Победа как в день Мадиама

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта рождественской проповеди, прослушать проповедь можно на СаундКлауде)

Первые семь стихов Ис.9 надежно связаны в нашем сознании с рождественской тематикой, но неплохо вписать их и в контекст эпохи Исайи. В первом стихе пророк говорит об умалении Галилеи языческой. Умаление (прежде всего в глазах соотечественников) было связано как раз с распространением на Галилею языческого влияния. Этот район был населен язычниками со времен, когда царь Соломон подарил эту область колена Неффалимова царю тирскому.

В результате Галилея погрузилась во тьму: «Народ, ходящий во тьме…» (Ис.9:2). И не только она, а со временем и весь Израиль. Исайя составил длинный каталог подвидов тьмы: суеверия (2:6), вещизм (2:7; 5:8-9), идолопоклонство (2:8,20), высокомерие (2:12-17; 5:15), нехватка хороших руководителей (3:1-4), угнетение сильными слабых (3:5-6,12-14), роскошь богачей (3:16-26), алкоголизм (5:11-13,22). Процветала храмовая проституция. Детей приносили в жертву аммонитскому божеству Молоху (4Цар.23:10; Иер.7:31; 19:5).

Тьма? Еще какая. Мрак сгустился еще и в том смысле, что Завулон и Неффалим, два самых северных израильских колена, к этому времени уже были захвачены Ассирией (9:1). Города и деревни разрушены. Местное население перемещено на другие территории в сотнях километров от родины. Мрак в религии, в отношениях между ближними, в политике… И какое же решение найдет Бог? Младенец (Ис.9:6). Младенец? Цари, военачальники, пророки, судьи, священники не справились, а Младенец справится?..

Важно то, что до шестого стиха, говорящего об этом Младенце, есть еще несколько стихов. В четвертом сказано, что победа придет, «как в день Мадиама». Что за день Мадиама? Это когда Гедеон победил мадианитян. А как он их победил? Малой силой или, скорее, бессилием. Бог сократил армию Гедеона с тридцати двух тысяч человек сначала до двадцати двух тысяч, а потом и до трехсот воинов. Гедеон победил большое и страшное малым и немощным.

Этот мотив слабости, побеждающей силу, сопровождает Иисуса с первых глав Евангелия до последних. Рождество – это не рейдерский захват небесными силами земных царств. Это маленькое пшеничное зерно, которое падает в землю, умирает, а потом приносит плод во сто крат. Голгофа – продолжение Рождества. Бог становится слабым и уязвимым, Таким, Которого можно ударить, плюнуть Ему в лицо, предать и убить. Бог Отец жертвует Ферзя и… выигрывает. Как в день Мадиама.

При этом Иисус не просто пассивно подставляет Себя ударам сил зла, Он преображает эти ситуации, делая их моментами благодати. Он превращает предательство в дар самоотдачи. Один апостол предал Его, другие разбежались – Иисус не ожесточается, но говорит: Я принимаю вашу неверность и делаю из нее дар отдачи Себя вам. Стоит ли говорить, что это рецепт и нашего следования по следам Его? Поступать по благодати – это превращать ситуации несправедливого отношения к нам в акты любви и жертвы.

Здесь сидит много выпускников и учащихся музыкальных школ, поэтому я приведу две иллюстрации из сферы музыки. Вот первая из них. Известный богослов Карл Барт сказал о музыке Моцарта: в ней есть мощное «нет», поглощаемое торжествующим «да». Надежда христиан – не просто уверенность, что добро в конце победит зло и Бог примчится к нам на помощь. Это понимание, что нет ничего, что нельзя было бы сделать плодотворным. Та часть мира, которая изменится и преобразится, изменится именно под влиянием красоты силы немощи Иисуса и Его последователей.

В центре Лондона есть площадь, которая называется Трафальгарская площадь. Она получила свое название в честь победы в Трафальгарской битве. В 1841-м году по углам площади были установлены четыре пьедестала для памятников знаменитым британцам.

Три пьедестала были заняты еще в 19-м веке статуями короля, военачальника и государственного деятеля. А четвертый пустовал до 1999-го года, почти 160 лет. Согласитесь, довольно необычно: столица Великобритании, центральная площадь, пьедестал есть – а памятника нет.

