Языковая культура как способ формирования личности

Сергей Михайлович Заяц
Аннотация: В статье прослеживается глубокая взаимосвязь языковой культуры общества и личности; показан процесс взаимодействия личности и языковой культуры; раскрывается значение языка, его коммуникативная функция, способствующая формированию духовной личности; выявлена необходимость экологической составляющей русского литературного языка в системе народного просвещения.
Ключевые слова: язык, мышление, духовная личность, экология речи, литературный язык.
Известно, что язык тесно связан с мышлением, а значит, и с формированием человеческой личности. С древних времен человек осознавал себя частью единого культурного кода, естественно связанного с коммуникативной функцией языка. Вступая в полилог с Богом, природой, животным миром и себе подобным, человек формировал культуру общения, вырабатывал этические и эстетические правила, по которым следовало осуществлять свою деятельность. Эта деятельность тесно связана с народной культурой. Показательно утверждение Ф. Достоевского, что «язык – это народ», т.е. вся наша историческая память вбирается в сознание, в культурно-историческую традицию, в которой формируется человек как духовная личность. Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Эта мысль А. Камю абсолютно точно передает одну из важнейших функций языка. Совершенно естественно возникает потребность в изучения языка и языковой культуры, влияние которых на уровни сознания бесспорно.
В культурологической литературе значение языка чаше всего оценивается как:
- зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;
- кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные народом, хранятся в его языковой системе — фольклоре, книгах, в устной и письменной речи;
- носитель культуры, поскольку именно с помощью языка она передастся из поколения в поколение. Дети в процессе познания, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают обобщенный опыт предшествующих поколений;
- инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.
         Кроме того, язык:
- облегчает адаптацию человека в условиях окружающей среды;
- помогает правильно оценить объекты, явления и их соотношение, способствует идентификации объектов окружающего мира, их классификации и упорядочению сведений о нем;
- способствует организации и координации человеческой деятельности.
Таким образом, роль языка является фундаментальной для человеческой деятельности. Язык и языковая культура, являясь частью культурно-исторической традиции, представляет собой уникальный феномен, регламентирующий и результирующий деятельность человека и общества.
Надо сказать, что следует различать языковую культуру общества и языковую культуру личности.
Языковая культура общества, как считает профессор В. И. Аннушкин, решает практические задачи: ее цель — благоустройство общественной, производственной и бытовой жизни человека. Культура предполагает сохранение всего ценного в нравственном, образовательном, эстетическом аспектах нашего бытия [1. с. 96].
Языковая культура личности — это обусловленный языковой культурой общества характер поступательного языкового развития личности. При этом реализация свобод, прав и обязанностей личности находится в существенной зависимости от ее языковой активности, детерминирующей определенный уровень языковой культуры. Языковая культура личности проявляется в совокупности представлений, взглядов, чувств индивида, выражающего свое нравственное и идеологическое отношение к языку. По нашему определению, языковая культура личности — это качество использования средств и возможностей языка, обусловливающее эффективное функционирование человека в обществе, его духовное и культурологическое становление.
Что же необходимо, чтобы формирование духовной личности происходило последовательно, логично и без духовных искривлений, которые, к сожалению, являются сопутствующими в системе эволюционных и революционных отношений личности и общества?
В первую очередь, следует выстроить систему нравственных и идеологических координат. Языковая культура сама по себе ценностная, но аксиологическая шкала должна быть ясно прописана и встроена в систему народного образования, где и происходит формирование личности как носителя языковой культуры. Необходимо выработать систему мер по сохранению экологической чистоты литературного языка.
