И. И. Левитан Весна. Большая вода

Никки Тозен
На картине знаменитого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» изображен весенний паводок, покрывший прибрежные области и затопивший все вокруг. Вода изображена тихой и неподвижной. Природа после продолжительного сна начинает стремительно пробуждаться. Картина в совершенстве передает переходную фазу природы из одного состояния в другое.

Скорее всего это конец апреля. Высокие, еще оголенные, деревья раскинули ветки, подобно человеку, потягивающемуся после долгого и крепкого сна. Своими ветвями они тянутся к воздушному, почти прозрачному небу. С веток, на которых еще совсем недавно лежал снег, время от времени слетают крошечные капли и падая в воду, создают чуть заметную рябь. Вот-вот на них набухнут почки, и они взорвутся ярко-зеленой, пышной листвой.

Людей на картине нет, но на присутствие человека намекает брошенная на берегу лодка и полузатонувшие домики на горизонте. Вдали виднеется самая настоящая русская деревня. Уже совсем скоро крестьяне выйдут на поля и начнут обрабатывать земли.

Даже уходящие в воду отражения стволов деревьев напоминают о естественном круговороте жизни. О созидании и разрушении. Эти отражения придают картине еще большую глубину и внутреннюю динамику. Благодаря игре света по плотной водной глади, создается ощущение незавершенности. Тонкие стволы деревьев длинными нитями уходят под воду, не имея конца.

Картина пропитана солнечным светом и теплом за счет охристо-золотых оттенков.
Самого солнца на картине нет, но его присутствие заметно ощущается благодаря бликам, отражениям в воде и теням от деревьев, которые падают на затопленный берег реки, еще совсем недавно покрытый толстым слоем снега и льда.

Картина изображена в сдержанной и реалистичной манере. Художник не использует ярких красок. Он старается передать русскую весну максимально точно, ничего не приукрашая.

Глядя на эту картину, на ум приходит стихотворение Ивана Бунина: «Догорел апрельский светлый вечер». Как и в стихотворении, картина в точности передает тишину и умиротворение. Она почти беззвучная. На ней нет ни птиц, ни громких ручьев. Видимое движение отсутствует. Все замерло, будто в ожидании.

В стихотворении Бунина все пронизано холодом, если попытаться перенести его на холст, то это будет чуть светлая, полупрозрачная ночь. На отсутствие хоть каких-то теплых оттенков намекает описание земли. В стихотворении почва представляет собой совсем озябший от холода чернозем. Подобное состояние лишь с удвоенной силой желает восхода солнца и тепла.

Еще одно отличие картины от стихотворения, заключается во времени суток. В стихотворении описывается уже ночь, а на картине Левитана еще только «догорает» день. Но подобно картине, в стихотворении все тоже находится в напряженном предвкушении следующего дня.

Самое главное отличие картины от стихотворения – это наличие в стихотворение птиц, а именно журавлей. Они изображены в движении и даже слышаться их крики. Явное присутствие жизни в произведении Бунина, в отличие от многочисленных намеков на нее на картине Левитана.

Картина и стихотворение - это цельный рассказ. Одно является продолжением другого, но в разных формах искусства. В этих произведениях описывается бесконечный цикл жизни, переходное состояние между днем и ночью, и их постоянное ожидание и обновление друг друга.