Темрюкский ураган шестьдесят девятого

Гарри Велиас
На Темрюкский район в конце октября обрушился небывалый силы ураган. На Азовском море понялась гигантская волна, и выйдя из берегов, прокатилась по суше. Оказавшиеся на ее пути, два крупных рыбацких поселка, на самом берегу Азова,  были напрочь смыты. Протащив в адском водоворотом, она выбросила все на лиманы Черного моря, не пощадив ни людей ни животных. До Керченского района волна доатилась с менььшей силой, вечерний паром с пассажирами и автомобилями, не успев отойти от переправы, был выкинут на берег. Пассажирам тогда повезло - волна удивительно аккуратно опустила паром на берег, причем опустила аккуратно, что никто не пострадал. Люди на берегу благополучно переночевали на пароме. В тот злополучный день, моя супруга покупала в Керчи ко дню моего рождения подарок и оказалось на том пароме. Не зная, что она осталась на том берегу, и боясь за нее, так как ураган уже набирал силу, я пошел встречать ее к центральной дороге. Автобус в те времена от переправы на Темрюк не ходил. Пассажиры которых не встречали свои, добирались на попутках, прибывших на пароме вместе с ними. Ветер со страшной силой дул мне в спину, и я, с трудом удерживаясь на ногах двигался к дороге. Где-то в воздухе летели куски крыши, порой целыми листами. С неприятным пронзительным свистом над головой пролетел большой кровельный лист железа. Он с грохотом ударился в дом где-то спереди. Я услышал звон разбитого стекла и треск рухнувшего строения. Вверху надо мной, в мусорном вихре проносились обломки досок и куски штакетника. Дом Дмитрия находился на моем пути ближе к дороге. Проходя мимо, я увидел, что крыши над его домом уже не было. Веранду всю разбило, и около нее лежал тот огромный лист рваного кровельного железа. Вцелом дом выглядел жалко и тоскливо. Из среднего окна тускло светил огонек. Я с беспокойством подумал: "Как там мои друзья?!"
Выбравшись на дорогу я заметил огни машины, которая ехала от переправы. Она приближалась ко мне зигзагами, и я видел с каким трудом водитель удерживал свою легковушку  чтобы ехать ровно. Внезапно, сильным порыв ветра приподняло меня вверх и ударило о капот. Шофер успел затормозить и открыв окно обругал крепким матом.  Но, убедившись, что я не пьян, заговорил дружелюбно:
"Тебе что, мужик, жить надоело?"
-Я жену с парома встречаю!
-Я тоже своих встречать ездил! Сейчас звонил в Керчь, мне сообщили, что паром волной выбросило на берег. С пассажирами все в порядке, никто не пострадал, они остались ночевать на пароме, прибудут завтра. Или домой, мужик и не переживай!
-Хорошего пути! Спасибо Вам!
Возвращаясь назад я понял, что до дома могу не дойти. Я решил переждать у Дмитрия бурю. Застекленная веранда его дома была полностью разрушена. Кругом валялись стекла и деревянная обшивка. Я пробрался до входной двери и постучал. Ее открыла Татьяна.
- Проходи, - сказала она, - тебя куда понесло в такую погоду?
В комнате весь полбыл завален упавшей с потолка штукатуркой вместе с побелкой. Там же лежало и несколько больших тяжелых кусков, которые, падая могли покалечить и не только взрослых. Лишь в одном месте возле печи, потолок уцелел. Там на ковре спал пьяный Дима. На низком столике горел керосиновый фонарь (летучая мышь), а ближе к стене стояли люлька с ребенком и детская коляска.
-Таня, ты просто молодец! Но я не пойму, как ты сумела так быстро сообразить и выбрать безопасное место? Еще и успела барахло почти все перетащить.
Она засмеялась.
-Я родилась и выросла в шатре, близко ко всякой непогоде. Еще ничего не падало и не гремело, только этот ветер задул, как я почуяла, что беда идет. Тогда и стала торопиться все собирать. А вот как место выбрала такое, сама не знаю - сказала Таня, пожимая плечами, - что-то внутри подсказало.
Она посмотрела на мужа с доброй улыбкой и добавила: "Он сегодня совсем бухой пришел, - другу своему из музыкального ансамбля невесту засватал! Я его по полу волоком на ковре сюда приволокла. Он даже и не дернулся. Все барахло перетащила, а он смотри - дрыхнет и все нипочем. Правильно сделал ты Гаррик, что к нам завернул, а то бы тебе башку проломило. Ложись с Димкой рядом и спи, до утра далеко!"
Снаружи дом весь сотрясался. Ураган с жутким завыванием гулял над потолком. Там что-то бухало и перекатывалось. Засыпая, я видел сидевшую на полу Татьяну, прижавшись спиной к стене, она кормила ребенка, держа его на руках, и тусклый свет фонаря освещал ее красивый и нежный профиль. Возле же меня крепко спал мой друг и в пьяном бреду что-то себе под нос бормотал.
Следующим утром все узнали печальную весть о трагической гибели двух рыбацких поселков со всеми жителями. На стадион в Темрюке трое суток спасатели на вертолетах доставляли найденные тела погибших для опознания. Жителям Темрюка, что находились рядом со стадионом, жутко было слышать в течение этих дней, душераздирающий плач и стоны родственников опознавших своих близких.
Из Темрюка, моя супруга приехала ближе к обеду, рассказав сколько страха пришлось им пережить, когда большая волна подняла их, но опустив затем на берег так мягко, что даже ни одна машина не сдвинулась с места.Всю ночь они просидели на пароме.
