Олюшка

Надежда Кутуева
- Модель «ОЛОШ – 5», - прочитала бабушка, рассматривая симпатичное голубоглазое личико с льняной чёлкой. – Странно как-то звучит, совсем не похоже на имя. Может, мы будем называть её Олюшкой?
- Замечательно! – отозвался папа, деловито разматывая длинный-предлинный электрический шнур.
- Мы согласны! – закричали близнецы Саша и Даша. То, что они, не сговариваясь, хором произносили целые предложения, никого уже давно не удивляло.
- Вот и приехала домой моя помощница, - ласково сказала мама, поглаживая Олюшку по голове.
- Всё делаем точно по инструкции, - торжественно произнёс дедушка, - сейчас надо подключить  домокуклу к электросети.
Раздался лёгкий мелодичный звон, и на голове Олюшки замигала голубая лампочка, мягким зелёным светом засветилось табло на её груди.
И вдруг на всю кухню раздалось громкое восклицание:  «Га-ла-мэ-ва!»
Люди одновременно вздрогнули, а Олюшка  вопила противным гнусавым голосом одни и те же непонятные звуки.
- «Га-ла-мэ-ва!» - торопливо читал инструкцию дедушка, - кукла-робот произносит в том случае, если что-то вокруг её не устраивает, что-то делается не так. Что у нас здесь делается не так, а?
Папа поспешно убрал газету, лежащую на кухонном столе – он имел обыкновение читать во время еды. Близнецы бросились собирать свои игрушки, разбросанные повсюду. Бабушка убрала с кресла незаконченное вязание. Дедушка  взял с подоконника  трубку с табаком – он тайком курил на балконе, хотя говорил всем, что навсегда расстался с этой вредной привычкой. Мама принялась мыть посуду, оставленную в раковине. 
И только в тот момент, когда кот Люша  нехотя  достал из-под дивана припрятанную на всякий случай косточку, Олюшка перестала вопить,  табло на её груди замигало весёлыми огоньками и на нём появилась какая-то надпись.
-  "Что заказываете на ужин?" – прочитала бабушка. – Эх, хорошо бы домашних котлеток поесть да блинчиков со сметаной. Все продукты куплены, а приготовить некогда. Да и лень мешает, что уж тут скрывать…
- А на гарнир картофельное пюре, - дополнил дедушка.
- А ещё кашу! Манную кашу!  И какао! – закричали близнецы.
«Заказ принят», - высветилась надпись на табло, и Олюшка, легко развернувшись на металлических роликах, покатилась в сторону кухни. Открыв холодильник, она аккуратно вытащила продукты, положила их на стол  и принялась за работу.
Домочадцы потихоньку занимались своими делами, но больше всего их интересовало то, что происходит на кухне.  Поэтому каждый находил время подойти к двери кухни, чтобы посмотреть, что делает Олюшка.
А она загрузила остатки грязной посуды в посудомоечную машину, поставила на плиту сковородку и разморозила фарш.
- Такое чувство, что домокукла заранее знала расположение нашей кухни, - отчего-то шёпотом сказала мама.
- Но ведь кухня у нас стандартная, в конструкторском бюро по изготовлению домашних роботов наверняка всё это учли, - весело отозвался папа.
Он уже понял, что его подарок пришёлся жене по душе.
- А вдруг она разобьёт те красивые тарелочки, которые  подарили мне на юбилей? – шёпотом сокрушалась бабушка.
- Или приготовит еду, которую невозможно есть, - добавлял папа.
- К тому же она могла бы сначала спросить, что мы любим покушать, - проговорила мама.
- А как? Как бы она спросила? – допытывались дети.
- Кукла-домработница оснащена прикладным компьютером, - авторитетно пояснил папа, - всё, что она должна спрашивать, высвечивается на табло.
Часа через полтора из кухни раздался мелодичная мелодия. Кот выгнул дугой пушистую спинку и зашипел, а  хозяева квартиры  поняли, что наступило время ужина. Все блюда были приготовлены, и маме осталось только положить еду на тарелки.
Сначала ели молча, а потом мама громко изумилась:
- Я никогда бы не сумела за это время приготовить столько блюд!
Дедушка не выдержал и воскликнул:
- До чего же вкусно, прямо как в ресторане!
- Можно подумать, что мы с дочкой хуже готовим, - поджала губы бабушка.
- Так ж это же вы, а здесь какая-то железяка, и вдруг сумела вкусную еду приготовить.
