Родословная атамана Ангела

Борис Гузь
          Яркой и колоритной фигурой Гражданской войны в Украине в 1918–1919 гг. был атаман Евгений Петрович Ангел, уроженец села Власовка Борзнянского уезда Черниговской губернии (ныне Ичнянского района Черниговской области), один из руководителей повстанческого движения против большевиков на Черниговщине, Сумщине и Полтавщине. Бывший поручик императорской армии во время восстания против гетмана П. Скоропадского в ноябре 1918 г. организовал Курень смерти им. кошевого Ивана Сирко, громил гетманскую варту в Конотопе, Бахмаче, Прилуках и Нежине, затем воевал с красными. Летом 1919 г. Евгений Ангел контролировал временно захваченные большевиками сельские районы от Конотопа до Нежина. Воевал также и с белыми, погиб при невыясненных обстоятельствах в конце 1919 г., было ему тогда 23 года.
          В последнее время об атамане Ангеле появилось много публикаций, подробнее читайте в авторской статье «Борьба и смерть атамана Ангела».
          Деятельность атамана изучена достаточно подробно, а вот с его происхождением нет полной ясности. Согласно общепринятому мнению, родился он в семье зажиточного крестьянина, происходившего из болгар, а фамилия Ангел образована от болгарской фамилии Ангелов. По семейным преданиям и сообщениям краеведов, Ангеловых привез на Черниговщину кто-то из помещиков Тарновских, владевших имением Качановка возле Власовки. Произошло это после русско-турецкой войны 1806–1812 гг. или же 1828–1829 гг. Есть и версия, согласно которой Ангеловы сначала сбежали в Бессарабию, спасаясь от турок, а уже оттуда перебрались на Черниговщину.
          Изучение родословной Евгения Ангела проводилось на основании исторических документов: метрических и исповедных книг и ревизских сказок (реестров). Церковь Георгия Хозевита, в приход которой входил хутор Власовка, была открыта в 1828 г., а до этого Качановка и Власовка относились к приходу Николаевской церкви села Парафиевка, поэтому изучались и документы Николаевской церкви.
          В итоге составлена достаточно полная роспись рода Ангелов, который оказался довольно многочисленным и разветвленным, всего найдено более сотни имен. Поэтому далее приводятся сведения, касающиеся только линии рода Евгения Ангела и, частично, связанных с ней родов.
          Полученные результаты исследований оказались несколько неожиданными, выяснилось, что Ангелы проживали на Черниговщине еще в XVIII веке. Первое упоминание о роде Ангелов нашлась в Исповедной книге Николаевской церкви 1787 г. В слободе Туркеновке (ныне Южное Ичнянского района) проживали Степан Софронович Ангел (род. ок. 1731 г.) с женой Варварой Андреевной (род. ок. 1743 г.) и детьми.
          В Исповедной книге 1800 г. записана уже вдова Варвара Андреевна Енголина с сыном Мироном Степановичем (род. ок. 1785 г.), его женой Зиновией Семеновной (род. ок. 1780 г.) и детьми, и еще один сын – Никита Иванович Калениченко (род. ок. 1772 г.) с женой Зиновией Павловной (род. ок. 1774 г.).
          Никита Иванович Калениченко и является первым известным предком (прапрадедом) Евгения Ангела. Его можно было бы считать сыном Варвары Андреевны от первого брака, если бы не одно обстоятельство: ее старшая дочь Ефимия Степановна родилась около 1771 г., она была на год старше Никиты. Можно предположить, что Никита Калениченко приходился родственником по матери Степану Ангелу. Отчасти это подтверждает и тот факт, что Варвара Андреевна в 1816 г. проживала в Туркеновке в семье сына Мирона, а Никита жил с семьей отдельно.
          Отсутствие Никиты Калениченко в Исповедной книге 1787 г. указывает на то, что он появился в Туркеновке после русско-турецкой войны 1787–1791 гг. События той войны происходили на территории Бессарабии, возможно, он оттуда и прибыл.
