Реальность Кафки

Елена Конюшкова
Реальность Кафки


На фото: Уголок площади Франца Кафки в Праге, где он жил.



Размышления о романе "Процесс" Франца Кафки в привязке к современной реальности. На абсолютную истину не претендую, но повод задуматься есть.


Редакция № 2 от 07.02.21

Оглавление

Глава 1.  О, дивный новый мир! (с)
Глава 2.  Фантасмагория Кафки
Глава 3.  Гипотетическая метафизика бытия
Глава 4.  Прикладная метафизика



                Глава 1.  О, дивный новый мир! (с)


Широко известная, переделанная из популярной песни, строка какого-то неведомого остряка «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» на самом деле совсем не смешна, но трагична. Но об этом мало кто догадывается.

Тема эта созрела уже давно, но лишь последний год с его безумствами на почве вирусов придал ей особую актуальность. Вмиг, как по движению колдовского жезла, весь уклад мировой жизни рухнул. Еще год назад никто не поверил бы в подобное, и вот, пожалуйста. Хочу предложить весьма экзотическую гипотезу о тайных корнях этого явления. Эта гипотеза пришла мне на ум, когда я вспомнила о романе Кафки "Процесс", хотя, казалось бы, на первый взгляд – в сюжетах ничего общего.
 
Внезапно оказалось, что в мире нет никаких устойчивых социальных законов, нет никаких прав человека, нет никакой возможности вернуть жизнь в нормальное русло. И кто-то еще нагло повторяет: "жизнь никогда не будет прежней!". Он-то откуда знает? Кто вложил ему в уста эту сомнительную фразу? В чьи планы входит не позволить жизни вновь приобрести нормальные черты? Ведь по идее, если это просто вирус, то борьба с ним должна быть успешной, как и прежде с прочей заразой. Тем более, на деле никакой особой катастрофы нет. Да, смертность повыше чем от гриппа, пока лечить совсем не умеем, но не так, чтобы сходить с ума.

Правда, были многочисленные сообщения о предполагаемом рукотворном происхождении этого вируса, в том числе, и от известных ученых, исследовавших его структуру. Они пришли к выводу, что столь разнородные фрагменты не могли объединиться естественным путем.

В частности, лауреат Нобелевской премии за открытие ретровируса ВИЧ Люк Монтанье, занимающийся исследованиями коронавируса, ссылаясь на индийских коллег, заявил: «Они провели анализ генома и показали, что в полном геноме этого коронавируса имелась последовательность иного вируса, и – сюрприз для меня – это была секвенция вируса иммунодефицита (СПИД)».  Далее он сообщил, что на индийских медиков было оказано «колоссальное давление», дабы не дать им опубликовать свои выводы: «Никто не хочет, чтобы истина увидела свет».

На вопрос, не могла ли последовательность ВИЧ возникнуть в вирусе естественным путем, Монтанье ответил: «Нет. Если вы хотите, чтобы в геноме коронавируса возникла последовательность вируса иммунодефицита, нужно обладать соответствующими инструментами на молекулярном уровне, это не может произойти естественно. В этом должен участвовать сотрудник лаборатории. Раньше для этого требовалась очень высокая квалификация. Но уже несколько лет как этот процесс очень упростился… История с рыбным рынком – это красивая сказка, но она не соответствует действительности, это слишком маловероятное развитие событий».

Член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института молекулярной биологии Петр Чумаков  подтвердил выводы Монтанье: «Там есть несколько вставок, то есть подмены естественной последовательности генома, которые и придали ему особые свойства». Так же он сообщил: «В Китае ученые уханьской лаборатории на протяжении более 10 лет активно занимались разработкой различных вариантов коронавируса... Они делали совершенно безумные, на мой взгляд, вещи – к примеру, вставки в геном, которые придавали вирусу способность заражать клетки человека». И еще добавил: «никто не исключает, что за спиной ученых стояли кураторы, которые направляли их действия в нужном им направлении».

Вот такая интересная история вырисовывается. И это далеко не все свидетельства! История может оказаться чуть ли не бесконечной, особенно, если не взять ситуацию под контроль. А попытки расследования, в том числе международные и поначалу громкие, как-то так потихоньку затихли. Что более чем странно. И ведь не то, чтобы было доказано естественное происхождение вируса! Нет, просто затихло и все.