- Не железяка,  а Олюшка, помощница наша, - ласково обняла  мама  домокуклу.
Олюшка улыбалась своей обычной искусственной улыбкой, но всем казалось, что она радуется похвале.
Домокукла не только прекрасно готовила, она и уборку  в просторной квартире проводила быстро и тщательно. Поначалу всех раздражал длинный электрический шнур, повсюду тянувшийся за домокуклой, но к этому неудобству быстро привыкли.
Олюшка трудилась целыми днями и делала, как разумное существо, именно то, что нужно было делать в данный момент. Если накопилось грязное бельё, она загружала его в  стиральную машину, а после стирки стояла полдня у гладильной доски, скрупулёзно отутюживая каждую складочку на ткани.
Когда приходила пора мыть окна, Олюшка разворачивала специальную лесенку с ограничителями для роликов, входящую в комплект при покупке, взбиралась на неё, и скоро оконные стёкла празднично блестели.
Генеральная уборка теперь проводилась каждую неделю, и мама с бабушкой смущённо отводили глаза, когда домокукла находила в шкафу кипу квитанций  об оплате за коммунальные услуги десятилетней давности или испорченный молью шерстяной  свитер,  давно вышедший из моды.
Теперь у всех членов семьи появилось свободное время, которого раньше так не хватало.  По утрам мама, не торопясь, кормила всех завтраком, который приготовила домокукла, а вечером, забирая детей из детского сада, подолгу гуляла с ними в парке, зная, что вкусный ужин будет приготовлен вовремя, в назначенный час.  В доме теперь был  идеальный порядок: Олюшка успешно освоила пылесос, мастерски мыла полы шваброй и протирала пыль в самых труднодоступных местах.
Бабушка и дедушка увлеклись скандинавской ходьбой, а по вечерам читали внукам сказки, не забывая восхищаться работой Олюшки.
Идиллия иногда нарушалась криком «Га-ла-мэ-ва», и тогда домочадцы  бросались срочно исправлять  свои ошибки. Надо сказать, что попусту Олюшка  эту фразу не произносила.
Однажды папа непростительно долго задержался на работе, и его телефон был недоступен. Вся семья, за исключением близнецов, мирно уснувших в своих кроватках, не находила себе места от волнения. И когда  щёлкнул замок во входной двери, все бросились в прихожую.
Но первой встретила хозяина Олюшка, и тут же  на всю квартиру раздалось знаменитое: «Га-ла-мэ-ва».
- Ну чего ты раскричалась? – виновато  отвечал ей папа, повесив пальто мимо вешалки. – У сослуживца юбилей был…понимаешь, юбилей…такое нечасто случается. Выпили, конечно…может, и перебрали. Со всеми бывает…
- Га-ла-мэ-ва, - гневно отвечала ему домокукла.
- Ну, ладно, согласен, что неправ. Больше такое не повторится, даю слово.
Олюшка замолчала и,  деловито звеня роликами, покатилась  на кухню. Хозяин неуверенным шагом пошёл  следом.
Мама с бабушкой переглянулись и, еле сдерживаясь от смеха, подошли к двери кухни, приоткрыли её  и потихоньку  наблюдали, что там происходит.
А папа, приобняв Олюшку, рассказывал ей о своём замечательном дружном коллективе и о лучших друзьях. Потом он  с аппетитом поужинал и отправился спать, а мама, отключая Олюшку на ночь  от электросети, снова ласково её обняла.
Домокукле не надо было что-то приказывать и объяснять. Если в  семье ждали гостей, то просто закупали накануне большее количество продуктов, и  Олюшка готовила столько, что голодным никто не оставался. 
А какими завистливыми глазами смотрели на Олюшку мамины подруги! И говорили при этом наперебой:
- Конечно, теперь ты себе можешь позволить и посещение косметического салона, и поход в парикмахерскую, и много чего ещё.  И вообще ты, дорогая, за последнее время словно помолодела лет на пять. И это неудивительно с такой помощницей!
При этом они бросали в сторону своих мужей настолько красноречивые взгляды, что те, поёживаясь, сразу же обещали приобрести своим любимым такой же подарок…когда-нибудь, когда появятся лишние деньги.
Все полюбили домокуклу, все восхищались её работой по дому. Но появился  у неё и тайный враг - кот Люша, которого она тщетно пыталась отучить от привычки спать на диване и оставлять в укромных местах  сахарные  косточки.
