Испокон веков русские поэты воспевали Отечество. Многие представители Серебряного века продолжили традицию: смогли не только сказать новое слово, но и донести до нас пример отношения к Родине. Почему И. Северянин к стихотворению «Моя Россия» берет эпиграфом две строки из блоковской «России»: «И вязнут спицы росписные//в расхлябанные колеи…»? Может, потому, что оба поэта хорошо знали свойства, ценные для русской души («песни ветровые»-«песни разрывные»; «прекрасные черты»-« земли неземные»; «мгновенный взор из-под платка»- «голоса девиц грудные»).
Но эти два произведения, несмотря на схожесть мотивов, резко отличаются по тональности: грустная у Блока и залихватская у Северянина. Вероятно, не случайно «Моя Россия» открывается и заканчивается оксюморонами («Моя безбожная Россия,//Священная моя страна!»-«Моя ползучая Россия,//Крылатая моя страна!»). Именно они подчеркивают двойственность чувств Северянина: и стыд, и гордость за Родину. Восклицательные предложения лишь добавляют пафоса, поэтому стихотворение звучит оптимистичнее, чем у Блока, выразившего свое неоднозначное отношение к России более интимно: «Тебя жалеть я не умею//И крест свой бережно несу…».
Если же сравнить стихотворение А. Блока с «Гой ты, Русь моя родная…» Сергея Есенина, то мы увидим совсем иное отношение к Родине. У Блока - это «нищая Россия» с «серыми избами», а у Есенина - «…Русь родная,//Хаты - в ризах образа…». Он восторгается полями, чахнущими у околиц тополями, чувствует в воздухе яблочный и медовый запахи, радуется девичьему смеху. Здесь мы не замечаем двойственности, поэт спокойно, без восклицаний заявляет в конце произведения: «…Не надо рая, //Дайте родину мою». И тут Есенин близок к Тютчеву («Умом Россию не понять…»), который, проведя за границей более двадцати лет, не растерял своих надежд и чувств к родине.
Можно по-разному относиться к творчеству упомянутых поэтов, но велика заслуга каждого из них: они не позволяют угаснуть нашей «генетической памяти» - памяти о корнях русского человека.