7. 4 Падение души в материю. Часть 2

Лариса Болотова
                Из книги «Великие Посвящённые»  Эдуарда Шюре:

(стр.326) «Накануне последнего дня, вновь вступившие соединялись вечером в таинственном месте священной рощи, чтобы присутствовать при похищении Персефоны. Сцена разыгрывалась под открытым небом жрицами храма. Обычай этот чрезвычайно древний, и основа этого представления, его господствующая идея оставалась та же самая, хотя изменялась значительно на протяжении многих веков.

Во времена Платона, благодаря развитию трагедии, старинная строгость священных представлений уступила место большей человечности, большей утончённости и более страстному настроению. Направляемые Иерофантом, оставшиеся неизвестными поэты Элевзиса сделали из этой сцены короткую драму, которая развёртывалась приблизительно так:

(Участвующие в Мистериях появляются парами на лесной лужайке. Фоном служат скалы; в одной из скал виднеется грот, окружённый группами мирт и тополей. На переднем плане – лужайка, прорезанная ручьём, вокруг которого разместилась группа лежащих нимф. В глубине грота видится сидящая Персефона. Обнажённый до пояса, как у Психеи, её стройный бюст поднимается целомудренно из тонких драпировок, окружающих нижнюю часть её тела, подобно голубоватому туману. Она имеет счастливый вид, не сознаёт своей красоты и вышивает длинное покрывало разноцветными нитями. Деметра, её мать, стоит рядом с ней; на голове её kalathos, а в руке она держит свой скипетр)».

                Понятие, скорей восприятие, красоты запрограммировано в нас? Под вышиванием покрывала, думаю, нужно понимать создание своей судьбы.

«Гермес (герольд Мистерий, обращается к присутствующим):

Деметра предлагает нам два превосходных дара: плоды чтобы мы могли питаться иначе, чем животные, и посвящение, которое даёт всем участникам сладостную надежду и для этой жизни, и для вечности. Внимайте же словам, которые вы услышите, и всему, что сейчас удостоитесь увидеть. –

Деметра (серьёзным голосом):

Возлюбленная дочь Богов, оставайся в этом гроте до моего возвращения и вышивай моё покрывало. Небо - твоя родина, вселенная принадлежит тебе. Ты видишь Богов; они являются на твой зов. Но не слушай голоса хитрого Эроса с чарующими взглядами и коварными речами. Остерегайся выходить из грота и не срывай соблазнительных цветов земли; их тревожное и пьянящее благоухание погасит в твоей душе небесный Свет и уничтожит даже самое воспоминание о нём. Вышивай покрывало и живи до моего возвращения с твоими подругами нимфами, и тогда я явлюсь за тобой и увлеку тебя на моей огненной колеснице, влекомой змеями, в сияющие волны Эфира, что расстилаются по ту сторону Млечного Пути».

                Эрос, в своём высшем аспекте есть творение, а в своём низшем - рождение себе подобных.  Половую энергию, которой обладает человек можно использовать на рождение себе подобных или на создание внутри себя высших тел, то есть на формирование своей души. Грехопадение души человека в материю – это желание сразу стать Богом, творить себе подобных.

«(Персефона) Да, царственная мать, обещаю во имя того света, который окружает тебя, обещаю тебе послушание и да накажут меня Боги, если я не сдержу своего слова. (Деметра выходит).

(Хор нимф) О, Персефона! О, целомудренная невеста Небес, вышивающая образы Богов на своём покрывале, да будут от тебя далеки тщетные иллюзии и безконечные страдания земли. Вечная истина улыбается тебе. Твой божественный Супруг, Дионис, ожидает тебя в Эмпиреях. Порой он является тебе под видом далёкого солнца; его лучи ласкают тебя; он вдыхает твои вздохи, а ты пьёшь его свет… Уже заранее обладает вы друг другом. О, чистая Дева, кто может быть счастливее тебя?»

                Я понимаю это так, что в судьбе каждой души стать Богом. Персефона – Мировая Душа, Дионис – Мировой Дух, Деметра – Мировой Разум. Так ли это?

«(Персефона) На этом лазурном покрывале с безконечными складками, я вышиваю своей иглой безчисленные образы всех существ и вещей. Я окончила историю Богов; я вышила страшный Хаос с сотней голов и тысячью рук. Из него должны возникнуть смертные существа. Но кто же вызвал их жизни? Отец богов сказал мне, что это – Эрос. Но я никогда не видела его, мне незнаком его образ. Кто же опишет мне его лик?

