Общество. Статья для Энциклопедии

Андрей Незванов
Общество осуществляется в нескончаемой нелокализованной Литургии как межличном обмене культурными смыслами, позволяющем и помогающем всем и каждому служить Богам. В Служении получается «пятый элемент», необходимый для жизни человеческого духа. В литургическом общении граждане говорят друг с другом в слух Богов, храня требуемую почтительность, об образах Божьих, явленных в культуре.
Институциональная культура служит поддержанию литургии как общественной коммуникативной  экзистенции.

Литургия является почвой для Семени Божьего сеемого в человеки. Она отличает Общество от всех других форм коллективной жизни.

Взятое в индустриальном плане, как производящее, общество, в первую голову, производит граждан. Это главное производство, которому подчинены все остальные.

Об этом, в частности, говорит Дж. Стюарт Милль, критикующий утилитаризм Бентама. Он утверждает, что «… конечной причиной существования материальных интересов, делающей возможным объединяющие людей социальные формы бытия», есть «национальный характер».

Гражданин есть лицо, способное полноценно участвовать в Литургии, или общем Культе.
Общество, производящее некультурных людей, не способных к Служению, а также идиотов и правонарушителей, не отвечает образу идеального града и рассматривается как «больное», или «несовершенное».
 
Воспроизводство обществом самое себя, как оно есть, со всеми имеющимися несовершенствами, есть вторая задача, в норме подчинённая первой.
Смещение целевых приоритетов общественного творчества с первой задачи – производства совершенного гражданина; на вторую – самовоспроизводство; чревато общей духовной деградацией и разрушением.

Смена Культа и приостановка Литургии необходимо сопровождается периодом тотального отрицания. Рождённые в период отрицания суть самые несчастные люди: они вырастают в монстров. Место культуры занимают произвольные фантазии личностей, утративших – вместе со Служением – смысл существования.
Пожелание «Жить тебе в эпоху перемен!» не зря воспринимается как проклятие.

Христианская культура не является революционно новой по отношению к античному миру: она органично вырастает из исторически предшествовавших культур Средиземноморья.
Другое дело – варварские народы. Выводы делайте сами.

(Полный компендиум гуманитарного знания обретается в собрании "Моя Энциклопедия")