Люша долго думал, как избавиться от Олюшки и, наконец, придумал.
Вечером домокуклу отключали от элекросети.  Всю ночь она смирно стояла в углу кухни,  и голубая лампочка на её голове не мигала.
И вот однажды, прокравшись в кухню, кот осуществил своё чёрное дело: он надгрыз длинный электрошнур в том месте, где тот касался пола при передвижениях  роботессы. 
Утром мама пошла включать Олюшку, а кот шёл следом за ней. В тот момент, когда домокукла уже была готова к работе, Люша  прыгнул на кухонный стол и опрокинул вазу с цветами так ловко, что вода попала на  электрошнур.
- «Гаааа…», вскрикнула было Олюшка, но в этот момент раздалось какое-то шипение, хлопок, и в квартире погас свет. Домокукла замолчала, лампочка на её голове и табло на  груди сначала беспорядочно замигали,  а потом погасли.
Испуганная мама быстро выдернула шнур из розетки и позвала на помощь мужчин. Пришедший по срочному вызову электромонтёр быстро устранил последствия короткого замыкания, а про Олюшку сказал, что здесь понадобится помощь других специалистов. 
- Домокукле требуется гарантийный ремонт, - авторитетно заявил он.
Когда папа вечером вернулся с работы, они с мамой отправились в магазин. Улыбчивый продавец быстро оформил необходимые документы для гарантийного ремонта и в качестве компенсации предложил попробовать в домашнем хозяйстве  в течение недели, пока роботессу не починят,  новую модель – «ОЛОШ-6».
- Ах, какая красавица! – воскликнула бабушка, увидев  её. – Такую и домокуклой не назовёшь, настоящая дама. Предлагаю звать её Ольгой.
- Ольга! Ольга! Здравствуй, Ольга! – закричали дети, прыгая вокруг.
На табло высветилась надпись.
- Правило номер один: никогда не допускать к эксплуатации робототехники детей. Эти неуправляемые существа способны серьёзно повредить дорогостоящие приборы, -  прочитал  дедушка.
Саша и Даша тут же перестали прыгать и, посмотрев друг на друга, почему-то спрятались за бабушку.
- Правило номер два: никогда не называйте роботессу домокуклой. Это неэтично.
- Достаточно правил на сегодня, - прервал его папа.- Я уже проголодался.
И посмотрел на роботессу.
Горела голубая лампочка на её голове, сияло табло на груди, но кукла не сдвинулась с места.
- В чём дело? – удивился папа.
- Чтобы роботесса приступила к своим обязанностям, необходимо зайти в раздел «Меню» и выбрать соответствующую команду, - продолжил чтение дедушка.
На табло высветился длинный список, и мама выбрала из предложенных пунктов меню команду «Приготовить пищу».
- Мне гуляш!
- Не забудьте про картофельное пюре!
- И ещё омлет!
Ольга неспешно направилась в сторону кухни и остановилась около стола.
- Мы что-то сделали не так? – удивилась мама.
- Необходимо подготовить все ингредиенты, необходимые для приготовления пищи, - гласила инструкция.
Мама достала из холодильника и положила на стол перед роботессой продукты.
Вся семья расположилась перед телевизором в ожидании скорого ужина. 
Вскоре раздалась весёлая мелодия, приглашающая домочадцев к столу.
Запах подгоревшего мяса никого не смутил – уж очень хотелось есть!
Первым не выдержал дедушка:
- Это не котлета, а какая-то подгоревшая подошва! Есть невозможно.
- А пюре без масла и с комочками, - грустно вздохнула бабушка.
- А я сейчас напишу замечание, здесь есть такая функция, - бросился к клавиатуре папа.
Он быстренько что-то написал, и тут же получил ответ: на табло появилась чёткая запись: «Мне очень жаль, но ингредиенты для блюд были подобраны неверно».
- Да, я  на самом деле забыла положить на стол масло для пюре, но ведь Олюшка сама его брала из холодильника…
- Давайте пить чай, - нашёл выход из положения папа. – Я сегодня по пути купил торт.
Близнецы захлопали в ладошки, а дедушка с бабушкой уныло переглянулись, вспомнив о своём  повышенном  холестерине.
На следующее утро мама, стараясь ничего не забыть, положила на стол все продукты, необходимые для приготовления манной каши и включила роботессу.
Малыши размазывали кашу ложками по тарелкам и вздыхали.