          Если Степан Софронович Ангел происходил из болгар, то тогда фамилия должна была писаться как Ангелов. А фамилия Ангел распространена также у румын и молдаван, в том числе и в Бессарабии. Если верить семейным преданиям о болгарском происхождении рода Ангелов, то вероятна версия, согласно которой они сначала бежали из Болгарии в Бессарабию, а затем переселились на Черниговщину. Можно лишь предполагать, когда именно Степан Ангелов появился в Бессарабии, возможно, после русско-турецкой войны 1768–1774 гг.
          Никиту Калениченко мог привезти на Черниговщину кто-то из Тарновских, некоторые из них принимали участие в той войне, например, Петр Васильевич Тарновский (род. в 1766 г.), полковой квартирмейстер, находившийся в походах 1788–1789 гг. под Очаковым, при взятии крепости Хаджибей и города Бендеры. Но он происходил из другой ветви рода Тарновских (потомки Ивана Ляшка), владевших имениями на Полтавщине и не имевших отношения к владениям Тарновских на Черниговщине.
          Более вероятно, что совсем юную семью (старшая дочь Феодосия родилась, когда Никите было 16 лет) привез тогдашний владелец Туркеновки Григорий Яковлевич Почека, отчим будущего владельца Качановки Григория Степановича Тарновского. Григорий Почека в то время служил в армии в чине секунд-майора, хотя его участие в русско-турецкой войне 1787–1791 гг. требует подтверждения.
          Об Иване Калениченко, отце Никиты, нет никаких сведений, лишь фамилия указывает на то, что он был украинцем. Из болгар могли походить как его жена, так и невестка Зиновия.
          У Никиты и Зиновии Калениченко, согласно исповедным книгам, было 9 детей, среди них два сына – Тимофей (род. ок. 1798 г.) и Ерофей (род. ок. 1805 г.). Жену Тимофея Калениченко звали Татьяна Михайловна (род. ок. 1804 г.).
          Тимофей Никитич Калениченко был прадедом Евгения Ангела. Проживал он в Туркеновке, а затем, согласно записи в Ревизском реестре Качановки 1834 г., его в 1832 г. перевели вместе с семьей в Качановку дворовым в имение Тарновских. На самом деле это произошло раньше, поскольку сыновья Тимофея Никитича Митрофан и Петр родились в Качановке, соответственно в 1828 и 1830 гг.
          Метрические записи, списки прихожан церкви Георгия Хозевита и ревизские реестры позволяют проследить, как фамилия Калениченко постепенно заменялась на Ангел.
          В записи от 4.06.1828 г. о рождении у Тимофея Никитича сына Митрофана указан Калениченко /Ангел/, а в записи от 11.09.1833 г. о смерти дочери Анны – Калениченко /Ангеленко/. В 1834 г. восприемником при крещении сына у придворного музыканта, дворового Александра Сушко записан Калениченко /Ангол/.
          Впервые фамилия Ангел (без Калениченко) появляется в записи от 25.06.1840 г. о рождении у Тимофея Никитича младшей дочери Евфросинии, а в записи о смерти от 1.06.1843 г. он снова указан как Калениченко.
          Сын Тимофея Никитича Максим в записях о рождении дочери Елены (1845 г.) и сына Андрея (1846 г.) указан как Ангел. Так же он записан и в Исповедной книге 1846 г.
          В Ревизском реестре Качановки 1850 г. Тимофей Никитич указан как "Калениченко, он же и Ангелов", а его брат Ерофей уже в реестре Туркеновки записан как "Калениченко, он же и Ангел". В реестрах 1858 г. сыновья Тимофея Никитича Максим и Митрофан записаны как Ангеловы, а брат Ерофей как Янголенко. Фамилия Янголенко согласно реестру Туркеновки 1816 г. была и у Мирона Степановича Ангела.