Но внезапно ситуация изменилась. Совсем недавно Китай засекретил всю информацию о происхождении этого коронавируса, хотя сам, по сообщениям новостных агентств, активно исследуют этот вопрос. А ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) сообщила, что в 2021 году мировое сообщество ждут существенно новые разновидности коронавируса. Тоже весьма странное предсказание, если, конечно, они не знают чего-то такого, о чем пока умалчивают. Да и новые более опасные разновидности этого вируса совсем недавно появились в Великобритании. Случайные ли это мутации? Не похоже. Случайных много, об этом писали, но они не несут в себе новых угроз. А там речь именно о новых опасностях – вирус более агрессивный, т.е. заразный.

Совсем недавно прочитала запоздалую новость, оказывается еще: "В середине июля (2020 года) стало известно, что сотрудники лаборатории в Ухане, откуда началось распространение коронавируса по миру, бежали из Китая и сотрудничают с западными спецслужбами, чтобы 'попытаться сложить вместе' информацию о возможном возникновении вируса в лаборатории Уханя".  Круто. Если уж бывшие сотрудники об этом говорят, то дело явно нешуточное.

В памяти всплывает пресловутая и многократно осмеянная тема мировых заговоров. Однако повод задуматься есть. Генетика, судя по общему развитию отрасли,  уже способна к подобным прорывам, да и ученые подтверждают. А если это сделать можно, то, несомненно, рано или поздно сделано будет. Другое дело, что выпускать такую гадость на свободу вряд ли кто-то в здравом уме решился бы. А при случайной утечке новыми мутациями не грозили бы. А если они естественные, то о них бы не говорили с такой уверенностью. И вообще много других странностей.

Мне кажется, вряд ли подобные злодеи среди нас могли бы сами по собственной воле выпустить такую заразу в свободное путешествие по миру, ведь они невольно поставили бы под удар себя самих, своих близких и вообще неконтролируемый круг людей. А вот под серьезным давлением – вполне.

Но кто же может оказать подобное давление? Очередная, так сказать,  «масонская ложа»? Не думаю, слишком дикий повод, да и ложи, верно уж перевелись. Кучка очень богатых и влиятельных особ? С какой стати? Очевидная выгода не просматривается. Какой-то блок стран? Тоже на бред похоже. Вроде никто не мог, ибо это неразумно. А какой-нибудь маньяк в принципе мог бы, но руки коротки для такой задачи. Казалось бы – никто.

Но руководство почти всех стран практически одновременно стало рушить свои экономики, не обращая внимания на собственные законы. Никогда в мире не было столь странного единодушия.  И сделали они это тогда, когда и эпидемии-то толком не было. Или они что-то уже знали? А иначе выглядит совершенно неправдоподобным, чтобы они все втихую быстро сговорились об этом. Слишком много разногласий. Не бывает так в политике.

И более чем сомнительно, что такой крах мировой экономики реально мог бы наступить только из-за нехватки аппаратов ИВЛ, о которых в прежние времена вообще никто не слышал. В подобных случаях государства обычно говорили и говорят, что они не всесильны, как могут, так и лечат. Все к этому давно привыкли. Дескать, да, есть такая технология, но на всех не хватает, да и не всегда помогает. Обезболить постараемся. И нет проблем. Поехали дальше.

А тут вдруг началось массовое государственное безумие с почти полной остановкой экономики якобы для спасения жизней, к тому же преимущественно пенсионеров, которые наиболее уязвимы для этого вируса. Вы в это верите? Я - нет. Даже не смешно. Как ни прикрывайся правильными словами, но суть отношения правящей верхушки к населению давно всем очевидна. Никто на здравую голову не заподозрит их в подобном гуманизме.

Напротив, любой стране в целом выгодно иметь поменьше нахлебников в виде всяких пенсионеров и прочих болезных. Может, вирус намеренно был заточен именно под это? А то дюже долго жить стали на пенсиях –  экономика трещит от такой нагрузки. 

При таком раскладе, если это намеренный процесс, новые, более активные мутации могут иметь целью более быструю и эффективную фильтрацию населения – кому в морг, а кому еще тут помучиться, наверное, уже в противогазах, а не только в масках.
 
