У костра - 3

Иван Малюшицкий
                3      

        Третий день ничем не отличался от предыдущего и за работой пролетел незаметно. И вот уже опять на небе стали сгущаться сумерки. Василий Иванович принёс охапку сухих веток и чиркнув спичкой разжёг костёр. Яркое пламя осветило поляну вокруг которой сплошным массивом возвышались деревья оставляя лишь маленький просвет на котором уже стали проступать звёзды. В свете костра были видны ровные ряды ульев и кочевой домик с летней кухней говорящие о том, что это пасека.  Усевшись на лавочке вблизи огня, Вика обратилась к своему дедушке:

  - Дедушка, что ты сегодня мне будешь рассказывать? - и тут же добавила. - Я хочу, чтобы ты продолжил рассказывать о своём детстве. Мне вчера очень понравилось.
  Усевшись на свободное место рядом с внучкой, Василий Иванович на несколько секунд задумался, а затем произнёс:   
 -  Сегодня, пожалуй, начну рассказывать истории школьного периода, когда я был по возрасту такой как ты сейчас и даже немного старше.

       Когда мне исполнилось одиннадцать лет, решил развести голубей. Смастерил несколько клеток. Пропилил в крыше с фронтальной части дома для каждой окна, как говорится, сделал всё по высшему разряду. Дело оставалось за малым – где взять голубей?  О том, чтобы купить, у меня никогда не возникало мысли. Наша семья была многодетная и этим, пожалуй, всё сказано.
      Я знал лишь одно место, где можно было их достать, это совхозный ток, куда во время уборки урожая свозили зерно. В тот период от голубей не было отбоя, тучами они кружили над зернохранилищем.    
    
     Вначале приспособился ловить на петли, которые плёл из конского волоса. Для этого пришлось «позаимствовать» у совхозной лошади часть хвоста. Азарт, конечно, был большой, но такая ловля отнимала много времени и я придумал более эффективный способ добывания голубей, это принцип мышеловки. Для этого мне понадобился ящик, а на территории тока их было предостаточно; палка длиной двадцать пять сантиметров; метров пять крепкого шнура, ну и, конечно, приманка – зерно.               
       Когда птицы заходили под ящик, приподнятый с одного конца на высоту палочки, к нижней части которой был привязан шнур, я дёргал за него, ящик резко опускался на землю и накрывал голубей.
    При помощи этого нехитрого приспособления отлавливал каждый день до десятка экземпляров, приносил домой, помещал в клетки и, продержав несколько дней, выпускал. К моему огорчению, вылетая, мои пленники назад не возвращались. Я не на шутку раздосадованный не знал, что мне делать...      
       Однажды мой товарищ и сосед Васька Казначеев, видя мои безуспешные попытки развести голубей, сказал: «Я знаю одно место, где этим пернатым нет счёта. Давай вечером, как только они расположатся на ночлег, слазим и наловим, сколько захочешь?! Опасности никакой нет, так как голуби там ничейные и, в отличие от тех, которых ты пытаешься приручить, эти более домашние, и я думаю, смогут прижиться».
Я дал согласие и, дождавшись вечера, мы пошли на «промысел».               
      
      Голуби проживали на чердаке двухэтажного многоквартирного дома. Попасть туда можно было только с площадки верхнего этажа. Поднявшись по вертикальной лестнице и открыв люк в потолке, мы оказались на крыше. Как только глаза немного привыкли к темноте, увидели в маленьком просвете небольшого оконца удобно расположившиеся на жёрдочках, воркующие комочки. Стало ясно, что за голубями есть уход. Мы оказались на положении воров. Только хотели уже возвращаться назад, как вдруг в просвете люка увидели поднимающийся на крышу силуэт взрослого человека; им оказался ученик десятого класса, проживающий в этом доме.

