если вдруг приспичит, нужно слезть с лошади, а то лошадь «испортится». Смешно, правда.

-  Да, более деликатного совета  я и  не рассчитывала от тебя услышать.
-  Импи, ну что ты всё придираешься к моим словам. Говорят, вы с этим рыбаком тоже здесь гуляли? К его словам ты  наверно не придиралась.
-  Рейно, я вовсе не придираюсь к твоим словам. Но разве ты сам не чувствуешь, что мы совершенно не подходим друг другу. У нас не может быть ничего общего.
-  Ну как не может быть общего?  У всех одно и тоже. Дом, семья, работа, хозяйство, дети. И, чтобы нормально жить, надо крутиться с утра до вечера.
-  Тем более я тебе не подхожу. Я буду никудышной  хозяйкой.

-  Импи, ты же мне нужна не как домохозяйка, а как красивая статная супруга. Будем ходить с тобой в гости. Ты будешь меня везде сопровождать. Рядом с такой красавицей я буду чувствовать себя  уверенно. В общем, Импи, ты ещё раз всё взвесь, подумай. И будь готова к тому, что скоро придут сваты
Импи, услышав эти слова, даже вздрогнула.  « Надо обязательно встретиться с Вяйно» думала она.
-  Импи, мы пришли. Твой дом. Я завтра приду  -  Рейно взял её за руку.
Импи отдёрнула руку.
-  Не знаю. У меня завтра  кое какие дела  -  и  Импи ушла домой.

Вскоре вся семья Импи сели ужинать.
-  Сегодня Импи гуляла с Рейно  -  доложила отцу мать.
-  Ну и о чём они договорились. Сваты скоро будут?
-  Отец, я не хочу выходить замуж за Рейно.
-  А за кого? За этого рыбака. Даже не думай. Чтобы я его больше здесь не видел. Ты поняла? Её жених   ждёт её дома, а она заявляется неизвестно с кем. Позорит своих родителей. Что-то мы тебя совсем разбаловали. Придут сваты, даём согласие и осенью сыграем свадьбу.

-  Отец, но я  ведь его совершенно не люблю. Самонадеянный индюк.
-  А твой рыбак прямо ангел. На что вы будете жить? Он что тоже собирается свататься? Ну, пусть приходит. Встретим его, как он того заслуживает.
-  Я тогда  найду его и скажу, чтобы он  приходил  -  оживилась Импи.
-  Ох, что ты, дочка, творишь? Что скажут родители Рейно?
-  Что вы все заладили родители, родители. Я что с родителями буду жить. Прости, папа, я пойду немного прогуляюсь.

Импи оделась и вышла из дома. Как ей сказать Вяйно, чтобы он пришёл. Мимо пробегал  мальчик.
-  Мальчик, мальчик, постой. Ты знаешь, где живёт рыбак Вяйно?
-  Это тот добрый дяденька, который иногда угощает сахаром?
-  Насчёт этого не знаю. Но то, что он добрый, это точно. Передай ему, пожалуйста, что его ждёт Импи.  Он знает где.

Импи пришла на то место, где они пускали венки. Она была взволнована и всё поглядывала в ту сторону, откуда должен был прийти Вяйно.
Вяйно не шёл, он бежал.
-  Импи, я не поверил своим ушам, когда пацан сказал, что ты меня ждёшь. Прости, я не осмелился зайти к вам. Но всё это время я думал только о тебе. Я так рад тебя видеть. Тебе передали мою записку? Спасибо, что согласилась встретиться. Я понимаю, что твои родители против того, чтобы мы встречались. Но ты всё же пришла.

-  Погоди, Вяйно, о какой записке ты говоришь? Мне ничего не передавали.
-  Ну как же я дал её мальчику. Неужели он этого не сделал. Так значит ты пришла не потому что я тебя просил?  - Вяйно смотрел на Импи.
-  А что это у тебя в руках?
-  Ах это. Это книга. Очень редкая. Мне посчастливилось её достать. Чисто случайно. Мой друг знал моё увлечение и вот купил  её. Дороговато конечно, но она того стоит. Это эпическая поэма Калевала. Здесь пятьдесят рун.  Карельский народный эпос один из древнейших в мировом фольклёре. Эта поэма написана Элиасом Лённротом. Хочешь, я дам тебе почитать? Возьми.  -  Вяйно протянул Импи книгу.

