Рунный камень. Сейды бабинских саамов

Валентина Попова 5
     Изучая историю родного края, мы сталкиваемся с удивительным, порой загадочным миром природы, в котором с древних времен по сегодняшний день вместе с приезжими из других регионов России, живет коренное население Севера – саамы (лопари). Задавшись целью ознакомить земляков с историей края, стали собирать информацию и том, что могло послужить стимулом для бережного отношения к окружающей среде, так как экологические проблемы в районе стоят остро.
     Была создана детско-юношеская экологическая организация «ЛЭкБез». В ее задачи входила пропаганда эколого-краеведческих знаний. За эти годы выпущена книга «Реки и озера Ковдорского района», которая стала настольной для каждого школьника города. Создано более 20-ти короткометражных видеофильмов. Взят под общественную защиту гидрологический памятник природы «Комсозеро», где провели летний экологический лагерь, выезжали туда для съемок фильма «Забытый памятник природы», выпущен настенный календарь «Комсозеро — чудо Ковдорского района — 2002».
     В процессе работы мы выяснили, что территория в древности заселялась двумя родственными племенами: саамами и финами. Об этом свидетельствуют географические названия различных природных объектов района.
     Выезжая для обследования той или иной территории, мы столкнулись с явлением, которое у саамов именуются сейдами. За 30 лет экспедиций накопился достаточно обширный материал по этой теме.

     Современная классификация выделает два вида сейдов: антропоморфные, связанные с культом почитания предков (саамское праудедки) или превращением людей в результате испуга в камни и зооморфные, помогающие при охоте и рыбалке.
     К первому типу мы относим главный сейд нашего района. Мы назвали Эа по имени богини. Жительница Риколатвы учитель географии Любовь Поликарповна Исыпова, уроженка известной саамской семьи из Ловозера ласково называла сейд Мать. Она рассказывала, что мама водила их в детстве, когда они заболевали, лечила экзему. Видимо применяла заговоры, которыми в древности пользовалось местное население.
     В радиусе действия сейда члены кружка испытывали необъяснимое чувства восторга. Ребята начинали рисовать какие-то неведомые им ранее знаки, говорить о том, что видят необычные для времени года картины.
     Ко второму виду относим сейд, найденный на озере Кандос. О нем мы узнали из описания Ольги Комарецкой рассказа Онисима Сергина из Бабинского погоста (транскрипция названия, возможно, не правильна):
     «Колдуны задумали перетащить остров с озера Кандос (ташка, приспособление для вьюка) на другое место, чтобы было удобней рыбу ловить, и стали его тащить. Увидела это баба и говорит: "Смотрите, остров к нам едет" и тотчас окаменела вместе с островом. С тех пор этот окаменелый остров находится в конце озера Кандоса, называется он Колос-Оло».
 
     Очень большую работу по изучению сейдов нашего края провели в начале XX века Владимир Юльевич Визе, Владимир Владимирович Чарнолуский, писатель Василий Иванович Немирович-Данченко. Говорят, последний настолько пришелся по душе бабинским лопарям, что ему первому среди русских были рассказаны саамские волшебные сказки. А в 1927 году ленинградский этнограф Ольга Комарецкая опубликовала шесть рассказов бабинских саамов о взаимоотношениях человека и сейда. И сейчас мы можем идентифицировать находку.

     Сейд - это «дух», обитающий в некоторых, большей частью приозерных камнях и скалах, покровительствующий лопарю в разных его промыслах и обладающий сверхъестественной силой. К нему обращались с просьбами об удачной охоте, рыбалке, рождения ребенка... В благодарность за удачу приносили в дар пищу, хребты от съеденной рыбы, оленьи рога, по которым мы сейчас определяем сейды.
     Но кроме камня естественного происхождения, от булыжника до скалы, сейдом могло быть озеро, болото, роща, дерево, пень, углубление, пещера. В воде, считали саамы, живет «сациен со своими детьми». Когда сильный нойд умирал, он превращался в сейд – камень, имеющий собственную душу. Саами верили, что такой сейд способен перелететь с места на место. Многие сейды не сохранились до наших дней. "Улетел", можно было услышать о пустом сейде, к которому бессмысленно обращаться за помощью. Такой сейд предположительно расположен по дороге из Ёнского в Риколатву.