      Не спросив, что нам здесь нужно и как мы сюда попали (хотя и так было понятно) - надавал нам отличных тумаков. Убегая, оказались в руках отца этого драчуна который поджидал нас на площадке под люком. Записав фамилии сказал, что сообщит в школу...,  а через несколько дней мы узнали - наш обидчик застрелился. Возможно по этой причине руководство школы не узнало о нашем проступке.
       
     Погибший, как мы потом узнали, был лучшим учеником и претендовал на золотую  медаль, а покончил с собой, говорят, из-за конфликта с учительницей. Вся школа, в том числе и мы с Васькой, присутствовали на похоронах.
     По понятным причинам расстройства особого у нас не было  (слишком свежи были воспоминания, о незаслуженном наказании). После этого случая у меня пропала охота заниматься голубями.               
     Совсем скоро я нашёл другое занятие...

      Очередным моим детским увлечением была охота. Смастерил себе добротный лук. Особое внимание уделил изготовлению стрел. Для более успешной охоты наконечники сделал по особой технологии, – придав им форму гарпуна. В скором времени охотничий инвентарь был в полной готовности.  Дело оставалось за малым – найти объект охоты.               
    Для начала пострелял по мишени, но желание подстрелить дичь побудило меня к более активным действиям.             
     В конце огорода увидел стаю сорок и попытался подойти к ним на расстояние выстрела, но это мне никак не удавалось. При моём приближении птицы улетали. Устав от преследования, и уже смирившись со своим положением, пошёл  домой.               
      И всё же я один выстрел произвёл! - это были наши домашние куры, которые спокойно копошились вблизи забора. Не могу объяснить, зачем я это сделал и выстрел то был не прицельный, просто пустил стрелу в их сторону...  И вот он, "закон подлости", стрела угодила прямо курице в зад, да там и застряла. 
    
       Пострадавшая от горе-охотника птица с криком побежала в огород и скрылась в зарослях картошки. Я долго бродил по огороду, пытаясь её отыскать, чтобы вытащить злополучный гарпун, но не смог - словно в воду канула. Устав от безрезультатных поисков, расстроенный, пошёл домой. Через несколько дней отец случайно наткнулся на мёртвую курицу, из которой торчала важная улика моей недавней охоты. После "обстоятельной беседы" со своим отцом, твоим прадедушкой, у меня навсегда отпало желание охотиться.      
    Конечно, долго без дела я не сидел и вскоре нашёл другое для себя занятие.

       Окончив говорить, Василий Иванович, взглянув на внучку, спросил:
- Я тебя ещё не утомил своими рассказами?
- Нет, дедушка, мне очень интересно.
- Хорошо, тогда слушай дальше...
 
       В детстве, в отличие от многих своих сверстников я очень любил мастерить.  Когда мне было двенадцать лет, построил настоящую лодку. Естественно, захотелось испытать её в действии.
      До ближайшего озера было километра два - два с половиной, мы называли его «Длинным». Ширина озера всего метров двадцать пять, не более, но зато в длину  все триста.   
    Взял дома тачку для вывозки навоза и с помощью ребят, проживающих на нашей улице, хоть и не без труда, но всё же доставили моё творение на озеро.               
   
      Целыми днями мы пропадали на нём, катаясь на лодке. Плавали на ней и солдаты, так как в нашей деревне был военный городок.      
    Лодка свободно выдерживала двоих взрослых, а мы, детвора, в ней могли разместиться по четыре, а то и по пять человек. Но однажды лодка исчезла и, только спустя какое-то время нашли её на речке, в полукилометре от озера. Назад уносить не стали, а продолжили плавание уже по реке.      
   
       Скоро начались  обильные дожди, а с ними пришло и наводнение. Речка вышла из берегов и разлилась на сотни метров.
      Покататься на лодке в условиях разлива нам ещё не приходилось, поэтому мы вдвоём с Казначеевым Васькой, с которым ходили за голубями, в предвкушении новых ощущений, отправились на речку.
      Уплыв далеко от берега и, лавируя между одиноко стоявшими деревьями, мы представляли себя капитанами, огибавшими острова среди необъятных просторов океана (кстати, вместе потом поехали поступать в мореходное училище).               
   