(Нимфы) Не думай о нём. Зачем ставить праздные вопросы?

(Персефона поднимается и откидывает покрывало) Эрос! Самый древний и самый юный из Богов, неиссякаемый источник радостей и слёз, ибо так говорили мне о тебе – страшный Бог, единственный, остающийся неведомым и невидимым из всех Безсмертных, и единственный, желанный таинственный Эрос! Какая тревога, какое упоение охватывает меня при имени твоём!

(Хор) Не стремись узнать больше! Опасные вопрошения губили не только людей, но и Богов».

                Очень похоже на Библейский миф об Адаме (Дух) и Еве (Душа). А змий получается Эросом. А кто же Разум? Бог? Эрос получается как один из аспектов (проявлений) Бога, а именно, творение в высшем проявлении и рождение в низшем проявления, то есть Божий Дар.

«(Персефона устремляет в пространство взоры, полные ужаса) Что это? Воспоминания? Или это страшные предчувствия? Хаос… Люди… Бездна рождений, стоны рождающихся, яростные вопли ненависти и битв… Пучина смерти! Я слышу, я вижу всё это, и бездна притягивает меня, она хватает меня, я должна спуститься в неё… Эрос погружает меня в её глубины своим зажигающим факелом. Ах, я умираю! Удалите от меня этот страшный сон! (она закрывает лицо руками и рыдает).

(Хор) О, божественная девственница, это не более как сон, но он воплотится, он сделается роковой действительностью, и твоё небо исчезнет подобно пустому сну, если ты уступишь преступному желанию. Последуй спасительному предостережению, возьми свою иглу и вернись к своей работе. Забудь коварного! Забудь преступного Эроса!

 (Персефона отнимает руки от лица, на котором совершенно изменилось выражение, она улыбается сквозь слёзы) Какие вы безумные! И я сама потеряла рассудок! Теперь я сама вспоминаю, я слышала об этом в олимпийских мистериях: Эрос самый прекрасный из всех Богов; на крылатой колеснице предводительствует он на играх Безсмертных, он руководить смешением первичных субстанций. Это он ведёт смелых людей, героев, из глубины Хаоса к вершинам Эфира. Он знает всё; подобно огненному Началу, он проносится через все миры, он владеет ключами от земли и неба! Я хочу его видеть.

(Хор) Несчастная! Остановись!!»

                У души есть рассудок. Значит, у души есть не только чувства, но мысли.  А на Земле вначале жили Боги. Хотя Олимп мог быть связующим звеном между мирами. Боги были безсмертными, значит, не имели физического тела.

«(Эрос выходит из леса под видом крылатого юноши) Ты зовёшь меня, Персефона? Я перед тобой.

(Персефона садится) Говорят, что ты хитрый, а твоё лицо – сама невинность; говорят, что всемогущ, а ты похож на нежного мальчика; говорят, что ты предатель, а твой взгляд таков, что чем больше я смотрю в твои глаза, тем более расцветает моё сердце, тем более растёт моё доверие к тебе, прекрасный, весёлый ребёнок. Говорят, что ты всё знаешь и всё умеешь. Можешь ли ты помочь мне вышивать это покрывало?

(Эрос) Охотно! Смотри вот я у ног твоих! Какое дивное покрывало! Оно точно купалось в лазури чудных очей твоих. Какие прекрасные образы вышила твоя рука, но всё же не столь прекрасные, как божественная швея, которая ещё ни разу не видела себя в зеркале (он лукаво улыбается)».

                Что же хотел пробудить в Персефоне Эрос? Эгоизм, любовь к себе.

«(Персефона) Видеть себя! Разве это возможно!? (она краснеет). Но узнаешь ли ты эти образы?

(Эрос) Узнаю ли я их! Это – история Богов. Но отчего ты остановилась на Хаосе? Ведь только здесь и начинается борьба! Отчего ты не вышьешь борьбу титанов, рождение людей и их взаимную любовь?»

                То есть в физический мир вошли не сами Боги, а из отражения, их отражённые образы?

«(Персефона) Моё знание останавливается здесь и память моя не подсказывает ничего. Не поможешь ли ты мне вышить продолжение?

(Эрос бросает на неё пламенный взгляд) Да, Персефона, но с одним условием: прежде ты должна пойти со мной на лужайку и сорвать самый прекрасный цветок.

(Персефона) Моя царственная и мудрая мать запретила мне это. «Не слушайся голоса Эроса, сказала она, не рви земных цветов. Иначе ты будешь самой несчастной из всех Безсмертных»!»