-  Спасибо. Я с удовольствием прочитаю. Вяйно, я разговаривала с отцом. Я не знаю, что мне делать? Я уже жалею, что приехала на праздники. Но надо же попытаться хоть что-то делать. Приходи завтра к нам, поговори с отцом. Не бойся, он сам сказал, что ты можешь прийти. А сейчас я побегу домой, а ты завтра приходи, слышишь  -   Импи поцеловала Вяйно в щёку и  поспешила к дому.

На следующий день деревня проснулась от невероятного шума. Лошади мчались по дороге, звеня привязанными к дугам и оглоблям колокольчиками.  Развевались разноцветные ленты, привязанные там же. В воздух стреляли из ружья. Собаки неистово лаяли.

-  Никак сваты едут  -  сказал отец Импи  -  Мать готовь угощение.
Лошади остановились около дома Импи. Сваты зашли в дом. Поприветствовали родителей Импи и не переходя через порог, объявили о цели визита.
Родители пригласили их пройти и садиться. Это расценивалось, как принятие сватовства. Сваты стали нахваливать жениха. Его трудолюбие, хозяйственность, положительные черты его внешности и характера.

Жених не принимал участие в переговорах, и девушка поначалу скрывалась в горнице.
-  Угощайтесь гости дорогие пока тем, что на столе, а сейчас мы с Импи приготовим вам  «пряжный пирог»
 Угощение в обряде сватовства считалось обязательным. даже если родители невесты не собирались давать согласие на брак. Сватам обычно подавали пряженые пироги, которые готовила  девушка вместе с матерью.

Импи вышла из своей комнаты и стала помогать матери  готовить пирог. Сваты тем временем внимательно наблюдали за её сноровкой, умением, характером. Даже пытались помешать.
Пока сваты отведывали пирог, родители Импи, её брат и невестка  обсуждали предложение сватов. Если они согласны, то надо  зажечь свечу перед иконой.
-  Ну что, принимаем предложение сватов?  -  произнёс отец.
Все в ответ утвердительно кивнули.
-  Ну что ж тогда я зажигаю свечу  -  и отец Импи зажёг свечу перед иконой. Затем обговаривали со сватами сумму «выплаты денег за голову» со стороны жениха.  И все присутствующие дружно произнесли «Сделка совершилась».

Когда зажигали свечу перед иконой, Импи могла подойти и задуть её. Тем самым выразить своё несогласие. Она было уже,  хотела это сделать, но отец так строго посмотрел на неё, что  по спине побежали мурашки. И она от испуга  перекрестилась и поклонилась родителям. Что означало, что она согласна.

Сваты вышли из дома. Около калитки стояли Рейно и Вяйно.
-  Чем обрадуете?  -  обратился Рейно к сватам.
-  Ну что, жених, можешь готовиться к свадьбе. Сделка прошла успешно.
-  Я в этом и не сомневался. Так что, рыбачок, -  Рейно ехидно посмотрел на Вяйно  -  лови себе  другую рыбку. А эта в твои сети  не попадётся.
-  Ваша сделка фальшивая. Подтасовка. Вы не учли  главного- желания невесты.

-  Э, нет, рыбачок. Всё сделано, как положено. Невеста не задула свечу. Значит, она согласна. Так что ты, рыбачок,  опоздал. Надо быть порасторопнее и вообще, я не понимаю, что ты здесь делаешь? Что ты сюда ходишь? Тебе  же  дали понять, что таким гостям, как ты здесь не рады. У тебя же элементарно нет денег даже на залог.  Как ты собираешься сватать невесту? За рыбу? Вот если бы у тебя была волшебная мельница Сампо, приносящая богатство и счастье, тогда был бы другой разговор  -   Рейно засмеялся, довольный своей шуткой  -  Но у тебя её ,к сожалению нет.

-  А вот тут ты ошибаешься, юноша. Она у меня есть. Я просто не успел ею воспользоваться.
-  Ну и зря. Упустил момент.
-  Но это мы ещё посмотрим.

-  А что смотреть. Осенью будет свадьба. Так что можешь не беспокоиться. Сампо у него есть. Как же. Так что прощай, рыбачок. Надеюсь, мы больше здесь с тобой не увидимся. Или мне придётся принять меры, чтобы это было так.  -  Рейно злорадно посмотрел в сторону Вяйно, хотя  некая уверенность в голосе соперника всё же насторожила Рейно. «Что он задумал? Что он вообще может сделать? Блефует рыбачок».

 (Продолжение следует)