Как жить не по любви, а по расчету. Притча

Елена Хотулева
Когда я жила в Корее, одна знакомая пожаловалась мне, что богатый муж сначала начал ей изменять, а потом выгнал из дома. Она чувствовала себя обманутой и сквозь слезы рассказывала о том, что, хотя никогда не любила своего мужа и вышла на него по расчету, считает его предателем. Мне стало любопытно, какую позицию в этом вопросе занимают люди, которые идут путем дзен. И обратилась к знакомому за советом. Ответ я получила нестандартный.

Мой друг не был монахом, он был просто опытным человеком, который всю жизнь старался придерживаться философии дзен. Я решила, что в моем довольно светском вопросе он будет наилучший советчик. Поэтому я спросила его, что он думает о браках по расчету.

Он с каким-то безразличным лицом сказал:

– Представь себе, что мы с тобой пошли прогуляться. И вдруг тебе захотелось мандаринов. Я покупаю кулёк, очищаю один мандарин и даю тебе. Ты пробуешь, и говоришь мне, что он кислый. Что я делаю?

Я несколько оторопела, поэтому ответила:

– Не знаю.

Он рассмеялся:

– Ну что же тут непонятного. Мандарины кислые, мы рассчитывали на сладкие. Я их выбрасываю и предлагаю тебе купить яблок.

– И что с того? – Я никак не могла понять, к чему он ведет.

– Ты откусываешь кусочек яблока, но нам снова не везет. Оно кислое. Что я делаю? Можешь не отвечать, – Он снова усмехнулся. – Я злюсь, выбрасываю эти яблоки и предлагаю тебе пойти в ресторан. Вот и всё.

– Как всё? – удивилась я. – А в чем же мораль? Мы вроде хотели поговорить о расчете.

– Так мы и говорим об этом. Что же тут непонятного. Скажи, я должен чувствовать себя виноватым перед мандаринами?

Я пожала плечами:

– Думаю, что нет.

– А перед яблоками?

– Наверное, тоже нет.

Он внимательно посмотрел на меня:

– Правильно. Не должен, потому что эти товары не соответствуют заявленному качеству. Я их выбросил и забыл об этом досадном инциденте. Ты все еще ничего не поняла?

– Не до конца, – ответила я.

Тогда он продолжил:

– Когда женщина позиционирует себя как товар… А происходит именно так, когда она «выходит замуж за деньги». То муж по факту соглашается на ее условия, то есть принимает правила и вступает с ней не в любовные, не в семейные, а в товарно-денежные отношения. И в этом случае он живет с ней до тех пор, пока товар отвечает заявленным качествам.

– И потом? – я была несколько шокирована таким поворотом разговора.

– Ну потом он просто «выбрасывает» старый товар, забывает о неприятном инциденте и приобретает новый товар. Или, если ему надоело покупать и продавать, то наконец-то женится по зову сердца на той, которая его любит. Сама понимаешь, что слова о любви здесь условны, так как хорошие отношения могут описываться разными словами. Но суть в этом.

– То есть отношения по расчету мы сравниваем с покупкой фруктов?

– Именно так. Если никто не чувствует себя виноватым перед мандаринами, то почему муж твоей знакомой должен ощущать вину за свой поступок? Жена перестала ему нравиться, но она была товаром. Он обменял ее на другую.

Я молчала, и он воспринял это как непонимание, поэтому решил объяснить детальнее:

– Ни мужчины, ни женщины не должны относиться к партнерам как к товарам, не должны ориентироваться лишь на расчет. А если они все-таки так поступают, то должны быть готовы к тому, что их выбросят по истечении срока годности.

Вот такой разговор состоялся у меня о браках по расчету. Вспоминая его, я думаю, что вполне уместно назвать этот диалог притчей. Уж очень нестандартно мой знакомый пояснил мне свою точку зрения.