А чрезмерная заботливая суета руководителей – лишь попытка замазать этот неприглядный факт, чтобы никто ничего такого не подумал. Они же так заботятся! Они жертвуют экономикой! Они даже идут на наглое беспрецедентное нарушение базовых прав людей, запрещая пожилым передвигаться по городу. И всё исключительно ради их жизней! Угу. (Вот мне, кстати,  давно интересно, а что полицаи делают с нарушителями, которые, конечно же, найдутся. Тоже дубинкой по кумполу или сапогом в живот? Или сразу в морг?)

Но многие из руководства на следующем шаге публично наплевали на жизни других людей, разрушенные из-за их противоправных действий. Почему-то их интересует лишь спасение от пресловутого вируса. Интересно, шо за избирательность такая? Выглядит противоестественно.

Другие болезни отодвинуты. Смертность по ним из-за этого возросла, но эти жизни им без разницы. У них, видите ли, не хватает врачей. Рак? Туберкулез? Сердечная недостаточность? Подождите, не до вас, помирайте там сами. А у нас тут эпидемия. Заметьте, не чума какая-нибудь, косящая всех, а вполне себе умеренный вирус. К тому же, крайне важно(!), до эпидемии, как все должны знать, было далеко. А абсолютное большинство, согласно сообщениям в СМИ, подхватив этот вирус, узнавало об этом только, если сдавали специальные анализы. То есть, у большинства населения вирус не вызывал болезни, ибо никаких симптомов и последствий! Есть подозрение, что до реальной эпидемии дело, может, никогда бы не дошло, даже если вообще ничего не делать. А паника как при чуме в средние века. Не кажется ли вам это странным?

Между тем, сейчас, в феврале 21 года, эпидемия в РФ, как трындят по всем СМИ, пошла на спад, хотя вакцинация только началась, охватила лишь малую часть и такого мгновенного эффекта иметь не может. Не значит ли это, что большинство населения уже получило этот вирус естественным путем, не заметив этого и не узнав об этом? И иммунитет у них уже есть. Если это так, то можно было вообще ничего не делать – все само бы пришло в норму, а у вируса, похоже, была утилитарная цель. Посмотрим, как дальше будет.

Кстати, когда у академика РАН, вирусолога Феликса Ершова спросили, когда может пойти на спад пандемия, он ответил: «При условии, что будут инфицированы процентов 70-80 популяции. Сейчас вирус разносят здоровые носители. Они выполняют функцию естественной вакцины и способствуют созданию коллективного иммунитета».    

Так мы дожили до этого момента? Картина складывается просто фантастическая, если оценивать манипуляции от власти критически. Мы уже год тут мучаемся непонятно с чего, по вполне сомнительным основаниям. Опять же возникает вопрос: где автор этого мирового безобразия? В студию, пожалуйста. Не получается поверить в естественность столь странных событий, включая все последствия.

У вас рухнул бизнес? Остались без работы? Вертитесь сами. Точечные подачки в РФ ситуацию не сильно изменили. Голодаете? А мы что ли, кормить всех должны?  Нет, конечно, они только разорять всех должны.  «Самоизоляция»  –  слово-то какое придумали! Будто не они своими карательными мерами загнали всех по норам, а всё это исключительно добровольно. 

Жизнь большинства населения внезапно летит в задницу: ни тебе нормальной учебы, ни общения, ни поездок, даже крайне важных, ни праздников, ни досуга…  Но это всё никого наверху не волнует. Спасая одних, губят других и в огромных количествах. И это нормально?

Нет, тут явно не гуманизм в основе. Да и когда он был у государств? Особенно, государств нашего типа. Как хотите, но похоже действительно на международный заговор группы ученых (скорее даже тех, кто спонсировал эти разработки) с руководством как минимум некоторых стран с целью оптимизации состава населения. Но это выглядит бредом. Разве такое может быть в цивилизованном мире,  да еще и остаться в тайне?

И даже если допустить. С нашего уровня бытия, раздираемого множеством противоречий, столь масштабная тайная спецоперация не прокатит. Это очевидно.  Хотя такой ход истории и выгоден в определенном долгосрочном смысле многим странам, вряд ли они способны сами устроить такой успешный междусобойчик мирового уровня.

Вот тут я и вспомнила про Кафку с его жуткой псевдореальностью, которая, несомненно, имеет метафизические корни, переплетенные с  ветвями власти, на которых орудуют государственные чиновники разного, но вполне земного уровня.

