Бессмертны ли души животных? Православный взгляд

Андрей Николаевич Миронов
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
и малое дитя будет водить их (Ис. 11:6)


       Глядя на своих домашних питомцев, испытывая к ним искреннюю привязанность и даже любовь, религиозный человек задаётся вопросом: что говорит Церковь о посмертной участи их души, способны ли животные наследовать жизнь вечную?
       Надлежит прежде сказать несколько слов о бессмертии души человека, созданного владыкой всех рыб морских, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26).
       Согласно православному вероучению душа человека бессмертна, однако не по природе, а благодати. То есть смерть души существует, но рассматривается, как оторванность от божественных энергий, без которых душа, хотя и сохраняет бытие, но не живёт в подлинном значении этого слова,  лишилась Источника жизни.
       Есть ли душа у животного и чем она отличается от души человека?
       Конечно же мы не назовём животных просто бегающими, ползущими и летающими биологическими объектами. Животные, во всяком случае высшие, наделены зачатками интеллекта, им присуща эмоциональность. Наши братья меньшие могут радоваться, злиться, заботится, ревновать, тосковать и проявлять другие качества присущие душе. Собственно душа  — это и есть жизнь. Если тело покидает душа, оно умирает. И как это происходит с человеком, точно также — с кошками, собаками, медведями... Материя никогда не вмещавшая души никогда и не жила: таковы камни, воздух, вода... Даже растения, будучи частью живого мира, имеют примитивную форму души.
       Так, например, православный подвижник 20 века о. Иоанн (Крестьянкин) в своей книге «Размышления о бессмертной душе» пишет: «Все животные и растения созданы Богом и имеют душу. Но душа человека обладает особыми свойствами, ставящими ее в особое положение по отношению к душам животных и растений».
       Что же это за свойства?
        «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
        «В чем сила, — рассуждает прп. Серафим Саровский — что, если бы Господь Бог не вдунул... в лице его [Адама] сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога... то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями.., все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям...».
       Главное, что отличает человека от прочего животного мира — есть дар богопознания, дар сопричастности Духу Святому. Душа человека имеет свою высшую часть, именуемую духом и чего не имеют животные. Именно эта часть души отвечает за нашу религиозность, а к сему добавлю и словесность и дар творчества.
       Означает ли отсутствие этих способностей у животных невозможность существовать их душам по разлучении с телом? Справедливо рассудив, мы не найдём прямых оснований так думать, ибо душа поддерживает жизнь тела, но не тело поддерживает жизнь души.
       Однако неспособность животных жить духовно можно назвать достаточно веским аргументом в пользу того, что животным невозможно будет войти в Царство Небесное. Насколько это справедливо?
       Во-первых, обратимся к Священному Писанию.
       Хотя учение об участи животных по смерти и всеобщему воскресению не догматизировано и в православии нет единого взгляда на этот счёт, божественный Павел высказывается вполне однозначно:
        «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:19-22).
       Здесь апостол указывает на прямую взаимосвязь между восстановлением людей и восстановлением животных: как животные будучи в Эдеме бессмертными облеклись в тление по причине падения своего владыки человека, так избавлены они будут от рабства тлению, когда человек освободится от смерти во Втором пришествии Господа Иисуса Христа. Как воплощённый Бог-Слово стал связующим звеном между Богом и человеком, так через человека восстановится разорванная связь между Словом и тварью бессловесной.
       Слова апостола Павла толкует прп. Симеон Новый Богослов: «тварь не захотела служить преступившему [заповедь] Адаму, видя его отпавшим от Божественнои; славы... Поэтому еще прежде сотворения мира, определив спасти его через возрождение, Он подчинил ему тварь, прокляв ее ради того, чтобы, когда человек через преступление стал тленным, стала тленнои; и она и ежегодно доставляла ему тленную пищу. Когда же Он обновит человека и сделает его нетленным, бессмертным и духовным, в то же самое время и всю эту тварь — говорит — изменит вместе с ним и сделает вечнои; и духовной...».
       Преп. Иустин Сербский: «Так как в последний день, с пришествием Владыки Христа, будут упразднены грех и смерть, то и вся природа избавится от рабства греху и смерти... Воскресение мертвых будет концом смерти не только в людях, но и в видимой природе, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего дерзкого господина — человека... Грех, зло, болезнь, смерть — всё это суть злосмрадные людские наслоения, которыми человек вымазал и обезобразил безгрешное лицо природы... Восстановив человека в первозданном состоянии, Господь восстановит в первозданном, безгрешном состоянии и природу (Рим.8:21). Тогда не только христолюбивые люди «древнею добротою возобразятся», но и вся природа...».
       Отсутствие у животных дара богопознания вовсе не означает, что животные лишены  благодати Божьей. Благодати лишаются те, кто сознательно её отвергает. Животные не могут осознанно прийти к Богу, но по той же причине не могут отвергнуть Его.
       В Предании Церкви есть не мало случаев, когда животные ощущали благодать Божью, исходящую от святых, и она привлекала их, они приобщаясь ей через праведников и теряли свои звериные привычки, словно возвращались в эдемское состояние, и вновь видели в человеке своего царя и господина и ели из рук, и лизали ноги.
       В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери, коим был отдан юноша на растерзание, отказались исполнять приговор. Тогда они были убиты, а их трупы брошены на съедение птицам. Но птицы не дотронулись до них, а трупы убитых, долгое время лежавшие на солнце, не подверглись тлению. Таким образом животные уподобились мученикам, а их тела мощам.
       Если есть люди, которых столь заботит судьба животных, что они рискуют своей жизнью, спасая их гибнущих, и даже не мыслят себе рая без кошек и собак, сколь больше любит животных Сотворивший их? Странно мне думать, если бы Господь отвел их жизни мгновение, а смерти подарил бы вечность?
       В чём смысл их вечного бытия? А в чём смысл их нынешних страданий?
       Те страдания бессмысленны, если уйдут в небытие, если не найдут награды и оправдания в вечности. У Бога же нет ничего бессмысленного и напрасного, если только мы сами не делаем свою жизнь таковой.
       Все, что способно осознавать бытие и радоваться ему, имеет смысл к вечному существованию, ибо Господь сотворил мир для радости и нет у Него ничего напрасного и за всё приготовлено воздаяние.
       В тоже время и прежде всего человеку надлежит думать не о том, на что он не может никак повлиять, а о том, от чего зависит его собственное духовное состояние и возможность наследовать жизнь вечную, с животными или без них... Как бы то ни было, Господь приготовил нам самое лучшее из всего возможного о чём сказанно  «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
 
А.Н. Миронов. 2021 г.

Видеоверсия статьи: https://youtu.be/zbuPf2s9yzc