Женя и Гоша

Леонид Рабин
В последнее время появилось несколько интересных рецензий на традицонно новогодний фильм "Ирония судьбы, или с легким паром". Вот несколько цитат из одной из них:

"Итак. Главный персонаж - Женя Лукашин, средний мужчина среднего возраста, который ничего не имеет против проживания с мамой в одной квартире (что само по себе не преступление!), а также исповедоваться ей в своих любовных похождениях.

Каждая женщина встречала на своем пути вот таких среднестатистических мужиков, которые к 35-36 годам хороши только тем, что не женаты и для поклонниц на гитаре играют. Ответьте сами себе на вопрос, насколько привлекательным для вас был бы такой ухажер? Добавьте к этому его робость, нерешительность, мягкотелость, слепую преданность матери, пьющих без меры друзей и несомненные проблемы с алкоголем у него самого. Что бы вы сказали? Покажи вам такого «героя», вы вряд ли выбрали бы его своим принцем.

Но почему-то он запал в душу своей невесте Гале. Вероятно, именно по причине своего холостого положения, а также ее любви к контролю и доминантной позиции. Но об этом позже.

Главная проблема нашего героя ( и еще половины населения страны) - это отсутствие сепарации. То есть здорового, зрелого отделения от своей матери и выстраивания собственной жизни. Часто можно наблюдать, как "маменькины сынки», взрослея, заменяют маме мужа. Неосознанно, конечно, но жертвуют возможным партнерством с женщиной, чтобы мама не осталась одна и не почувствовала горечь одиночества и разочарования.

Естественно, на такого мужчину может «охотиться» тоже не вполне зрелая женщина."

"Ну и перейдем к Наде. Ее ситуация зеркальна с главным героем. Так же она не отделена от матери психологически. Я не говорю, что каждый взрослый человек, живущий с родителями, - это обязательно тот, чья зрелость порушена. Вместе с тем, сепарация - это сложный психологический процесс, который кстати, в нашей культуре не приветствуется. Родители живут для своих детей, демонстрируя им модель того, что собственную жизнь можно разрушать в угоду кому-то. Такие дети вырастают с жутким чувством вины и долга, а потому вместо зрелой, осмысленной жизни, ублажают стареющих родителей и живут уже для своих детей. Никто не живет для себя, реализуя свою задачу. Такой вот порочный круг. И любимая героиня любимого фильма не исключение. Если вспомнить ее личную историю - то это продолжительный роман с женатым человеком. Очень удобно, кстати, если наличие личной жизни надо симулировать. Это позволяет контролировать дистанцию, никогда не сближаться, а значит, сохранять единственную прочную привязанность со своей матерью."

Я уже рассуждал на этих страницах (http://proza.ru/2020/07/07/2068)о феномене зашкаливающего инфантилизма в советском обществе и культуре 60-70 годов прошлого века. "Ирония судьбы" стала завершающим знаковым аккордом этой эпохи инфантильности. Она заканчивалась, потому что исчерпала ресурсы, на которых держалась. Через пять лет вышел фильм "Москва слезам не верит" - во многом прямая противоположность "Иронии судьбы". Гоша из этого фильма - антипод Жени Лукашина, и его герои не боятся жить так, как они хотят, и брать на себя ответственность за себя самих и за тех, кто вокруг них.

Это была призказка, сказка впереди. Наступала эпоха перемен, и она выявила острый недостаток в людях такого типа как Гоша, желающих и готовых брать на себя ответственность на уровне семьи, предприятия, города и целой страны. Могу назвать только одного из них - Александра Лукашенко, не допустившего превращения своей страны в Сомали или постмайданную Украину. Были и фигуры поменьше, такие как мэр Нефтеюганска Владимир Петухов, предположительно убитый по заказу сбежавшего в Израиль олигарха Леонида Невзлина, но неинфантильных людей с позитивным целеполаганием на территории бывшего СССР было гораздо меньше, чем требовалось.

Гоша, он же Гога, мог бы вырасти в Лукашенко любого уровня, если бы ему предоставился шанс, но спустя десятилетия мы видим, чем закончилось правление Лукашенко в Беларуси. В этой стране выросло новое поколение зашкаливающих инфантилов. Оппозиционные паблики инфантильны настолько, что Женя Лукашин по сравнению с ними отдыхает. Мы видим в них людей, креативящих разными способами с бело-красно-белым флагом в руках и его вариантами, но не задающихся вопросом о том, откуда берется всё то, что окружает их в материальном мире. Ни одного слесаря там нет. То есть, волшебная формула того, как можно создать социально ответственное и развивающееся общество, но не инфантилизировать при этом населяющих его людей, до сих пор так и не найдена. Ее еще предстоит найти.