                Как мы выяснили Деметра, мать Персефоны – это Разум.

«(Эрос) Я понимаю. Твоя мать не хочет, чтобы ты познала тайны земли. Если бы ты вдохнула аромат этих цветов, все тайны раскрылись бы для тебя.

(Персефона) А ты их знаешь?

(Эрос) Все; и ты видишь, я стал от того лишь более молодым и боле подвижным. О дочь Богов! Бездна обладает ужасами и содроганиями, которые неведомы небу; тот не поймёт вполне и неба, который не пройдёт через земное и преисподнее».

                Что имел в виду Эрос? Чтобы стать Богом, человек должен начать с нуля и пройти весь путь сам.

«(Персефона) Можешь ли ты объяснить их?

(Эрос, он дотрагивается до земли концом своего лука. Большой нарцисс появляется из земли) Да, смотри!

(Персефона) О, прелестный цветок! Он заставляет меня дрожать и вызывает в моём сердце божественное воспоминание. Иногда засыпая на вершине моего любимого светила, позлащённого вечным закатом, я видела при пробуждении, как на пурпуре горизонта плыла серебряная звезда. И мне казалось тогда, что передо мной загорелся факел безсмертного супруга, божественного Диониса.  Но звезда опускалась, опускалась… и факел погасал в отдалении. Этот чудный цветок похож на ту звезду.

(Эрос) Это – я, который преобразует и соединяет всё, я, который делает из малого отражение великого, из глубины бездны – зеркало неба, я, который  смешивает небо и ад на земле, который образует все формы в глубине океана, я возродил твою звезду, я извлёк её из бездны под видом цветка, чтобы ты могла трогать её, срывать и вдыхать её аромат».

                Что же пробудил Эрос в Персефоне? Страсть, желания страсти.  О чём вспомнила Персефона? О божественной любви, когда она (Душа) была едина с Дионисом (Духом). Эрос – это Эго? Фохат? Майа? Эрос создал ощущения? Звезда это монада?

«(Хор) Берегись, чтобы это волшебство не оказалось западнёй?

(Персефона) Как называешь ты этот цветок?

(Эрос) Люди называют его нарциссом; я же называю его желанием. Посмотри, как он смотрит на тебя, как он поворачивается. Его белые лепестки трепещут как живые, из его золотого сердца исходит благоуханием, насыщающее всю атмосферу страстью. Как только ты приблизишь этот волшебный цветок к своим устам, ты увидишь в необъятной и чудесной картине чудовищ бездны, глубину земли и сердца человеческие. Ничто не будет скрыто от тебя».

                Желать можно только то, что не имеешь.

«(Персефона) О, чудный цветок! Твоё благоухание опьяняет меня, моё сердце дрожит, мои пальцы горят, прикасаясь к тебе. Я хочу вдохнуть тебя, прижать к своим губам, положить тебя на своё сердце, если бы даже пришлось умереть от того!

(Земля развёртывается около неё, из зияющей чёрной трещины медленно поднимается до половины Плутон на колеснице, запряжённой двумя чёрными конями. Он схватывает Персефону в момент, когда она срывает цветок и увлекает её к себе. Персефона напрасно бьётся в его руках и спускает громкие крики. Колесница медленно опускается и исчезает. Она катится с шумом, подобно подземному грому. Нимфы разбегаются с жалобными стонами по всему лесу. Эрос убегает с громким смехом)

(Голос Персефоны из-под земли) Моя Мать! На помощь ко мне! Мать моя!

(Гермес) О стремящиеся к мистериям, жизнь которых ещё затемнена суетой плотской жизни, вы видите перед собой свою собственную историю. Сохраните в памяти эти слова Эмпедокла:

Рождение есть уничтожение, которое превращает живых в мертвецов. Некогда вы жили истинной жизнью, а затем, привлечённые чарами, вы пали в бездну земного, порабощённые чарами плотью. Ваше настоящее не более, как роковой сон. Лишь прошлое и будущее существует действительно. Научитесь вспоминать, научитесь предвидеть».

                О каком прошлом и будущем идёт речь? О реальном? Уж точно не о земном.

«Во время этой сцены спустилась ночь, погребальные факелы зажглись среди чёрных кипарисов, окружавших небольшой храм, и зрители удалились в молчание, преследуемые плачевным пением иерофантид, восклицавших: Персефона! Персефона!»   

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы.