Конная гвардия Кубани ч. 28

Николай Мринский
Туманным утром 8 марта головной эскадрон гв. ст. л-нта Дорохова на подходе к селу Вольная Карповка столкнулся с немцами и с ходу в конном строю атаковал их. Для фрицев это было так неожиданно, что они даже не успели оказать сопротивление, бросившись наутёк. За с. Скобелевским на окраине небольшого хуторка увидели толпу женщин и мужчин, оцепленную пешими и конными полицаями. Они то ли не заметили въезжающих в хутор, то ли приняли за своих, но спокойно продолжали грязное дело. Из хат выгоняли жителей, прикладами подталкивая в спину к оцеплённой толпе. Когда казаки поняли в чём дело, то налетели на полицаев и стали с ними расправляться. Те бросились врассыпную, некоторые смешались с толпой. Сначала люди не поняли, что происходит. Стояли в недоумении, не двигаясь с места, и вдруг со слезами радости бросились к казакам. Стали обнимать и целовать своих освободителей. Трогательная, за душу берущая сцена! За овладение г. Новый Буг Приказом от 9 марта 1944 г. КК объявлялась благодарность. Из воспоминаний связиста 30-й КД гв. ефрейтора, казака из ст-цы Ярославской В.И. Челикова - полного кавалера Ордена Славы трёх степеней. ...Переправа через р. Тилигул была очень трудной. Шёл мокрый снег, в воде сводили судорги, ноги утопали в иле, воины проваливались в ямы и с головой уходили под воду. От верной смерти спасала только взаимовыручка и казачья смекалка. Бойцы обвязывались верёвками по пять-шесть человек и преодолевали реку... КМГ ген. Плиева также форсировала р. Ингулец южнее г. Кривой Рог и приняла участие по разгрому крупной вражеской группировки в районах населённых пунктов Нового Буга, Снигирёвки и Березнеговатого.

Об этом сообщало Совинформбюро, - «главное поражение нанесено противнику в период 13-14 марта 1944 г., когда немецкое командование, в связи с выходом гвардейцев И.А. Плиева на немецкие тылы, потеряло всякое управление войсками и отдало приказ пробиваться на запад мелкими группами и даже одиночным порядком. Спаслись лишь некоторые бежавшие штабы и небольшие остатки разбитых соединений гитлеровцев». 19 марта 1944 г. за успешные боевые действия в Новобугской операции и проявленные при этом личным составом мужество, героизм и стойкость 9-й и 10-й Кубанским КД вручили ордена Суворова II ст., а 30-й КД было присвоено наименование Новобугской. Ген. Плиев был награждён орденом Ленина. Указом Верховного Совета Союза ССР от 19 апреля 1944 г. за Ново-Бугскую операцию 4-й ГКККК был награждён орденом Красного Знамени. Продвигаясь на юг Украины, КМГ вышла в тыл 6-й немецкой армии и приняла участие совместно с 8-й и 46-й армиями в её окончательном разгроме. Выход КМГ в район Березовки перекрывал все дороги, по которым могли отойти основные силы немцев (до 13 дивизий), противостоящие 3-му Украинскому фронту. Враг тем не менее, бросая тяжёлое вооружение, автотранспорт и раненных, в условиях трудной проходимости дорог из-за грязи, продолжал отход большей частью сил на г. Тирасполь и частью сил, в направлении г. Одессы. Войска 3-го Украинского фронта 26 марта начали Одесскую наступательную операцию. В период с 20 марта по 20 апреля 1944 г. 4-й ГКККК, участвуя в Одесской операции, вёл особо показательные бои, в ходе которых казаки проявляли образцы воинского мастерства и отваги.

Они успешно форсировали р. Южный Буг и, совершив с боями 60-км марш, 31 марта овладели крупным населённым пунктом Березовка. КМГ должна была разрезать фронт противника на участке Раздельная-Тирасполь, затем охватить с северо-запада всю группировку гитлеровцев в районе Одессы и окружить её. Штаб фронта требовал «решительного броска вперёд с задачей - к исходу 2 апреля овладеть районом Раздельная». Продвигаясь далее, кубанские кавалеристы вместе со стрелковыми частями разгромили опорные пункты немцев на р. Тилигул и, продолжили энергично преследовать врага. Круглосуточный изнурительный марш КМГ ген. Плиева к крупному ж/д узлу Раздельная проходил в условиях непрерывных боёв, под порывистым ветром, леденящим дождём и мокрым снегом. Буксующие в грязи автомобили, орудия, пулемётные тачанки и повозки с боеприпасами «буквально приходится руками вырывать из грязи», писал позже Плиев. Ночью части КМГ, пробиваясь сквозь пургу и прижимаясь к железной дороге, двигаясь также вдоль шоссе сосредоточились на исходном рубеже атаки. Конники уже не в силах были преодолеть предельную физическую усталость. Надо было срочно принимать какое-то решение. Командующий КМГ ген. Плиев, решил лично возглавить ночную конную атаку кубанских казаков. В этом бою он, безусловно, проявил мужество и отвагу. Вспоминая через 30 лет этот эпизод, Исса Александрович говорил: «...Я всегда был противником излишней бравады командного состава. Военачальник должен управлять войсками, а не скакать с шашкой наголо.

Но перед тем памятным боем обстоятельства возникли особые. ...Когда соединения вышли на рубеж атаки, я увидел, что непреодолимый сон буквально валит людей, несколько суток не смыкавших глаз. Засыпали в сёдлах, на мокрой земле, на броне танков, засыпали в кузовах машин и даже стоя, приткнувшись к орудийному колесу. Я понимал, что бойцам необходимо отдохнуть хоть пару часов, но на беду вновь поднялся ледяной ветер. «Померзнут во сне казаки», - подумал я. А внезапная ночная атака давала им немало преимуществ. Немцы в Раздельной ещё нас не ждут. Утром же они сориентируются и встретят нас организованной обороной. Утром они обрушат на нас свою авиацию. И немало жизней мы положим тогда в бою. Значит, атаковать немедленно! Но как вдохнуть новые силы в смертельно уставших людей? И тогда я вспомнил старый казачий обычай. Через минуту из части в часть громогласно пронеслось по рядам: - В атаку ведёт сам командующий! Атака в конном строю. Сигнал - серия красных ракет». Таким образом, получалось, что, если командир лично ведёт своих бойцов в бой, значит назад возврата нет. И не было в истории ещё такого случая, чтобы казаки оставляли в беде своего атамана (воинского начальника). Массированная ночная атака со всех сторон застала вражеский гарнизон врасплох. Местами вспыхивали короткие перестрелки и только в районе ж/д станции завязался ожесточённый бой. К 13 час. 30 мин. 5 апреля 1944 г. Раздельная была взята с богатыми трофеями. Под парами стояли десятки паровозов, к которым было прицеплено около тысячи вагонов с боеприпасами, продовольствием, топливом и другим имуществом различного назначения.

Среди этого скопления оказался эшелон с противотанковыми 75-мм пушками (30 шт.), эшелон с танками, переброшенными из Африки. Неожиданно, во второй половине дня был замечен двигающийся со стороны Одессы поезд. Но когда на вокзальный перрон из вагонов высыпали немецкие солдаты, то они к своему ужасу увидели направленные на них стволы танков, самоходок, орудий и пулемётов. В итоге, слегка опоздавшая полицейская дивизия, направленная на защиту Раздельной, не оказав сопротивления, сдалась в плен. За овладение городом, СВГ приказом № 44 от 5 апреля 1944 г. КК была объявлена благодарность. КМГ Плиева, выполняя новые боевые задачи штаба 3-го Украинского фронта, овладевает важными пунктами: Павловка, Страсбург (Кучурган), Бадэн (Очеретовка). С захватом станции Кучурган конниками 40-го Майкопского гв. полка п/п-ка И.И. Головащенко было прервано авто и ж/д сообщение на Тирасполь. И снова сотни вагонов на этот раз, с награбленным румынами добром, не ушли на запад. Но наибольшую радость казаки испытали, когда захватили эшелон с угоняемыми в неволю мирными жителями. Самолётом связи из штаба фронта доставляется боевое распоряжение: - основным силам КМГ выдвинуться вдоль шоссе Тирасполь - Одесса и захватить Кагарлык - Мангейм (ныне Каменка), Эльзас (Щербанка), Маяки - Выгоду - Карлсталь (Широкая Балка) - Беляевка. КМГ, сметая неприятельские заслоны и охватывая одесскую группировку ген. Шернера с юго-западного направления, глубоко продвинулась вперед. Противник, чтобы выиграть время и ослабить части КМГ, бросает против них всю имеющуюся под Одессой немецкую и румынскую авиацию.

Три часа штурмовики и бомбардировщики атаковали наши войска. Позже ген. И.А. Плиев напишет: «До сих пор редко приходилось видеть такое неистовство вражеской авиации». Соединения 37-й армии ген. М.Н. Шарохина и 8-я гвардейская армия ген. В.И. Чуйкова, хоть и с отставанием, но тоже уже вели бои на территории Одесской обл. и продвигались к областному центру. С 6 по 9 апреля части КМГ ведут упорные бои с Одесской группировкой врага, стремящейся пробиться в район Раздельной. Дивизиям 4-го ГКККК ставится задача командующим войсками 3-го Украинского фронта ген. армии Р.Я. Малиновским: - внезапным ударом захватить подготовленную румынами к взрыву водонасосную станцию в Беляевке, снабжающей водой всю Одессу. Уроженец этого славного города - Малиновский, впоследствии станет Маршалом Советского Союза. В полночь 7 апреля 1944 г. кавалеристы 9-й и 30-й гв. дивизий с севера и с востока неожиданно ворвались в райцентр Беляевку. В ходе ожесточённого боя она была очищена от противника и уже к ночи сапёры ген. Тутаринова разминировали насосную станцию и извлекли из её машинного цеха и других сооружений несколько тонн взрывчатки. Немецкие и румынские части пытались в течение суток отбить сёла Беляевку и Маяки, но безуспешно. Наши части, получив подкрепление в людях и артиллерии (4 армейских самоходных артполка), несмотря на бешеный натиск врага при постоянной его поддержке штурмовой авиацией 4-го флота люфтваффе, прочно удерживали свои позиции. Упорные бои продолжались круглые сутки.

Продолжение следует в части  29                http://proza.ru/2021/07/02/198