     В Атласе азиатской России за 1914 год есть на одной из карт удивительная приписка "Россия в 1562 г. времен Ивана Грозного "Эти скалы имеют вид людей, вьючных животных, верблюдов, мелкого скота и т.п. Это были орды народа, которые пасли стада крупного и мелкого скота; вследствие какого то поразительного превращения они, окаменев внезапно, обратились в скалы, причем первоначальный вид нисколько не изменился. Произошло это чудесное явление лишь 300 лет назад".

     В саамских легендах Челм Этьке (Глаз-камень), Нойд Вуке (ручей колдунов) и Коньтич Этьке (Дикий камень) тоже говорится об окаменении от сказанных слов. Так "Два колдуна стали проводить речку из Каложного озера в Кох-озеро. В это время увидел это человек, сказал слово - и в тот же миг все окаменели".
   
     Не рассматривая вопросы хронологии возникновения сейдов, мы углубились в мифологическую и психофизическую подоплеку этого явления, постарались собрать максимум информации из различных источников (литература, архивные данные, беседы с населением, собственные наблюдения и эксперименты). Первой эти выводы озвучила Ольга Кучерявая на областном конкурсе «Молодые исследователи Севера».
     Изучение темы подтолкнуло к мысли, что аномальные (сакральные) зоны Земли, которые по нашему мнению фиксируются древними сейдами, аккумулируют информацию как вредного воздействия на организм человека, так и являются источником знания разного свойства. Длительное нахождение в геоактивных зонах расположения сейдов вредно влияет на здоровье человека.
   
     Альберт Эйнштейн говорил, что «самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека - это  ощущение таинственности». Именно с таким ощущением столкнулись мы, когда стали разбираться с предметом нашего исследования.

     За 10 лет существования эколого-краеведческого кружка Центра детского творчества было зафиксировано около 15-ти основных аномальных зон, где присутствуют сейды в том или ином виде на  Вайнатундре, сейд Голова оленя  на реке Ёне, Гроб-горе, озере Кандос, Комсозере, озере Кулос, горе и озере Кюме, озере Окуневом, озере Сейто и Верхнее Сейто, речке Быстрице, Тембозере, реке Тумче и на рунном камне (Ковдор)...

    Можно было бы отнести это к фольклору, но в журнале «Знание — Сила» в 70-е годы была опубликована статья об эксперименте в Новосибирском академгородке. Соорудили там специальную комнату, где было экранировано влияние земного притяжения и помещали на разное время добровольцев. У людей стали проявляться скрытые в них таланты. Кто-то, кто никогда не брал в руки кисть, начинал гениально рисовать, а у других, не имевших понятие о нотном стане, открывался музыкальный талант и т.п. А в журнале "Свет" № 3 за 1998 год  рассказывалось о камере магнитной изоляции, в которой пробуждались скрытые возможности человека.

     На одном из посещений Звездного городка во время пресс-конференции с космонавтами, Александр Лавейкин рассказал нам историю о полете с Романом Романенко, побывавших на станции «Мир» в 1987 году. Космонавты, готовясь к полету экспедиции Союза ТМ-2, попросили генерального конструктора Сергея Павловича Королева взять на борт гитару. Один из них умел играть на инструменте, другой мечтал научиться.
     Сергей Павлович учел просьбу, а через 21 год, после  смерти генерального конструктора, гитару прислали с транспортным кораблем. За пять месяцев полета, пока экипаж был на орбите, произошло чудо.      
     Восстанавливая хронику событий, списалась с астрономом Андреем Фесенко, который входил в состав жюри нашей секции «Человек. Земля. Вселенная» и вот что он мне ответил: «Песни пел космонавт Александр Лавейкин. Он рассказывал, что его напарник космонавт Роман Романенко никогда не держал в руках гитару, а в космосе у него открылся дар и он научился играть на присланном инструменте, сочинив 20 песен. На Земле этот дар у него пропал. О том, что в изоляции у человека просыпаются творческие способности писали космонавты Юрий Гагарин и Владимира Лебедев».