А чем занялся бы в перестройку и после нее Женя Лукашин? Мне почему-то кажется, что он снимался бы в роликах, рекламирующих пирамиду МММ и подобные ей лохотроны.

Интересна постперестроечная судьба двух режиссеров фильмов, о которых тут идет речь. Переписываю из Википедии:

Эльдар Рязанов:

"В начале 1993 года публично поддержал президента России Бориса Ельцина, призвав голосовать за доверие ему во время референдума 1993 г.

В ночь с 3 на 4 октября 1993 года, выступая в эфире РТР, Рязанов осудил решение Конституционного суда о снятии запрета с деятельности первичных организаций КП РСФСР (КПРФ) и назвал сторонников Верховного Совета «коммунистическими выродками», «ублюдками». Также он сравнил КПСС с НСДАП.

В январе 1996 года был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу. В марте—июне того же года вместе со своим другом Зиновием Гердтом и пародистом Александром Ивановым активно агитировал за избрание Бориса Ельцина президентом России на второй срок.

В интервью радиостанции «Эхо Москвы» в 2011 году дал преимущественно положительную оценку деятельности и личности Бориса Ельцина, а самой большой ошибкой экс-президента назвал назначение Владимира Путина своим преемником. В том же году вместе с другими деятелями культуры и правозащитниками подписал открытое письмо с требованием отменить «антиконституционный запрет на регистрацию новых партий» и допустить к выборам все политические силы страны.

Высказывался против уголовного преследования фигурантов «Дела ЮКОСа» и участниц группы Pussy Riot. Призывал москвичей принять участие в акциях протеста против Федерального закона № 272 (т. н. «Закона Димы Яковлева»), запретившего усыновление российских детей гражданами США. В марте 2014 года вместе с супругой подписал опубликованное «КиноСоюзом» открытое письмо с осуждением «российской военной интервенции в Украину» и «беспрецедентной антиукраинской кампании, развязанной российскими государственными каналами». Поддержал проведение в Москве конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма» и подписал обращение конгресса, в котором осуждалось присоединение Крыма к России. Также подписал обращение деятелей российской культуры против политики президента РФ В. В. Путина по отношению к Украине. Имя и фамилия Рязанова были внесены властями Украины в так называемый «белый список» деятелей культуры и искусства разных стран, которые поддержали территориальную целостность и суверенитет страны.

На протяжении многих лет последовательно выступал в защиту животных: за принятие соответствующего федерального закона, расследование фактов жестокого обращения, создание цирков без номеров с дрессировкой. Поддерживал кандидатуру экологической активистки Евгении Чириковой на выборах мэра Химок 2012 года."

Владимир Меньшов:

"В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне.

В 2003 году вступил в партию «Единая Россия». В интервью журналу «Esquire» в 2010 году заявлял, что вступил в неё случайно, жалеет об этом и с иронией относится к деятельности партии, но не выходит из её рядов во избежание скандала. Тем не менее, на выборах в Государственную думу 2016 года Меньшов стал доверенным лицом «Единой России».

В 2007 году, отвечая на вопрос о возможном третьем сроке президентства Владимира Путина, Меньшов заявил, что относится к такому варианту развития событий «резко отрицательно» и раскритиковал коллег, говорящих об отсутствии альтернатив действующему главе государства. На президентских выборах 2018 года режиссёр вошёл в число доверенных лиц Путина. Однако в 2016 году режиссёр утверждал, что всегда голосовал за коммунистов, положительно оценивал советский период истории.

Поддерживал присоединение Крыма к РФ и высказывал мнение о необходимости воссоединения с Донбассом, передал ополченцам Донбасса 1 миллион рублей. В 2016 году Служба безопасности Украины запретила Меньшову въезд в страну сроком на 5 лет."

Ох, не случайно все это. И такой поворот ироничной судьбы можно было с высокой степенью вероятности предсказать уже в 1975-1980 годах, когда два эти человека создавали свои классические фильмы.