          Женские фамилии представительниц рода в старых записях больше напоминают прозвища, так, Варвара Андреевна Ангел в исповедных книгах 1800–1813 гг. записана как Енголина, Янгольна, Енголка.
          Таким образом, на Черниговщине фамилию Ангел носили уже первые известные представители рода. Согласно хронологии, фамилия Ангелов, записанная в метрических книгах, образована от украинской фамилии Ангел и является русским вариантом фамилии, она стала употребляться с 1850 г. Что касается болгарской фамилии Ангелов, то её, вероятно, носили представители рода, переселившиеся из Болгарии в Бессарабию в середине XVIIІ века, там она и преобразовалась в фамилию Ангел.
          В дальнейшем в метрических книгах писались фамилии Ангел или Ангелов. Какой-то особой закономерности в употреблении этих фамилий нет, даже в пределах одной семьи у части детей была фамилия Ангелов, а у других – Ангел. Например, у Василия (род. в 1851 г.), сына Максима Тимофеевича, была фамилия Ангелов, а у его сестры Марии (род. в 1855 г.) – Ангел. Часто отец при рождении записан как Ангелов, а его дети носили фамилию Ангел или наоборот.
          Создается впечатление, что священник или псаломщик, которые вносили запись в метрическую книгу, самостоятельно решали, как надо писать фамилию. Однако, фамилия Ангел несколько преобладает, в найденных от 1859 г. 20 метрических записях она употребляется 12 раз.
          Потомков по мужской линии рода имели дети Тимофея Никитича Максим (род. ок. 1821 г.), Антон (род. 3.08.1834 г.) и Никита (род. 14.05.1837 г.).
          Никита Тимофеевич Ангел был дедом Евгения Ангела. Он женился 25.09.1860 г. на крепостной крестьянке Ульяне Даниловне Сахно (род. ок. 1841 г.), у них было 5 детей, которые носили фамилию Ангелов. Потомков по мужской линии рода имели сыновья Иван (род. 12.10.1860 г.) и Петр (род. 25.12.1870 г.).
          Петр Никитич Ангелов (Ангел) – отец будущего атамана Евгения Ангела. Его женой стала Клавдия Ивановна Бондарь (род. ок.1870 г.), брак заключен в 1891 г. У них было 8 детей: Олимпиада (род. 30.01.1892 г.), Аркадий (род. 19.08.1894 г. – умер младенцем), Евгений (род. 3.03.1896 г.), Андрей (род. 7.06.1899 г. – умер младенцем), Антонина (род. 11.06.1901 г.), Александр (род.7.06.1904 г.), Анна (род. 25.09.1907 г.) и Борис (1.06.1911 – 19.11.1913). Все дети носили фамилию Ангел.
          В краеведческих публикациях утверждают, что в семье Ангелов было 12 детей. Очевидно, учитывались и младшие дети других Ангелов.
          Дед Никита, овдовев, женился вторично, жену звали Татьяна Зиновьевна. У них было три дочери: Ангелина (род. 07.1895 г. – умерла младенцем), Неонила (род. 12.10.1896 г.) и Лидия (род. 23.03.1899 г.). У Александра Антоновича Ангела был сын Гавриил (род. 26.03.1906 г.). У Ивана Никитича Ангела было 6 детей, из них четверо младших примерно того же возраста, что и у брата: Марфа (род. 29.06.1887 г.), Иван (род. 28.07.1889 г. – умер младенцем), Петр (род. 28.05.1891 г.) и Валентина (род. 11.02.1894 г.).
          Марфу крестили в Николаевской церкви Парафиевки, это единственная запись, в которой хутор Власовка указан как место проживания Ангелов, поскольку в метрических книгах церкви Георгия Хозевита все они записаны как качановские жители (до 1839 г.), а дальше в записях выделены только прихожане других церквей.
          И о социальном статусе предков атамана Ангела. В Исповедной книге 1787 г. они записаны как посполитые, фамилия владельца не указывается. До 1816 г. Ангелы были крепостными крестьянами Григория Почеки, а после его смерти принадлежали его вдове Параскеве Андреевне. После ее смерти в 1824 г. владельцем стал Григорий Степанович Тарновский, а примерно в 1827 г. Ангелов перевели дворовыми в усадьбу Тарновских в Качановке. В статусе дворовых крепостных они находились и у следующего владельца Василия Васильевича Тарновского (с 1854 г.). После реформы 1861 г. Ангелы стали крестьянами-собственниками. Егерями в имении Тарновских могли служить дед и отец Евгения Ангела. Владельцем Качановки с 1866 г. был Василий Васильевич Тарновский-младший (1838–1899).
          В ходе поисков также установлено, кому именно из рода Ангелов принадлежала двойная фамилия Ангел-Комсомоленко. В списках жертв политических репрессий есть Владимир Александрович Ангел-Комсомоленко, родившийся 25.03.1906 г. во Власовке. Он преподавал в Киеве в авиационном техникуме и университете, по специальности – инженер-конструктор. Владимира Ангела-Комсомоленка арестовали 12.08.1937 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности, шпионаже и терроризме. Приговорен 21.12.1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу, расстрелян и похоронен в Быковнянском лесу под Киевом, реабилитирован 10.10.1957 г.
          Его жену Елизавету Францевну (1909 г. р.) осудили на 8 лет исправительно-трудовых лагерей как члена семьи "изменника Родины", поскольку она не отреклась от мужа. Отбывала наказание в Сегежлаге и Карлаге, освобождена 31.12.1945 г.
          Их сын Анатолий (1929 г. р.) воспитывался в детских домах, в 1957 г. был осужден на 5 лет лишения свободы по политической статье. Он писал в воспоминаниях: «От бабушки узнал, что моего отца, честного коммуниста, арестовали по 58-й статье как врага народа. А маму не тронули бы, если бы она написала в газету и взяла развод. Но мама носила ему передачи – вот и "загремела"».   
          Владимира Ангела нет в метрических книгах церкви Георгия Хозевита, но уже упоминалась запись от 26.03.1906 г. о рождении Гавриила, сына Александра Антоновича и Параскевы Афанасьевны Ангелов. Приводимые даты рождения Гавриила и Владимира различаются на один день, ясно, что это одно и то же лицо. Очевидно, имела место смена имени Гавриил на более благозвучное имя Владимир (как у "вождя мирового пролетариата") вместе со сменой "бандитской" фамилии Ангел на "почти революционную" фамилию Ангел-Комсомоленко. Впрочем, смена фамилии не помогла.
          Гавриил был троюродным братом Евгения Ангела. А Параскева Афанасьевна и была той бабушкой, у которой Анатолий Ангел проживал в 1945 г., о чем писал в воспоминаниях.
          В краеведческих публикациях писалось о проживании Евгения Ангела во Владикавказе у родной тети во время обучения в кадетском корпусе. Этот эпизод его биографии прояснить до конца не удалось. У Петра Никитича Ангела была сестра Наталья, по мужу Петренко, но она записана как крестьянка-собственница и проживала во Власовке. Больше подходит сестра жены деда Никиты София Даниловна Стратиевская, мещанка, которая в 1870 г. проживала в Нежине. Но сведений о пребывании Стратиевских на Кавказе пока не найдено.
          Таким образом, проведенные исследования архивных документов позволили существенно расширить знания о роде атамана Евгения Ангела. Его родословная установлена до 5-го колена, а временные рамки рода простираются во вторую половину ХVIII века. Полученная информация о происхождении Ангелов несколько противоречит семейным преданиям о болгарских корнях рода, хотя они и не исключаются. Также установлено, что употребляемая в метрических записях фамилия Ангелов является не болгарским, а русским вариантом украинской фамилии Ангел и появилась в середине XIX века.