       И вот при очередной  попытке обойти остров "нас выбросило на рифы" – течением прижало лодку к дереву.
     Под напором воды она легла на борт. К счастью, мы успели ухватиться за ветки и, повиснув на них, стали удерживать лодку ногами. Постепенно потоком воды её развернуло, и наша задача была не дать лодке уплыть. Я продолжал удерживать её ногами, а Васька, как самый лёгкий сел в лодку и стал руками вычерпывать воду за борт...   
    
      В итоге мы благополучно вышли из этой, сложной, ситуации. Не дав лодке уплыть, тем самым мы спасли не только её, но и в первую очередь себя.
   Придя в очередной раз покататься, к нашему огорчению, лодку мы больше не нашли. По всей видимости, её унесло в озеро Ханка - место, куда впадала наша речка.
         
      Окончив рассказ, Василий Иванович обратившись к внучке, сказал:
 - А ведь моряком я стал, думаю, благодаря моим детским увлечениям. Лодка была не единственным моим "изобретением". С водой связано ещё несколько моих творений.               
       Подкинув в костёр хвороста, Василий Иванович промолвил:
- Расскажу ещё об одном...
 
       В нашей деревне кружков технического творчества не было, поэтому придумывать и мастерить приходилось одному, без помощи взрослых. Видимо, у меня были к этому способности, ну и, конечно, желание творить. К зиме сконструировал и изготовил парусный буер. Даже придумал тормоз, чтобы в экстренных случаях можно было сбавить скорость и остановиться. Одно упущение всё же было - недоработал парус. Он был изготовлен из обыкновенной простыни, прикреплённой намертво к двум поперечным рейкам, что впоследствии оказалось грубой ошибкой.               
   
     Как только морозы сковали водоёмы, мы с ребятами на руках унесли моё творение на уже известное тебе «Длинное» озеро. Испытание проводил сам изобретатель, то есть я.
      Только уселся в буер, как порыв ветра подхватил и понес меня вдоль озера.   Скорость стремительно нарастала!.. Я попытался затормозить, но при таком ветре, а он был довольно сильным, тормоз оказался совершенно никчемным. Буер быстро продолжал набирать скорость.
   
      Финиш, – конец озера, - приближался с устрашающей быстротой. И вот финал!.. - На огромной скорости буер врезался в берег. Меня выбросило метров за пять в густую траву которая смягчила падение.
    Буер развалился на части и ремонту уже не подлежал. Хотя если быть объективным, то интерес к экстремальным видам зимнего катания у меня пропал сразу.      
    
     Окончив рассказывать, Василий Иванович повернувшись к внучке, сказал:
 - Течение времени не остановить. Детство безвозвратно ушло в прошлое. Но воспоминания остались в настоящем, и это прекрасно! 
Затем, выдержав небольшую паузу, спросил:
  – Ты ещё не устала слушать?  А то, может, уже пойдём спать?!
  -  Дедушка, мне спать совершенно не хочется. Рассказывай!
 – Ну, хорошо, расскажу тебе историю о том, как мне пришлось участвовать в тушении пожара...

       Место, где прошло моё детство, было знаменито тем, что там в какой-то период времени находился штаб армии, а затем штаб дивизии.
     Военный городок, к которому примыкало наше село, давал возможность деревенским ребятам учиться в школе с хорошими педагогами. Вместе с нами, а их было большинство, учились и дети военных. Дом офицеров, военторговские магазины, госпиталь на территории села, значительно улучшали быт сельских жителей.               
     Помимо дома офицеров на территории воинской части был кинозал для солдат, куда мы, деревенские дети, раз в неделю, а то и два, по вечерам бегали бесплатно посмотреть кино. Показывали в основном военно-патриотические фильмы. И хотя нам запрещалось ходить на вечерние сеансы, тем более в воинскую часть, мы, как и многие подростки того времени, почти регулярно посещали кинозал.
Дежурные сержанты, облачённые властью, нас, гражданских, в кинозал не пускали. Но простые солдаты, видимо, скучая по оставленным на гражданке братьям и видя наше страстное желание посмотреть кино, разными способами умудрялись проводить нас в зал. К примеру: зимой - под полой своих шинелей. До начала фильма мы, естественно, прятались под лавки и, только в зале гас свет, тут же вылезали из своих убежищ и смотрели на равных со всеми.      
   