     Воспользовавшись возможностью с помощью радиолокационной станции проверить предположение, что наши аномальные зоны могут быть зафиксированы РЛС, сравнили координаты своих находок с данными, полученными на локаторе. Некоторые засветки четко ложились на радиус в 150 км, которые оператор называл известными объектами (отдельные вершины гор и Хибины).
     Зато при работе с картой мы почти не обнаружили возвышенностей такой высоты, которые могли бы отражать радиолокационный импульс. Но по азимуту точно совпадают с нашими аномальными зонами. Не был нам известен только один объект с азимутом 93°. Летом 2003 года мы побывали на озере Кулос и нашли этот сейд.
     Но удивляло то, что по расстоянию большинство наших объектов не совпадало с данным РЛС. Мы попытались соотнести с нашими находками. Сначала начертили по полученным координатам гипотетическую дыру. Дело в том, что у исследователей Лапландии в XIX веке можно встретить утверждение, что самые знаменитые колдуны (нойды) и знахари жили в Бабинском погосте. Даже Иван Грозный приглашал их, чтобы отвести комету от Москвы. " В 1583 году 53-летний царь Иван Грозный был еще крепок, хотя и страдал от разных недугов. ... Царь приказал собрать астрологов и колдунов со всей Руси и даже из Лапландии, числом около 60, чтобы они истолковали ему явление кометы".
     Но в дальнейшем от своей «круговой» гипотезы отказались, так как из литературы стали известны факты «мощных» сейдов и в других частях Кольского полуострова.

     При встрече с нашими космонавтами в городе Королеве мы услышали интерпретацию возникновения видений в космосе: влиянием тяжелых частиц на мозг человека. Повышенный фон радиации как раз и характеризуется наличием тяжелых частиц, испускаемых трансурановыми элементами, присутствующих в месторождениях полезных ископаемых. Возможно этим можно объяснить и явление мереченья, с которым мы неоднократно сталкивались в аномальных зонах.

     К своим экспедициям подходили основательно с точки зрения техники безопасности. Изучили требования древних жителей к правилам поведения в зоне действия влияния сейда. Был даже сделан доклад на одном из районных ученических чтениях. В нем был примера, когда не соблюдение предупреждений, что находиться в таких зонах долго нельзя, может привести к  летальному исходу.

     Интересен факт, который исследовали Слава Ануров и Денис Сухачев, замеряя уровень радиации у городского рунного камня. Фиксировали показателей  радиации в радиусе 1 метра с 18 ноября 2000 года по 12 ноября  2001 года. Максимум  был зафиксирован 17 декабря 151 мкр/час в 17  часов 33 минуты в восточном направлении относительно камня, в точках на ЮЗ и ЮВ по 156 мкР/час.  На остальных точках показатели - на порядок ниже.  В это  день температура  воздуха была минус 1 градус.
     Когда ребята построили графики, то  выяснилось, что в  центре камня, радиация как бы гасилась, а в  разные стороны увеличивалась. Но в городе она  была в  пределах нормы. Сопоставив наблюдения наблюдения с 22 по 28 ноября фиксация повышения  уровня радиации совпало с моментом  вспышек на Солнце.
     Сохранилась запись десятилетнего Славы: "После наблюдений оказалось, что змея живет своей жизнь. У нее вытянулся хвост, руны менялись с  каждым днем. Привлекало внимание еще и точность рисунка. Каждая руна менялась в  размере. Особенно перемены ощущались во время дождя.
     Некоторые посетители замечали, что рисунок исчезал, потом появлялся. Мы же, приходя на  место, этого не замечали. Предположили, что камень открывает свои тайны только избранным.. Рассказывали нам, что некоторых на камне посетили видения, что внутри  его находится  пульсар, некоторые фиксировали свет".

     К сожалению, не зная таких нюансов, иногда в подобных местах в советское время строили населенные пункты. Такой пример в районе есть. До 1939 года поселок Слюда назывался по названию горы Лейвойва (Гроб), в которой шахтным способом добывали слюду. Позже, выяснилось, что там высокий радиационный фон и через 50 лет поселок был ликвидировали.А  один шахтер поведал, что пари добычи слюды, видел каждую фалангу на  своей ладони.

     Любой вред, причиняемый человеком сейду может обойтись ему дорого. Рассказывают, что на Терском берегу группа подвыпивших мужчин пытались раскачать валун. Не получилось. Уехали. По дороге машина перевернулась и все они погибли. В Ковдоре сломал ногу мальчишка, который сдвинул рунный камень.

     Истории «открытия» нами расположения сейдов иной раз походили на детективную повесть и каждая из них достойна отдельного рассказа.