Зимние каникулы. Как было 50 лет назад

Алина Загайнова
Казалось бы, что все дни похожи друг на друга. Но вспомнишь, как было раньше, и видишь просто огромную разницу! Раньше всё было не так.
Зимние каникулы начинались утренниками в детских садах и ёлками в школах.
Мы уже за месяц до Нового года начинали шить новогодние костюмы, делали маски. Особого выбора тканей не было, поэтому в ход шли марля и мамины платья.
Каждый год я была снежинкой. На шее у меня болтались ёлочные стеклянные бусы, а корону мне делали из картона, обклеивая её ватой и украшая битыми ёлочными стеклянными шарами.
В детском саду мальчишки все были клоунами, зайчиками и медведями. Девочки, как я – снежинками. Года два подряд я была Красной шапочкой. Я до сих пор помню тот наряд, который мне сшила моя бабуля.
Также я до сих пор помню все новогодние утренники: с Дедом Морозом, Снегурочкой, песнями и новогодними стихами. Мы всегда разучивали стихи о Новом годе, чтобы потом, на ёлке, рассказать их Деду Морозу. Прошло уже 53 года, а одно стихотворение я помню до сих пор. Оно моё самое любимое. Просто удивительно, что мой папа догадался меня записать на магнитофон, был такой, катушечный. Слушаю я себя ту, маленькую, и слеза пробивает.
В светлом зале шум и смех
Не смолкает пение.
Наша ёлка лучше всех,
В этом нет сомнения!
и т. д.
Утренники проходили шумно, со смехом и весельем. Дети действительно радовались приходу Нового года!
Эта фотография мне очень нравится. Спрашивала у мамы, всех девочек фотографировали среди гостей? Нет, говорит, просто ты понравилась фотографу, вот он тебя и сфотографировал.
А ещё все радовались подаркам, которые раздавал Дед Мороз. Мы понимали, что это родители сдавали деньги на подарок, но всё равно с нетерпением ждали заветный кулёк конфет. А ещё такой же подарок приносили родители с работы.
Я высыпала конфеты на стол и сортировала. В одну кучку складывала самые вкусные: «Мишка косолапый», «Красная шапочка», «Мишка на севере», «Ананас», «Грильяж» и, конечно же, шоколад «Алёнка»! В другую кучку шли ириски и карамельки. А в третью – конфеты с белой начинкой, которые были приторными и невкусными. Я их съедала позже, когда других конфет уже не было.
После празднования Нового года начинались зимние каникулы. Сейчас посмотришь на улицу – ни одного ребёнка не видать! Все сидят дома, в обнимку со смартфонами или возле компьютера. Им и телевизор не нужен – всё можно посмотреть в интернете.
А раньше? Когда мы покупали газету с программой, я вооружалась красным карандашом и начинала подчёркивать художественные фильмы, сказки и мультфильмы, чтобы не дай бог не пропустить!
Каналов было немного – всего 4. Но и там можно было найти что-то интересное. Ведь «в дни школьных каникул» для детей показывали новогодние сказки и мультфильмы.
Помимо ёлок в школе мы ходили на ёлки в театры и цирк. Билеты нам продавали в школе. И стоили они копейки. По крайней мере, любой родитель мог позволить себе отправить своего ребёнка на ту ёлку.
В театре сначала была ёлка – с Дедом Морозом и Снегурочкой. Потом нам показывали спектакль. А после спектакля мы все бежали домику, из окошка которого нам раздавали подарки – кулёк с конфетами.
В цирке была примерно такая же программа. Сначала мы дружно водили хоровод вокруг ёлки, установленной посреди арены, затем шло представление с клоунами. А потом нам тоже раздавали подарки. Я обожала такие мероприятия!
Но это не значит, что мы сидели целыми днями возле телевизора или ездили по театрам. Нас манила улица!
Наверное, всё-таки виновато глобальное потепление, потому что с уверенностью могу сказать, что раньше снега было больше!
У нас во дворе дети расчищали от снега площадку, а взрослые потом заливали её водой. Получался настоящий каток!
Я выпросила, чтобы родители купили мне коньки. Правда, я мечтала о «снегурках» – коньках с белыми ботиночками. Их практически невозможно было достать. Поэтому мне купили коньки с коричневыми ботинками. Они были мальчуковые, но всё равно я была счастлива.
Каток у нас никогда не пустовал. Мальчишки играли в хоккей, а девчонки, подражая Родниной и Пахомовой, делали «ласточку» и пытались сделать «пистолетик».
А ещё мы ходили на лыжах. Причём лыжи были почти у всех! Я выходила с лыжами из подъезда, крепила их к обуви и по накатанной лыжне катила в сады. Эти сады были местом встречи. Кто-то катался на лыжах, кто-то приходил туда с санками.
Санки были самыми простыми, с алюминиевыми полозьями. Они были лёгкими, поэтому легко скользили с горки по утрамбованному снегу, развивая нехилую скорость.
Уже позже, когда я выросла и на санках уже не каталась, санки перешли по наследству к моему брату. На них установили съёмное сиденье с детской коляски, и получились оригинальные санки для малыша.
Мы с увлечением катались с горки не только на санках, но и на «пятой точке», протирая гамаши. А могли просто скатываться кубарем, превращаясь в снеговиков.
Как-то в интернете наткнулась я на одно фото. Мальчишка катается на вот такой загогулине. Удивительно, но я эти железяки хорошо помню.
Мне 6 лет. За бабушкиным домом, между сараями, шла дорога под уклон. И зимой мальчишки так её раскатывали, что вниз можно было спуститься или на «пятой точке», или на этой штуковине. На ней помещалось по 2—3 пацана. Они с улюлюканьем неслись вниз, а я всегда им жутко завидовала!
Возле нашего дома тоже была горка. Вернее, это была обычная дорога между домами – во двор. Но так как частных машин тогда практически не было, то зимой эту дорогу заливали и превращали в ледяную горку.
Сейчас эта дорога тоже есть. Но теперь там никто не катается. Во-первых, и детей-то нет на улице. Во-вторых, сейчас столько машин, что эта дорога никогда не пустует.
Вот и получается, что не только трава была зеленее и небо голубее, но и снег белее, и дети веселее. Ребятишки не сидели по домам. Они дышали свежим воздухом, находя для себя забавы даже в сильный мороз.
Каникулы были до 10 января, поэтому нужно было успеть наиграться и нагуляться. У нас каждый день был настолько заполнен интересными занятиями, что скучать нам было просто некогда.
Сейчас дети другие. Нет у них того задора и веселья. Скучно живут. Вырастут – им и вспомнить будет нечего.