       Однажды осенью во время показа очередного фильма только выбрались из своих укрытий, как вдруг включили свет. Вошёл офицер и объявил: «Огонь угрожает переброситься на склады с боеприпасами! - Всем на выход!» Нам, подросткам, было за счастье посмотреть, как солдаты будут тушить пожар, а ещё лучше, самим принять в этом участие. Поэтому мы, не раздумывая, быстро проследовали за военными. Нашему взору открылось захватывающее зрелище. Почти на километр в длину, извиваясь, словно сказочный дракон, шипя и треща,  выбрасывая высоко в небо языки пламени огненная стихия, поглощала сухую траву и мелкий кустарник, опасно приближаясь к складам с боеприпасами.
   
     Сняв с себя куртки,  не потому, что жарко, а чтобы было чем тушить пожар мы, наравне с взрослыми, включились в работу.      
     К счастью, ветра в тот день не было и огонь в течение часа удалось затушить. Мы  по-настоящему были счастливы, осознавая, что внесли определённую лепту в тушение пожара. Мало того, нам в то время казалось, что во многом благодаря нашим героическим усилиям была предотвращена опасность возгорания складов.               
     Возбуждённые от совершённого благого дела, мы вместе со всеми проследовали в кинозал и уже, как герои дня, больше не прятались от дежурных, а те в свою очередь, глядя на наши чумазые лица и обожжённые куртки, спокойно пропустили нас в кинозал, что было особенно приятно. Когда уже за полночь мы пришли домой, то каждый из родителей, узнав, что произошло и, видя наши счастливые лица, за испорченные куртки и позднее время, по рассказам ребят, почти  никого не ругали.
   
      Окончив рассказ, Василий Иванович, изучающее, внимательно, посмотрел на внучку и понял, что она ещё не готова его отпустить. После короткой паузы, промолвил:
- Так и быть!.. - Ещё несколько маленьких историй и до вечера следующего дня  меня не беспокоить. – Договорились?!               
      Расскажу, как мне пришлось спасать тонущего мальчика...

       - Уверен, что мало кто знает, как правильно спасать утопающего, чтобы ненароком самому не утонуть. В школе нас этому не учили. Может быть, сейчас стали обучать? - В чём я очень сомневаюсь.               
    После сильных дождей, которыё не прекращались несколько дней, установилась жаркая августовская погода. Вся деревенская детвора устремилась на речку. Я не был исключением.
    Не дождавшись ребят со своей улицы, купаться в тот день отправился один. Уже был на подходе, когда услышал со стороны речки душераздирающий крик:
- Помогите!!!   
   
   - Перейдя на бег, - устремился на голос. Подбегая, увидел: ещё совсем недавно тихую и спокойную нашу речку трудно было узнать, - всё бурлило и клокотало. У края воды стоял взъерошенный Бояров Колька и, размахивая  руками, громко взывал о помощи.               
     Колька проживал на соседней улице и был на два года моложе меня, так что в свои тринадцать лет я уже был сравнительно взрослым!               
     Бросив взгляд в сторону речки, увидел  метрах в десяти от берега тонущего человека. Это был Колькин младший брат дошкольного возраста. Плавать он ещё не научился, но купаться, как и все дети, любил.    
   