У Кафки обычная жизнь внезапно разрушается вмешательством каких-то безумных событий, не поддающихся привычной логике, но накладывающих на человека нелепые и трудно объяснимые ограничения. И многое в романе указывает на то, что подлинная причина этих событий является метафизической, т.е. лежит за пределами нашего мира.

Глядя на окружающую, нынче свихнувшуяся, реальность, невольно задаешься вопросом: здесь ли глубинные причины этого нашего кошмара? Или они тоже имеют метафизические корни? Не пытается ли кто-то с помощью этого вируса заново отформатировать слишком вольную цивилизацию, играя на страхе преждевременной смерти, присущем многим? На разных уровнях бытия могут быть приоритетными разные цели. Впрочем,  на земном уровне просматривается и эта цель тоже – многие государственные чиновники высокого ранга мечтают о полном усмирении населения. А то привыкли права всякие качать. Коронавируса на них не было.

Все эти бесконечные поражения в правах, запреты собраний, передвижений, работы, обучения, а также  обязательные маски, а то уже и респираторы, прерывание всякого сообщения между странами, а то и внутри стран полностью искорежили привычную нам жизнь, превратив ее в какую-то пародию. Может кому-то это надо уровнем выше? Как я уже говорила – слишком масштабный и запутанный проект, чтобы мог быть реализован своими земными силами.

                Глава 2. Фантасмагория Кафки


Но пора вернуться к Кафке. Когда-то в какой-то газетной статье, кажется в «НГ», случайно прочитала, как некий известный чиновник, попавший в серьезный судебный переплет с длительной неоправданной отсидкой в СИЗО и прочими подобными прелестями, воскликнул: «А Кафка-то оказывается – реалист!». Забавно, что до этого он сильно критиковал Кафку за нежизненность сюжетов. Имя чиновника стерлось из моей памяти.

Так вот, только люди, попадающие в весьма тяжелые и странные обстоятельства, связанные с непонятным длительным давлением и насилием со стороны государственных служб, в состоянии понять, то, что Кафка описывает некие закоулки реальности, которые, судя по всему, ему тоже достались, и в избытке. Потому что выдумать такое невозможно. Читала, что он сам не хотел публиковать это произведение, просил друга предать это все огню. Подозреваю, что как слишком личное. Но его друг Макс Брод все же опубликовал роман «Процесс» после его смерти, чем прославил его имя в веках.

Еще в молодости я столкнулась с чем-то похожим в жизни, если смотреть не на детали, а на суть. А когда прочитала «Процесс», то сразу поняла, что это и обо мне тоже. С тех пор Кафка сделался моим любимым писателем. Не из-за какого-то там особого писательского мастерства, но по сходству сюжетов. Не в буквальном смысле, естественно, но в смысле общей, так сказать, идеологии. Никаких арестов или чего-то подобного у меня не было (как, впрочем, и у Кафки, насколько мне известно), был лишь общий жизненный разлад, основанный на тайном и не вполне понятном разрушительном внимании спецслужб к моей достаточно аполитичной в то время персоне, длинный ряд крайне неприятных событий без видимых причин, необоснованное жесткое давление. Более того, процесс давления в отношении меня медленно, но неуклонно из года в год шел по нарастающей без всякого внятного объяснения. И к данному моменту все это уже почти несовместимо с жизнью. И точно – несовместимо с нормальной жизнью. Но это просто к слову, речь тут будет не обо мне.

Типичный кафкианский сюжет кратко можно описать так: некий человек живет своей обычной жизнью, но вдруг какое-то событие, может быть даже незначительный пустяк, порождает лавину серьезных и тяжелых происшествий, которую он, несмотря на все усилия, не может не только остановить, но даже осмыслить. События эти не просто тяжелые, но при всей их реалистичности,  взаимосвязи нередко носят совершенно фантастический и причудливый  характер, настолько, что ситуацию не только невозможно объяснить посторонним, не рискуя показаться сумасшедшим, но и самому досконально разобраться. При этом ситуации эти обычно связаны с непосредственной угрозой здоровью и жизни. И, как я понимаю, нередко кончаются преждевременной смертью. В общем, именно так у Кафки.
До сего момента лишь относительно редким людям выпадало несчастье попасть в эту беспросветную мясорубку. Потому большинство считает Кафку фантазером. Однако мировую известность он получил благодаря компетентному меньшинству. Значит, не так уж нас мало.
 