В 1999-м г. на этом пьедестале была поставлена статуя Христа, но статуя необычная. Она была выполнена не в героическом ключе, а очень реалистично: Иисус изображен без одежды, как Он был на кресте, ростом со среднего человека, молодой, очень худой, очень уязвимый. Статуя называется «Ecce Homo», в переводе с латинского «Се, человек».

Вокруг стоят величественные статуи короля и победителей, известных по истории Англии. В центре площади высится колонна из темно-серого гранита высотой 52 м, на ней – статуя адмирала Нельсона. Четыре стороны колонны украшены фресками, изготовленными из захваченных и переплавленных наполеоновских пушек.

Рост Нельсона – 5,5 метров, рост Иисуса – метр семьдесят. Один прохожий, увидев эту статую впервые, сказал: «Если Христос такой, то все пропало. Он же слабый, как котенок... Как христианство может выиграть?»

Статуя была установлена в 1999-м году, а уже в 2000-м году ее сняли и установили на этом месте другую статую, просто одного человека, даже не очень известного.

Пророчество в Ис.9:6-7 звучало обнадеживающе, но ждать его исполнения пришлось лет семьсот. Матфей пишет, что переезд Иисуса из Назарета в Капернаум (на территорию Неффалима и Завулона) был исполнением пророчества Ис.9:1-2 (Мф.4:14-16; ср. Лук.4:14-30). Районы вокруг Галилейского озера, которые первыми подверглись Божьему суду и первыми были захвачены ассирийцами, первыми увидят и рассвет нового дня (Ис.9:1-2).

Для современников Исайи победа, о которой он писал, была в будущем. Для нас – в прошлом. Не удержусь и еще раз обрущусь к Еф.6:10-20 (изучаем его на церковном разборе), на этот раз сопоставлю текст о всеоружии Божьем с книгой Иисуса Навина (идею сопоставления взял у преподавателя греческого языка д-ра S.M.Baugh).

Павел в некотором роде находится на положении Иисуса Навина. Как Моисей ушел, оставив Иисуса Навина завоевать Ханаан, так и Иисус вознесся, оставив Павла (и нас) с заданием распространить на языческие районы пределы Его царства (Рим.11:13; 1Тим.2:7). Как Иисус Навин отправился на другую сторону Иордана, чтобы начать захват обетованной земли, так Павел вел наступательную кампанию по обращению мира.

Об этом расширении приверженцев Мессии сказано и в пророчестве Исайи: «Ты умножишь народ» (9:3); «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его» (9:7) (престол Давида – это престол Господень (1Пар.29:23), т.е. не надо понимать это выражение узко как владычество только над евреями). Это общие черты, а теперь о различиях.

Иисус Навин получил приказ о вторжении от вождя воинства Господня с обнаженным мечом (И.Нав.5:13). Павел же подчинялся приказам Князя мира (Ис.9:6; Еф.2:14-17; Он Князь мира не в том смысле, в каком князь мира – сатана, тот временный князь над земным и поднебесным миром, а Иисус Князь мира в смысле примирения с Богом), и единственным наступательным оружием апостола при завоевании планеты была радостная весть о мире (Еф.6:15). При этом Иисусу уже покорено все, Он победитель (Еф.1:20-23; Ин.16:33; Мф.28:18-19), поэтому Павел в Еф.6 призывает не атаковать, а стоять.

Вторая музыкальная иллюстрация. Как-то в нашем Доме молитвы исполняли часть оратории Генделя «Мессия», а именно хор «Аллилуйя». В этой оратории Гендель использовал много цитат из Священного Писания. Н.Т.Райт в последней своей переведенной на русский язык книге («День, когда началась революция») обращает внимание на место этого хора в произведении. В оратории три части: первая посвящена ожиданию Мессии, Его рождению и служению, вторая – Его смерти и воскресению, а также проповеди Евангелия в мире, третья – воскресению мертвых и ликованию нового творения.

Хор «Аллилуйя» прославляет Бога, Который воцарился над миром, при этом размещен он не в конце третьей части, где мы ожидали бы его увидеть, перенося тем самым центр ликования обновленной вселенной и прославления Творца в конец человеческой истории, а в финале второй части, описывающей период, в котором живем мы с вами. В богословском плане это очень проницательная композиция: торжество началось уже сейчас, начало новому творению положено, победа Божья одержана. Аллилуйя! «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».

24.12.2020