Поднее, примерно через неделю, мой коллега по работе мне рассказывал: "Вчера был в Керчи по делам и зашел в пивную, осушить кружку. Там, в отдаленном углу, у столика повернувшись спиной, одиноко стоял человек. Приглядевшись к нему, я узнал по его рослой и крепкой фигуре, своего давнего знакомого - рыбака Тимофея. Он, как и все с тех поселков, потерял свою семью. Я подошел к нему и выразил соолезнования.
"Спасибо, Валера! - ответил он мне тихо, - вот пью и не пьянею".
Он посмотрел на меня трезвыми глазами, хотя под ногами стояла уже пустая поллитровка, а вторая, на столе откупорена.
"Давай брат, помянем моих!" сказал он, наливая и мне и себе.
Мы выпили, и он стал рассказывать: "Сосед мой, дружок Анатолий, в тот день дома остался, - прихворнул, и мы в море без него ушли. Эх... не брала меня никогда хвороба и жаль мне сейчас Валера, что не я был вместо всех них. Не заливал бы тогда водкой камень в груди. Всех потерял... всю семью. Нахрена мне теперь жизнь такая?
В мои планы пьянка не входила, но не мог я его бросить и уйти. Забыв все свои дела, я взял у буфетчицы закуску и бутылку водки и вернулся к нему: "Крепись, Тимоха, ты молодой еще, у тебя все впереди! Давай друг, твое горе сегодня глушить будем вместе!"
Мы выпили еще и он продолжил свой рассказ: "Двое суток, я с утра до позднего вечера, на стадионе, встречал каждый вертолет, но моих не было. У меня звенело в ушах от жутких криков родственников, узнававших своих. На третьи сутки последним рейсом вертолета, летчик увидев отчаяние в моих глазах сказал: "Садись в вертолет, - полетим вместеЖене моей в начале октября отмечали День рождения. Я ей тогда красивый браслет золотой подарил с яркими камнями. Радовалась она моему подарку, как девчонка, и снимала лишь только когда по хозяйству что делала. А так, даже спать с ним ложилась, не расставалась... Когда мы пролетали над лиманом, солнце ярко светило в лицо, и вдруг, я увидел внизу, среди смятых кустарников, у берега что-то ярко блеснуло. "Поверни туда!" - попрсил я пилота. Он снизил высоту. Я не поверил своим глазам: "Она вся, покрытая илом, и разной щепой, и только рука по локть из под них видна и браслет пылает. Вот она..." Похоронил я женушку  свою, а детишек, так и не нашли. Море их забрало... Эх, Валерка, давай всех помянем, и не только моих. Их много погибло. Спасибо, брат!"
На второй день, мне жена выговорила: "Такого пьяного я еще тебя не видела! Тимофей привел тебя, а вернее, притащил на себе, ты еле ноги волочил. А у него ни в одном глазу, как трезвый вроде. Такому медведю, конечно, и ведра мало. А ты нашел с кем тягаться!"
-Ты что, забыла какое у него горе? Я не мог одного его оставить!
- Ладно Валера, я понимаю все.
-А что ты его ночевать у нас не оставила?
-Так я уговаривала, соболезнование выразила, а он наотрез отказался, поблагодарил и откланявшись сказал: "От вас добираться далеко, могу опоздать! Завтра в море выхожу рано!
Всем пострадавшим от стихийного бедствия, совхозом была оказана материальная помощь. В каждый двор завезли стройматериалы: шифер, доски, все вплоть до гвоздей. Каждый житель делал ремонт своими силами. Кругом стучали молотки, жужжали пилы и слышались веселые голоса. Дом Дмитрия, пострадал как оказалось больше всех.Тракторист В. Красноштанный возвращался с фермы в самый разгар урагана и увидел как с Димкиного дома сорвало крышу - рвануло вверх и полетела она аэропланом на окраину станицы, упав, грохнувшись где-то у центральной дороги. Прошло две недели. Все сельчане успели отремонтировать свои дома, сараи и изгороди, и лишь у Дмитрия во дворе лежал стопой шифер, и материалы. Погода испортилась, похолодало и начались проливные дожди. Директо совхоза, проезжая мимо его дома, заглянул в гости и от увиденного был в недоумении: Через дырявый потолок, дождь лил в комнату как сквозь решето. В углу,  сидела Татьяна и стирала в тазу белье. Димки дома не было. В середине комнаты, были вырваны доски для стока воды. Под брезентным навесом разместился ее живой уголок: малыш спал в коляске, а на электроплитке что-то варилось. Мкартычян с сочувствием спросил Татьяну: "Что думает твой муж? Холодно уже! Зима не за горами! Почему крышу не накрыл? Печку не наладил?"
Татьяна смущенно пожала плечами и ответила: "А что я могу сделать?"
В тот же день, директор вызвал Дмитрия в контору.
-Дима, ребенка пожалей с женой! Накрывай скорее крышу! Ремонт наводи. На днях морозы ожидаются.
Димка баззаботно улыбаясь ответил: "Я музыкант! Мне никак нельзя грубую работу делать, руки испорчу! Да ты Георгий Аарудович не переживай за меня, до весны к Гаррику переберусь, а как весна придет, хата глиной запахнет, поставлю шатер во дворе и заживу по человечески со всеми удобствами!
- Уходи Димка, чтоб глаза мои тебя не видели!
Руководитель тут же вызвал бригаду строителей: "Срочно у директора клуба покрыть крышу, наладить отопление! Произвести внутренний ремонт"
Услышал я тогда новость: буквально перед холодами на место погибших рыбацких поселков, прибыли рыбаки с других мест, построили времянки, "забив" участки с намерением весной обустроить два новых поселка. Власти их уговаривали: "Вы что же творите? Место ведь крайне опасное!" Рыбаки же не хотели и слушать, спокойно отвечая: "Старики наши сказали, что такая волна выходит через каждые пятьсот лет, а здесь самое рыбное место. А эти пятьсот лет еще прожить надо!"