Абсурд кафкианского типа уже местами просматривается и в нашей нынешней общественной жизни. Некоторые исследователи творчества Кафки писали, что основная канва «Процесса» отражает безумную историю  репрессий в двадцатом столетии. И, понятно, не только в нашей стране. С этим можно согласиться, но все же в этой трактовке чего-то не хватает, а именно метафизического воздуха этой книги, придающего ей какой-то вселенский объем. На этом аспекте я остановлюсь подробнее.   

Но сначала я немного напомню суть главного романа Кафки «Процесс».

«Процесс» начинается с: «Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест».

Это завязка. Все эти сюжеты, насколько я могу судить, связаны с ложью, клеветой, тайными интригами и прочими неблаговидными делами. Причем совершенно непонятно, кто именно стоит за всем этим.

Вся логика жизни в  «Процессе» как бы вывернутая наизнанку, превращающая обычный мир в абсурдную и тоскливую фантасмагорию. В этом абсурдном мире, несомненно, существуют некие управляющие, действующие из-за кулис. Явно мы их не видим, но без них не могло бы быть всего этого жуткого спектакля. Такое впечатление, что «кукол дергают за нитки» с какого-то другого уровня бытия с иной, нечеловеческой логикой, настолько безумны порой их действия и слова. 

Следуя за приключениями злосчастного Йозефа, мы вместе с ним погружаемся в этот сумасшедший мир и постепенно проникаемся его безумной логикой. Характерная деталь: все самые решительные попытки докопаться наконец-то до истины, до причины происходящего бреда неизменно упираются в какую-то как бы ватную преграду, в которой можно запутаться, как муха в паутине, но невозможно пройти путь до конца.

Йозеф поначалу считает все происшедшее какой-то невероятной ошибкой, но стражник отвечает ему: «Наше ведомство – насколько оно мне знакомо, хотя мне там знакомы только низшие чины, – никогда, по моим сведениям, само среди населения виновных не ищет: вина, как сказано в законе, сама притягивает к себе правосудие, и тогда властям приходится посылать нас, то есть стражу. Таков закон. Где же тут могут быть ошибки?».

Или на его попытки разобраться в его судебном деле ему отвечают: «дело в том, что все судопроизводство является тайной не только для  общественности, но и для самого обвиняемого».

Вас мучительно убивают, но не смейте даже пытаться понять кто и за что. Кстати, сам Кафка умер в достаточно молодом возрасте. Вроде бы от болезни. Но, если считать Кафку реалистом и соотносить его самого с его безумным миром, то в этой странной вселенной болезнь может быть лишь исполнением таинственного приговора согласно логике абсурда.

Так что его вывод «Значит, суд бесполезен. Один палач вполне мог бы его заменить» вполне правомерен в этой реальности. Боюсь, что и наша реальность стремительно приближается к кафкианской по целому ряду параметров.

Человечество в процессе эволюции пришло к пониманию необходимости признания всеми, так называемых, прав человека. Прекрасная идея! Жаль только, что реальности она мало соответствует. А если мы предположим  существование и влияние на наш мир иных метафизических миров, как это просвечивает у Кафки, то эта идея рассыпается в прах.

И жаловаться как там, так и тут некуда: «верховный суд, ни для вас, ни для меня и вообще ни для кого из нас совершенно недоступный. Как этот суд выглядит – мы не знаем».

А, кроме того, угодивший в эту западню обречен, ибо: «ни одного полного оправдания я ни разу не слышал». Как это уже знакомо и нам, не правда ли?

Но превращению нормальной реальности в этот морок вольно или невольно способствуют реальные люди своей продажностью, глупостью и душевной  нечистоплотностью. Их низменные качества кто-то использует ради своих подлых целей. Они, безусловно, марионетки, более того, преступные марионетки, так как все же наделены свободой воли. Но им плевать на всех прочих. И, похоже, никакого «высшего суда» для этой мерзкой прислуги так и не будет. Увы, но и «высшей справедливости» во вселенной нет. Разве что, как частный случай.