    Быстрое течение стремительно уносило Сашку (так звали утопающего) всё дальше от берега на глубину. Было видно, как он с определённым интервалом то уходил под воду, то снова выныривал на поверхность.
    На берегу в то время, кроме Кольки и его среднего брата Петьки, никого не было.
     Не раздумывая, прямо в одежде, успев только сбросить на ходу туфли, бросился в речку. Вразмашку быстро догнал утопающего, но стоило к нему прикоснуться, как он мгновенно ухватился за меня, подминая под себя, стал топить, инстинктивно пытаясь выбраться на поверхность воды.   
    Все попытки оторвать его руки от себя были тщетными. - Схватил, что называется, мёртвой хваткой.    
    
     В критических ситуациях мозг человека начинает работать, как компьютер, за  секунды просчитывает множество вариантов выхода из создавшегося положения.               
     То, что я предпринял в следующее мгновение, видимо, было единственно правильным. Набрав побольше воздуха в лёгкие ушёл под воду, увлекая за собой на глубину крепко уцепившегося Сашку.  Погружаясь сразу почувствовал, что объятия, в которые  был заключён, стали ослабевать и уже в следующее мгновение «утопленник», бросив меня, стрелой устремился вверх. Осознав, что утопающий хватается за все, что на поверхности воды, понял, как нужно действовать.

     Поднырнув под Сашку, обхватил его левой рукой за шею и, лёжа на правом боку, свободной рукой стал подгребать к берегу, пока не почувствовал под ногами землю.
      Вытащив на мелкое место, передал в руки подошедшим взрослым ребятам. Сам же, в изнеможении, лёг на траву.         
      Быстро и со знанием дела, они освободили от воды лёгкие спасённого, и начали делать ему искусственное дыхание.
      Вскоре Сашка подал признаки жизни, заплакал, а значит – ожил!               
      
       В этой истории меня больше всего  поразило отношение  его матери к этому происшествию:
- Лучше бы ты утонул, – сказала она, когда ей рассказали о случившемся.   
    - То, что тётя Маша (так я её тогда называл) воспитывала детей одна, без мужа, не даёт ей право говорить так своим детям, тем более в нашем присутствии; мне лично было неприятно это слышать. Как следствие, от Сашкиной мамы я не услышал в свой адрес ни слова благодарности.   
   
      Уже спустя годы, размышляя над этим случаем, подумал: «Медаль бы мне не помешала». Но в то далёкое время по этому поводу я абсолютно не переживал, одно меня беспокоило: в чём пойду в школу. Когда в спешке на ходу снимал туфли, то одну обронил в воду, и её унесло течением.
Ну и последний...

     - Как только морозы сковали водоёмы ещё совсем тонким льдом, десятки сельских ребятишек, в том числе и мой младший брат, которому в то время было девять лет, стремглав помчались пробовать его прочность…               
     Два брата, Володька и Толька Басюки, недавно пришедшие с армии, в преддверии ноябрьских праздников, решили поправить телевизионную антенну - что-то стал плохо показывать телевизор. Приставив лестницу  к крыше дома,  Володька полез вверх.  Вдруг непроизвольно его взгляд упал в сторону озера, что в полукилометре от деревни. Внимание привлекла какая-то чрезмерная суетливость тех, кто там находился.
    
     Володька, обратившись к  стоявшему внизу Анатолию, сказал: «Принеси бинокль, кажется, что-то случилось на озере…»               
     Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что там произошло. Повернувшись к стоявшему внизу брату, сказал: «Быстро возьми в сарае верёвку, и за мной!» - Сам же, спустившись вниз, схватил лестницу, и сколько было духу, понёсся к озеру. Сзади, едва поспевая за братом, бежал  Анатолий, прижимая к себе увесистый моток пеньковой верёвки.
    Подбежав к озеру, они увидели посреди его полынью, из которой время от времени показывалось на поверхности воды полуголое тело подростка, а затем опять уходило под воду…
   
     Вот что спустя годы об этом случае рассказал мне сам брат:
 - Выехав на середину озера, услышал треск ломающегося льда, и в следующее мгновение, словно крапивой обожгло всё тело.               
Очутившись в ледяной купели, я первым делом постарался снять с себя тяжёлые валенки, на которые были верёвками, прикручены коньки. Затем, беспомощно пытаясь выбраться на лёд, снял с себя набухшую от воды фуфайку. Оставшись в одной рубашке и штанах, предпринял попытку вскарабкаться на лёд, но все оказалось напрасным, он тут же ломался, и  попытку нужно было возобновлять снова. И так много-много раз. Вконец обессилев, а главное совсем окоченев от холода, брат решил прекратить сопротивление, то есть борьбу за жизнь.