- Что? Снова невкусно? – удивилась мама.
- А ты сама попробуй!
Мама осторожно поднесла ложку ко рту. Каша была настолько пересолена, что есть её и на самом деле было невозможно. Женщина по привычке оставила на столе полную солонку, а Ольга опрокинула её в кашу!
- Ничего, в садике позавтракаете, - мама вывела детей из-за стола  и приготовила для всех бутерброды.
Домой она вернулась с двумя пакетами, полными продуктов. И услышала тихое жужжание пылесоса. Наверное, Ольга включилась в уборку. 
Заглянув в комнату,  она увидела следующую картину: дедушка пылесосил ковёр, а рядом, улыбаясь стандартной улыбкой, стояла Ольга.
- А почему домокукла не работает? – удивилась мама.
- Мы ввели команду, а она ответила: «Команда задана неверно».
Так мы ничего и не добились, - пояснила бабушка.
Женщины, не сговариваясь,  отправились на кухню – готовить еду.
Вечером мама в сердцах сказала:
- Пусть эта новая помощница хотя бы посуду помоет,  в программе точно есть функция: «Поставить тарелки в посудомоечную машину».
Но не успела она выйти  из кухни, как раздался ужасный грохот.
- Мои фарфоровые тарелочки! – ахнула бабушка, отбросив в сторону вязание.
Она не ошиблась: её любимые тарелочки  превратились в груду белоснежных осколков. А Ольга, нахально улыбаясь, стояла посреди кухни. На табло светилась чёткая надпись: «Уважаемые хозяева! Ваша ПММ безнадёжно устарела. К тому же в процессе эксплуатации роботов рекомендуется использование металлической посуды».
Бабушка не выдержала и расплакалась, дети тоже захныкали. Папа со злостью выдернул вилку электорошнура  из розетки, а мама принялась за незапланированную уборку.
Потом счастливое прежде семейство отправилось спать, но никто не мог уснуть.
- Помнишь, как помогала нам Олюшка? – задумчиво спросила мама.
- А  как же! Ещё она меня отругала за позднее возвращение и за выпивку. Помню, как возвратился домой, а она как завопит своё «Га-ла-мэ-ва!»
Родители дружно рассмеялись,  и, услышав этот смех, в спальню прибежали близнецы.  Даша ловко забралась на кровать и легла рядом с папой, а Саша примостился рядом с мамой.
Потом в дверь вежливо постучали, и в спальню зашли дедушка с бабушкой. Они, не включая свет,  устроились в уютных креслах. 
Все вместе они весело вспоминали Олюшку, а потом дедушка изрёк:
- В конце концов пять дней истекают послезавтра, и  роботессу  можно вовсе не включать, лучше подождём нашу любимую Олюшку.
А Ольга молча стояла в углу кухни, и свет уличного фонаря отражался в её холодных красивых глазах. В ногах роботессы удобно устроился Люша, который,  мурлыча, доедал вчерашнюю пережаренную котлету, предусмотрительно спрятанную им под диваном.
- К сожалению, вашу  роботессу отремонтировать не удалось, - сообщил им через день продавец. – Но вы можете оставить себе новую модель, так предусмотрено правилами.
- Нет, мы хотим такую же, как была у нас раньше.
- Производство прежней модели уже прекращено, - вздохнул продавец. -  А претензии можете предъявить в технический отдел НИИ робототехники.
Мама и папа отправились в НИИ. Начальник технического отдела слушал их очень внимательно и удивлялся:
- Не может быть, чтобы роботесса реагировала на поведение хозяев и осуждала их поступки, как разумное существо!
- Подожди-ка, Михалыч, - вдруг вмешался в разговор один из сотрудников отдела, сидящий в углу. – А помнишь,  года два назад у нас на заводе по производству роботов на практике были студенты? Похоже, они и внесли изменения в компьютерную программу.
- И очень даже хорошие изменения! – заметила мама.
- Но мы помочь ничем не сможем. Модель «ОЛОШ – 5» в прошлом году безнадёжно устарела и уже снята с производства, - авторитетно заявил начальник отдела. -  При желании вы  можете в магазине поменять испорченный товар на новый.   Или вам вернут деньги.
- Лучше уж забрать деньги, чем пользоваться услугами Ольги, - сказала мама, когда они вышли из здания НИИ. 
- Но ведь мы и без роботов прежде неплохо жили, правда? – заметил папа.
Они посмотрели друг на друга и рассмеялись.