Йозеф говорит в своей обвинительной речи: «в моем случае за этим арестом стоит огромная организация. Организация эта имеет в своем распоряжении не только продажных стражей, бестолковых инспекторов и следователей … но в нее входят и судьи высокого и наивысшего рангов с бесчисленным … штатом служителей, писцов, жандармов, а может быть даже и палачей. А в чем смысл этой огромной организации, господа? В том, чтобы арестовывать невинных людей и затевать против них бессмысленные … и безрезультатные процессы». Намек весьма прозрачный.

Но в этом мире нет никакого смысла в очевидных и правильных словах. Слова не могут повлиять на ход событий. Можно многое понять и даже доказать абсурдность Процесса, нельзя лишь остановить этот дикий механизм, неведомо каким Молохом заведенный.

И в конце, после всех злоключений, не добившись никакого результата,  Йозеф сдается, понимая, что ему противостоит нечто столь могущественное, что он никогда не преодолеет: «Да, меня затравили!». И  хотя он совершенно ни в чем не виновен, он покорно идет с палачами и позволяет себя убить. Я его прекрасно понимаю – есть предел человеческих сил, после исчерпания которых смерть становится желанным выходом из непонятного тоскливого  бесконечного и незаслуженного ада. Таков сюжет этой страшной и печальной повести, если очень сжато.

      Глава 3. Гипотетическая метафизика бытия


Теперь расскажу, к каким мыслям подтолкнула меня как эта книга, так и окружающий антураж. Объяснение мое тоже не совсем обычное, ибо включает в себя не совсем традиционное представление о мире. Впрочем, в наш век ломаются прежние устои, и причина тому – наука. Может, не все еще осознали эту ломку.  Вкратце остановлюсь на этом.

Вы когда-нибудь задумывались о Боге и мироздании? Наверное, да. Все когда-нибудь задумываются. Прежние поколения не могли понять того, что для нас (по крайней мере, для некоторых из нас) уже стало очевидным благодаря научно-техническому прогрессу. Безусловно, пока общая картина  гипотетична, но получается примерно так. В детали и обоснования здесь вникать не буду, статья не о том.

Похоже, наш мир цикличен. Любая цивилизация неизбежно развивается от примитивного социума к цивилизации с развитой наукой и техникой. В процессе этого развития постепенно приходит понимание собственного устройства, а потом неизбежны попытки повторить себя в новом мире. 

Конкретно мы сейчас стоим в начале осмысления принципов работы нашего сознания и организма в целом, и в начале реализации новых технологий создания жизни. Мы же все видим этапы этого движения, ну те, кто интересуется. И, судя по всему, если цивилизацию не уничтожить, то она приходит к полному пониманию того, как именно она устроена и копированию себя в новой цивилизации.

Последние исследования показали, что работа нашего мозга изощренным способом запрограммирована. Мы к такого рода программированию еще не привыкли, в основе сознания, оказывается, лежит совсем не прямолинейная машинная логика, которая нам понятна, но иная – вероятностная. Хотя пока не до конца понятно, каким именно образом осуществляется выбор между этими вероятностями. Но на основании этих исследований мы уже можем фрагментарно моделировать отдельные сложные функции нашего разума, что долго у нас не получалось. То же распознавание лиц, например, которое нынче повсюду. То бишь, мы просто содрали новый тип программирования с собственного мозга. И получилось!

Когда-нибудь разберемся полностью. Тогда неизбежно наступит этап творения нового мира. Понятие Бога при этом размывается. Все оказалось не так, как думали. С очевидностью (вспомните бритву Оккама) вытекает, что никакого единого Бога нет и выше. Только бесконечный во времени цикл повторяющих друг друга цивилизаций.

Судя по всему, сотворение дочернего мира происходит обычно в новом отдельном изолированном пространстве, из которого родительский мир напрямую недоступен. А там, в родительском пространстве, существует сообщество тех самых условных богов (по существу, людей), которые крайне далеки от идеализированных образов, придуманных религиями. Тем не менее, за нами, согласно этой гипотезе, наблюдают и вмешиваются в ход событий.

        Глава 4.  Прикладная метафизика


И если принять версию, что нами управляют, то надо понять каким именно образом, ведь физически и непосредственно наш мир недоступен для прямого управления из иного пространства, хотя и порожден им. Значит, должны быть найдены некие механизмы, которые, принадлежа к земному миру, подчиняются верхнему.