 - Выдохнув из себя весь воздух, я стал  погружаться на дно, но вода почему-то опять выбросила меня на поверхность... Дальше я ничего не помню, видимо потерял сознание. Как раз, в это время, подоспели братья Басюки. Володька, толкая впереди себя лестницу, за которой волочилась привязанная к ней верёвка, по-пластунски пополз к полынье. Схватив утопающего за руку, попытался вытащить его на поверхность, но в этот момент лёд под ним проломился и Володька оказался по грудь в ледяной воде.
       Вытащив на лёд моего брата, и привязав верёвку за его тело, подал команду Анатолию, чтобы тянул...
      
     Один из ребят, очевидец случившегося, запыхавшийся от быстрого бега, вбежал в наш дом и, прямо с порога:
 - Ваш Вовка провалился в полынью, и тонет!..
      Моя мама (твоя прабабушка), услышав страшную весть, с прыткостью молодой девчонки, сорвалась с места и понеслась на озеро. Когда тот мальчик сообщил о брате, я как всегда, что-то во дворе мастерил. Бросив всё, я тут же побежал вслед за мамой, едва поспевая за ней.   
     Тем временем Володька, двухметровый великан, своей богатырской грудью ломал  лёд, пробиваясь к мелководью.
    
     Когда мы подбежали, мой брат полураздетый лежал возле озера на фуфайке в бессознательном состоянии. Пар белым облаком поднимался над его остывающим телом.
     Схватив Вову на руки, твоя прабабушка стремглав пустилась в военный госпиталь, что стоял в центре села. Не отставая от неё, я то и дело поправлял сползающий с полуобнажённого тела шерстяной платок, которым она накрыла своего сына (моего брата).
   
    ... дежурный военврач, выслушав, что произошло и сколько времени Вове пришлось находиться в ледяной воде, сказал, что спасать бессмысленно, так как произошло сильное переохлаждение организма. Но видя мольбу в глазах твоей прабабушки позволил занести моего брата в душевую комнату. Положили Вову, не подающего никаких признаков жизни, на пол и включили горячую воду... Вскоре подошли Басюки (Володька уже успел переодеться), в руке у одного из братьев была бутылка спирта которым они стали растирать безжизненное тело.

     Прошло несколько минут и лежавший на полу в бессознательном состоянии Вова, вдруг стал содрогаться в конвульсиях. - Это было похоже  на эпилептический припадок. Володька и Анатолий продолжали интенсивно растирать спиртом всё тело, и даже немного влили спирта в рот. - Вдруг Вова заплакал…               
   
     Вопреки прогнозу военврача кроме пневмонии, которую вылечили там же, в госпитале, никаких осложнений больше не было. Где-то спустя месяц брат полностью выздоровел и пошёл в школу. Мало того, на новогодние каникулы, опять со своими сверстниками, на том же озере гонял, как и прежде, в хоккей.
    
     Уже на следующий день, моя мама (твоя прабабушка), написала заявление в сельсовет о благородном поступке братьев, которые, рискуя своим здоровьем, спасли её сына от верной смерти.  К концу года обоих Басюков наградили медалями: «За спасение утопающего».
      Не дожидаясь от внучки реплики на свой рассказ, произнёс:
-  А сейчас баиньки! Уже поздно: «Утро вечера мудренее».

    Продолжение - http://proza.ru/2020/12/30/613