Совершенно естественно, что нас волнует сохранение русского литературного языка, его этимологической составляющей, культурной традиции общения. Безусловно, необходимо усилить изучение русского языка в его историческом развитии. Необходимо уже в начальной школе знакомить учащихся со старославянским и древнерусским языками. Еще профессор С. Аверинцев говорил о святости славянского языка, его удивительной точности, емкости, ясности выражения и практически полном отсутствии нецензурной лексики. Славянский язык был настроен на мелодику общения с Богом, и сквернобесная речь была неуместна, не вписывалась в систему нравственных координат языковой культуры древних славян. Особенно экологическая составляющая языка усилилась после принятия древними русичами крещения в 988 году. Фундаментом языковой культуры стала христианская система ценностей, т.е. речь стала идеологическим инструментом, формирующим сознание. Языковая культура стала играть важнейшую роль в формировании человека как духовной личности. Использование языка становилось социально ответственным. Общение человека с Богом, человека с человеком и природой несет в себе не только коммуникативную функцию, но нравственную. Носитель языковой культуры совершал ежеминутно нравственный и идеологический выбор. И там, где выбор совершался не в пользу христианской традиции, ставшей основой народной нравственности, происходило искривление языковой культуры, духовная ушибленность и ущербность поражала народную душу. Язык становился неполноценным, обеднялась его образная система и метафорическая составляющая. Именно в века духовного оскудения в русской речи появляются так называемые матерные слова. Нецензурная лексика проникает не просто в сознание, но поражает народную душу. Матом с Богом уже не поговоришь. Конечно, Церковь боролась за душу народа. И тогда искривленная речь уходила в смеховую культуру, в пословицы и поговорки. Некоторые исследователи подают это явление как обогащение русского языка новыми элементами. Но есть ли от этого польза языковой культуре, призванной формировать духовную личность? Ответ очевиден. Сознание, пораженное сквернословием, бедно по содержанию, отсутствует красота высказывания, теряется норма, вне которой невозможно логическое построение речи. Так называемая краткость нецензурной речи говорит не о таланте говорящего, а о его скудоумии, неумении высказать ясно и четко мысль. Собственно, и мысли у такового говоруна весьма хаотичны, не способны определить нравственную шкалу ценностей. Если такое явление происходит в индивидуальном порядке, то языковой культуре общества опасаться нечего, но, к сожалению, сегодня можем констатировать, что искажение речи приняло массовый характер. Говорить красиво стало не модно, мы все более и более уходим от классической традиции. В системе просвещения заводится разговор об отмене в школьной программе по литературе ее классиков, предлагаю откровенных графоманов от литературы и современных новомодных писателей, говорящих не о созидании культуры, но ее разрушении. В таких условиях сформировать духовную личность, способную к самоорганизации и узнаванию культурно-исторической традиции собственного народа, весьма сложно.
В сложившихся условиях необходимо следовать классической традиции, еще более внедрять в сознание русского школьника произведение А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, Ф. Достоевского и других классиков нашей литературы. Именно они сформировали наш литературный язык, подняли уровень нашего самосознания на небывалую высоту.
Вспомним, что если бы не было Пушкина, то не появился бы Тютчев и Фет, Блок и Есенин, которых можно считать продолжателями русской классической традиции. Это фундамент, на котором стоит языковая культура.
Даже в страшные революционные годы, когда казалось, что русская культура погибнет под обломками русской государственности, то именно язык и русская литература сумели сохранить народное самосознание, дать нравственные ориентиры, определить спасительные пути и фактически воссоздать русское государство.
Надо признать, что государство в лице руководителей понимали значение языковой культуры. Показательно, что Сталин занимался вопросами языкознания. Он прекрасно осознавал роль языка в формировании личности.
И сегодня государственная политика должна целенаправленно выстроить нравственно-идеологический путь, способствующий формированию языковой культуры, потому что вне культуры – нет личности.
Таким образом, языковая культура играет важнейшую роль в духовном становлении личности, которая является фундаментом любого человеческого общества, любой культурно-исторической традиции. Без этого невозможно выработать наш русский идеал, совершить нравственный выбор.
 Список литературы:
1. АННУШКИН В. И. Русская риторика. Исторический аспект. М. : Высш. шк. , 2003.
2. ШИРЯЕВ Е. Н. Что такое культура речи. М. : Наука, 1995.

* Гальперин, В.М. Микроэкономика [Текст]: в 3-х томах: учебник / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов; ред. В. М. Гальперин. – Москва: Омега-Л; СанктПетербург: Экономикус, 2010 – Т. 3: Сборник задач: учебное пособие. – 2010. –
171 с