Очевидный ответ – религии. Они сами позиционируют себя как связующее звено между реальностью и метафизическими сущностями. Это же давно известно и никого не удивляет. Они якобы имеют вербальную связь с метафизикой и объявляют себя служителями самых разных богов. Поди, проверь.

Но религии не имеют той полноты власти в мире, которая требуется для полноценного управления населением, ибо лишь относительно небольшой процент населения готов реально и добровольно выполнять все религиозные требования. По крайней мере, в Западном типе цивилизации.

Кроме того, религии вынуждены, по крайней мере, публично придерживаться неких задекларированных норм и целей, а этого, скорее всего, недостаточно для полноценного манипулирования населением. Изменить же нормы в сторону их вседозволенности религии не могут, так как, это встретит очевидное противостояние общества. Потому какие-то цели могут быть достигнуты с помощью религий, но этого управителям, судя по всему, мало.

И тогда можно вспомнить об иных властных структурах в общественном устройстве, которые моральными нормами себя не ограничивают, а полнотой власти как раз обычно обладают. Я говорю как о чиновниках в самом широком смысле слова, так и о спецслужбах, якобы ставящих своею целью защиту государственного строя, но на самом деле, чем только ни занимающихся. Эти структуры в том или ином виде, под тем или иным названием присутствуют в любом обществе.

По характеру основной деятельности спецслужбы обязаны обладать значительной информацией о частной жизни населения, но обычно стремятся превысить необходимый уровень, если только общество не ставит им преграды в их любви к специфическому знанию. В частности, в нашей стране они уже подмяли под себя почти все, что шевелится. Да и во многих других тоже.

А их роль, как специально, в последние десятилетия значительно расширилась в связи с массовым распространением терактов, главным образом, с помощью смертников. Ранее такого массового явления не было. И вдруг набежали. Религия - один из важнейших инструментов, способных внушить верующему стремление к счастливой загробной жизни. Но для того надо пострадать здесь, быть может, даже принести себя в жертву, говорят они. И именно это явление отчего-то стало массовым в определенных кругах.  А религии, как я уже говорила, сами себя позиционируют посредниками в общении с «верхним» миром, т.е. представляют их интересы. И получаем…

Так что совершенно очевидное решение лежит на поверхности: гипотетическим управителям верхнего мира было бы очень удобно использовать тайную, и потому неподконтрольную законам, деятельность спецслужб для исполнения собственных проектов в тех случаях, когда религиозные организации помочь им не в силах. Конечно, они заняты в основном другими делами, но и эта канва также может присутствовать, хотя, думаю, далеко не все сотрудники органов были бы осведомлены об этом.

И вот, если вообразить, что это метафизическое скрытое вмешательство с иного уровня бытия действительно имеет место быть,  то совокупное взаимодействие и воздействие религий, спецслужб, чиновничества, исподволь опирающееся на неявное метафизическое давление и может дать  тот самый эффект фантасмагории.
 
Перечитайте «Процесс» Кафки, да и «Замок» тоже. Там как раз и выставлен симбиоз чиновничества,  религий и спецслужб как средство управления и, в частности, подавления естественной жизнедеятельности определенных неугодных субъектов. При этом верховные сценаристы не сильно озабочены формированием убедительных причинно-следственных связей в пределах нашего мира, сюжеты нередко слеплены на живую нитку – того и гляди развалятся – и выглядят как минимум нелепо, той самой фантасмагорией.

Это, кстати, самый характерный признак вмешательства мистических «кафкианских» сил, именно по нему легко опознать: похоже, что-то пошло  не земными путями. Потому что такой навязчивый бред, от которого невозможно избавиться в реальности, сам по себе явиться не может.  Под бредом я здесь имею в виду не психологическое состояние, а затейливый и разрушительный набор жизненных обстоятельств, который не может быть вполне убедительно объяснен видимыми причинами.

Но это их не останавливает. Им главное – добиться цели, нейтрализовать чем-то не угодивших персон и направить развитие в нужное русло. Вот и приходится подключать спецслужбы с их специфическим широким  арсеналом средств. Все это в целом и дает тот эффект тоскливого иррационального кошмара с невнятными целями, который жертвы ощущают на себе. 

Впрочем, совсем не факт, что несчастные жертвы действительно могут сыграть какую-то существенную роль в развитии цивилизации. В каких-то случаях может это так, а в других работают какие-то другие механизмы. Например, эксперименты над нами или некое подобие кино с реальными живыми персонажами, над которыми не жалко издеваться,  ведь они где-то там в другом мире, как бы и не реальном. А может, на длительном пути эволюции у кого-то сформировался такой генотип, который представляется им неперспективным и даже враждебным их целям, в чем бы они ни   заключались. Тогда могут быть предприняты попытки срочно истребить такой род. А человек, естественно, недоумевает, с чего этот ужас на него свалился.

При социализме нас убеждали, что любой человек ничего сам по себе не значит и есть только винтик в общественном устройстве, что «незаменимых у нас нет», но практика показывает совсем другое. Именно яркие личности двигают и поворачивают ход истории, и совсем не обязательно им при этом занимать высокие посты в государстве, порой можно оказать существенное влияние совсем с иных позиций: научных, философских, художественных и т. п.   

Возможно, люди, занятия и размышления которых позволили им понять или сделать нечто большее, чем то, что доступно массам, и попадают порою в этот жернов. Хотя эти жертвы сами могут совершенно не понимать, в чем именно причина неадекватного насилия над ними. А может быть, здесь опережающие меры – человек еще не сделал ничего выдающегося, но его уже поглотила эта воронка, чтобы и не смог сделать. Помимо этого, думаю, возможен отбор жертв просто по принципу «мне твоя рожа не нравится» или другому подобному.   

Наше развитие и направление движения цивилизации, согласно данной трактовке, пытаются на свой манер контролировать граждане сверху. И совершенно невозможно предугадать, что им там в какой-то момент покажется нежелательным и предосудительным.

Согласно данной трактовке, последняя история с вирусом, похоже, имеет своей целью запугать всю цивилизацию, изменить социальный уклад во всем мире, особенно в более свободных странах Западного типа. Наверное, надо приучить людей к повальному рабству и вообще поменьше возможностей им давать.

Чуть больше смертей, чем от привычных инфекций - и цивилизация уже пала: экономика рушится, образование тоже, туризм уничтожен, прав человека больше нет. Боже мой! Да кому нужна такая жизнь?! Если так пойдет, грядет повальная зависимость от бюджетных денег, возврат к какому-то феодализму.

А Кафка как раз и считает, что очевидное направление давления на людей имеет целью «довести до полной покорности», для чего используется, в частности,  тактика: «обмануть неопределенными надеждами и измучить неопределенными угрозами». Но не только. Арсенал средств велик и разнообразен. А направление одно – измучить до полной потери сил. Потому его реальность ощущается столь мучительной: силы несопоставимы, и жизнь превращается в пытку по непонятным причинам. Боюсь, в пытку могут попытаться превратить жизнь всей цивилизации.

А если мы посмотрим в восточном направлении, на страны исламского типа, то там и того симбиоза не надо, там «доведением до полной покорности» занимается в основном религия, и очень успешно занимается, так, что даже смотреть страшно. Своя специфика, но общая картина и направление движения те же, даже в более ярком варианте. Так что общая мировая тенденция налицо. Хотя Кафка про Восток не писал, но он вполне вписывается в эту схему, подтверждая реалистичность идей Кафки.

Мы еще очень мало знаем о своем мире и о том месте, которое он занимает в общей структуре вселенной. Очень может быть, что мы созданы таким образом, что иные миры проходят мимо нашего узкого диапазона восприятия незамеченными. А они есть. В программировании, например, все это вполне реализуемо. И может так случиться, что дальнейший прогресс подтвердит полную реалистичность идей Кафки.

А мы все в этом случае есть подопытные мыши некой высшей цивилизации. Слово «высшей» в таком контексте хочется взять в кавычки. И делают они тут с нами, чего им в голову взбредет, ибо могут сделать всё. Потому и мир наш столь плох, хотя мы неустанно пытаемся его исправить: перестать воевать, не производить бомбы в безумных количествах, договариваться друг с другом, не мучить других. Но не очень получается. Ибо кому это нужно, если нас тут и создали, например, в качестве игры-стрелялки? И веселятся, глядя на наши муки?   

Альтернативный взгляд на мироздание, не мной придуманный. Аргументов, что такое может быть, найдется побольше чем у классического божественного мироздания или классического атеистического. Да и практика подкидывает всё новые аргументы. Хотя, конечно, пока данная версия пребывает в стадии гипотезы.